По результатам матчей он — самый успешный тренер в истории сборной Украины. Первый, кому удалось пройти с национальной командой на крупный форум сквозь сито стыковых игр. Впрочем, само по себе участие в европейском первенстве — не такой уж и грандиозный успех, и все мы надеемся, что во Франции Михаил Фоменко как минимум не испортит свою личную статистику на посту наставника сборной.
— Михаил Иванович, ожидание первого поединка турнира повышает градус напряжения в команде?
— Думаю, об этом вам лучше спросить у самих ребят. Со своей стороны могу сказать, что на рабочем процессе это точно никак не сказывается. Все идет своим чередом. Главное, что все здоровы и тренируются с полной отдачей. Уверен, что игроки понимают, где нам предстоит выступать, но при этом справятся с тем уровнем напряжения, о котором вы говорите.
— Профессор Преображенский из «Собачьего сердца» не советовал читать до обеда советские газеты. Вы следите за тем, что происходило в последнее время в отечественных СМИ?
— У нас много работы, и на это практически не остается времени. Перед нами стоят другие задачи, и если мы будем отвлекаться на анализ критики, то некогда будет заниматься делом.
— С вашей стороны нет рекомендаций футболистам — по возможности не читать в последние дни некоторые «напутственные» вещи?
— Нет, они же взрослые люди. Сами должны понимать, на что стоит обращать внимание, а на что — нет. У нас к ним одна просьба — заниматься своим делом. Недовольные были, есть и будут всегда. Мы к этому относимся с пониманием.
— Как вы считаете, можно ли из целого комплекса подготовки выделить какую-то одну составляющую — самую важную перед таким форумом?
— Нет. Нужно быть готовыми на все сто процентов во всех отношениях. Но готовность - это одно, а самое важное — реализовать свои возможности. Причем реализовать их уже не на сто процентов, а намного больше.
— В подготовке вас все устроило?
— Все, конечно, не может устроить никогда, но особых нареканий не было. Нам были созданы великолепные условия для того, чтобы мы думали только о работе, — проживание, питание, поля. Даже погоду подходящую подобрали (улыбается).
— На сколько процентов команда сейчас, за несколько дней до старта на Евро, готова физически?
— Оценку нашему состоянию дадут сами игры, но я не думаю, что у нас могут возникнуть какие-то функциональные проблемы. На первый план выйдет психология — это ключ, который либо позволяет реализовать свои возможности, либо не позволяет. Вот его нам и нужно подобрать. Убедить ребят, что даже сто процентов, как я уже говорил, не хватит для достойного выступления на таком уровне.
— В былые времена часто говорили о том, что на подобных турнирах команда выводится на пик формы ближе к поединкам плей-офф. Сейчас подобные предположения уместны?
— У футболистов есть определенный уровень готовности, который они заложили в клубах. Наша задача — его поддерживать. Мы же собрались сразу после окончания сезона, а не после длительной паузы. Весной многие наши исполнители находились в хорошем игровом тонусе — выступали во многих турнирах.
— Получается, нет смысла говорить о том, что первым матчем в группе можно пожертвовать?
— Разумеется, об этом не может быть и речи. На таких турнирах можно жертвовать здоровьем, но никак не результатом, к которому мы стремимся в каждой игре.
— Наш первый соперник в дополнительном представлении не нуждается. Вы смотрели трансляцию последнего спарринга с участием сборной Германии?
— Нет, в этом не было необходимости, поскольку у нас достаточно материала для анализа. По всем соперникам.
— Но своего представителя на игру немцев с венграми вы отправляли?
— Конечно. За матчами немецкой команды у нас следил Станислав Кочубинский, который предоставил всю необходимую информацию.
— Команда Йоахима Лева готовится рядом с вами. Наши разведчики за ней подсматривали?
— Нет, у них там все закрыто. Куча охраны — общая делегация, говорят, человек 300.
— А наши тренировки в Швейцарии тоже проходили в закрытом режиме?
— Мы старались никого на них не пускать. Но строгой секретности не было — у нас не все закрыто (улыбается).
— Немцы до последней игры пропускали в восьми матчах подряд. Вас это удивило?
— Нет, ведь большинство этих поединков носили контрольный характер — разные составы, разные задачи и так далее. Во Франции у бундестима будет совершенно другая мотивация.
— Пять последних турниров сборная Германии начинает с побед, причем по большей части — убедительных. Вас это не пугает?
— Да чего нам пугаться? Какой смысл тогда вообще участвовать в турнире? Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, с кем предстоит играть, но знаете, как говорят: «Волков бояться — в лес не ходить...»
— Ровно половину из последних 14-ти мячей немцы пропустили после розыгрыша стандартных положений. Вы обратили на это внимание?
— Мы на все обращаем внимание, но это, простите, наша внутренняя кухня. Какой смысл рассказывать сопернику о том, на что мы рассчитываем? Или, наоборот, — чего опасаемся. Наше дело -получить полную информацию и довести ее до ребят.
— Но слабые стороны вы нашли. Я вас правильно понял?
— У любой команды есть слабые стороны. Другой вопрос, что у немцев их не очень много.
— В полной ли мере вас устроило качество выполнения наших стандартов в двух последних контрольных матчах?
— Могу повторить слова, сказанные сразу после игры с Албанией. Что-то нас устроило, что-то — нет. Будем улучшать все игровые компоненты.
— Михаил Иванович, в этом году сборная Украины провела четыре спарринга и одержала четыре победы. Таким результатом могут похвастать только французы, поэтому напрашиваются параллели с Советским Союзом, сборную которого называли чемпионом мира по товарищеским матчам...
— Но мы пока можем замахнуться только на европейский титул (улыбается). Конечно, контрольные поединки не идут ни в какое сравнение с официальными играми, но мы всегда нацеливаем ребят на хороший результат. Тем более что речь о выступлении за главную команду страны.
— Чем точно порадовали ваши подопечные в спаррингах, так это реализацией голевых моментов. Не станете отрицать?
— Вам, наверное, виднее, а нам хочется, чтобы было еще лучше. Хотя... Главное, чтобы не хуже.
— В начале вторых таймов -и в спаррингах, и в отборочном цикле — сборная Украины показывает самый результативный и эффективный футбол. Какие вы находите слова для футболистов в перерыве?
— Да, в общем-то, все как обычно — вносим определенные коррективы. Приятно, что ребята нас понимают и, выходя на поле, достают из себя все свои лучшие качества.
— Почему так не играть с первых минут?
— Ну да. И до последних... Мы этого тоже хотим.
— Наш козырь — агрессивная игра на всех участках поля, однако иногда это оборачивается для нас не самым лучшим образом. Чем объяснить такое большое количество нарушений и желтых карточек? Даже в спаррингах мы без этого никак...
— Я всегда говорю о том, что эмоции нужно направлять в позитивное русло, но не все футболисты могут приводить их в норму. Поэтому пока как получается, так и получается. Будем стремиться к тому, чтобы от игры к игре этих вещей было меньше, поскольку количество стандартных положений у наших ворот действительно нас не устраивает.
- Знаю, что вы никогда не разделяете команду по амплуа, но не могу не спросить, что происходит с нашими нападающими? В последних поединках, и цифры это подтверждают, они не дают даже той борьбы, которая вас всегда устраивала...
— Вы правы — вопросы действительно есть. Хотя мы не должны забывать, что футболист, который выдвигается вперед, сразу прихватывается двумя, а бывает, и тремя соперниками. Вести единоборства в таких условиях очень непросто, но таковы требования — нужно цепляться за мяч, угрожать воротам.
Не стоит забывать и о том, что Роман Зозуля, возможно, еще не до конца набрал все не-обходимые кондиции, поскольку много пропустил из-за травмы. Впрочем, в оставшиеся до начала турнира дни он, убежден, наберет форму на все сто процентов.
— Приятно удивляет молодежь, которая, выходя на замену, действует раскрепощенно и эффективно. Согласны?
— Нас это тоже не может не радовать. Ребята не теряются на таком уровне, поэтому и находятся здесь.
— Вас не беспокоит проблема быстрого выхода из обороны в атаку? Кажется, нам не всегда хватает первого паса от защитников. Нет такого, чтобы одной передачей отрезать целую группу игроков соперника и убежать в контратаку...
— Пока в этом отношении у нас действительно не все получается, но мы продолжаем работать.
— Михаил Иванович, в последних матчах сборную Украины с капитанской повязкой выводили на поле разные исполнители. Перед началом чемпионата Европы в команде, случайно, не будет выборов капитана?
— Нет, мыс моими помощниками придерживаемся другого подхода и сами назначаем такого футболиста.
— Кто сейчас капитан национальной сборной страны?
— Анатолий Тимощук.
— А кто выполняет функции вице-капитанов?
— Таких вакансий у нас нет. На каждый матч, если не играет Тимощук, мы определяем капитана, так сказать, в индивидуальном порядке.
— Являетесь ли вы сторонником тренерского совета в команде, составленного из самых опытных ее исполнителей?
— Если появляется необходимость, мы всегда обращаемся к ребятам с просьбой принять участие в обсуждении какого-то вопроса. Но это бывает редко.
- В последнее время у вас было много индивидуальных бесед с игроками?
— Достаточно. И не только индивидуальных.
— Можете сказать, что чувствуете — команда вас слышит и понимает?
— Я вижу, что ребята стараются и отдают себе отчет в том, что им предстоит сделать.
— Какими будут ваши последние напутственные слова для команды перед стартом на чемпионате Европы?
— Подобные вещи мы никогда не выносим на суд широкой общественности. Не станем делать этого и сейчас. Пускай это останется внутри коллектива. Это наше личное.
— В ночь с субботы на воскресенье вы поздно уснете?
— Сейчас об этом сложно говорить. После матча скажу.
— А вообще перед такими важными играми вам хорошо спится?
— И не только перед играми (улыбается). Мы в своей жизни уже много поспали... Сделаем дело — потом выспимся.
Евгений Гресь, газета «КОМАНДА»