"Шахтер" - "Боруссия" (Д). Разбор полетов

1936 14.02 2013   10:27
Фото - Анатолий Спица, FootBoom.com

FootBoom.com разбирает матч плей-офф Лиги чемпионов между «Шахтером» и «Боруссией» Дортмунд с тактической точки зрения.

Несмотря на отсутствие игровой практики и дисквалификацию, пожалуй, лучшего защитника, Мирча Луческу не стал кардинально менять тактику, использовав вполне привычную игровую схему 4-2-3-1. Кучера в ней заменил Чигринский. Дмитрий пытался обострять игру длинными передачами, но без толку, ибо лишь четыре лонгболла дошли до адресата. Ракицкий тоже допустил много брака при выполнении навесных передач, однако сумел сделать голевую передачу. Пятову удалось выполнить всего по одной точной длинной передаче на Адриано, Тайсона, Мхитаряна и Тейшейру.

Предугадывая, что в центре поля у «Боруссии» будут играть Бендер и Кель, Луческу наверняка сознательно дал установку по возможности избегать комбинаций через опорную зону гостей, а использовать диагонали для того чтобы перевести мяч с фланга на фланг. При такой модели игры главной проблемой для «горняков» стали действия на втором этаже, ибо они проиграли 61% верховых единоборств.

Здесь и далее перемещения игроков обозначены прямой линией, передачи - пунктиром

При розыгрыше атак подопечные Луческу старались создавать ситуации «два в четыре» или «три в четыре». На деле это означало то, что на одну линию к центральным защитникам Дортмунда смещались Адриано, Мхитарян или же форвард, вингер, атакующий полузащитник. Игроки «Шахтера» при выходе из обороны в атаку не использовали длинный пас, а предпочитали проходить центр поля с помощью коротких и средних передач. «Горняки», совершив отбор/перехват, первым делом пасовали мяч Фернандиньо, который, по сути, выполнял конструктивную передачу и задавал вектор атакам. В таком случае бразилец, отпасовав, не оставался в центре поля, а смещался на чужую половину и вместе с вингером и форвардом разыгрывал контратаку. Когда же контрвыпад «Шахтера» доходил до завершающей стадии, Фернандиньо выступал в роли финишера, не избегая при этом силовой борьбы.

Левандовски, Гётце, Ройс и Блащиковски постоянно прессинговали защитников «Шахтера». Это привело к тому, что «горняки», чтоб просто перевести мяч за центр поля, вынуждены были использовать многоходовые комбинации. В результате падал темп атаки, что было на руку гостям. Ведь в таком случае им удавалось сводить всё к большему количеству единоборств, из которых они чаще выходили победителями. Эффективные действия игроков Дортмунда после розыгрыша стандартов привели к тому, что дончане лишились ещё нескольких козырей - розыгрыша атак вторым темпом и розыгрыша контратак посредством рывка Тайсона и завершающего удара Адриано.

Подопечные Клоппа практически постоянно имели численное преимущество на флангах. Это привело к тому, что при развитии позиционных атак Тайсон и Тейшейра не имели достаточно пространства и вынуждены были противодействовать сразу нескольким оппонентам. В итоге экс-игрок «Металлиста» совершил всего несколько опасных рейдов, воспользовавшись ошибками крайков «Боруссии», недостаточно сужавших игровое пространство в центре. Возможно, поэтому Луческу первым делом снял с игры Тайсона, а Тейшейру перевел на левый фланг. Дуглас Коста практически сразу после выхода на поле сумел забить, воспользовавшись оплошностью Хуммельса и ошибкой Шмельцера. Марсель занял неверную позицию и из-за этого проиграл единоборство вингеру хозяев... После этого Коста допустил достаточное количество ошибок при выполнении технико-тактических действий в обороне и атаке. В целом бразилец выполнил 38 ТТД, допустив при этом 60,5 % брака.

«Горняки» выстраивали две линии обороны перед воротами Пятова. Первую линию составляли защитники, вторую - опорные полузащитники и вингеры. При этом Фернандиньо постоянно перемещался и успевал подстраховать партнёров на фланге или Мхитаряна в центре. Генрих встречал соперников сразу за центральной линией поля и старался перекрыть направление передач (если мячом владели центрбеки), либо совершить отбор/перехват у опорников.

«Горнякам», к сожалению, не удалось избежать ряда ошибок. Во-первых, подопечные Луческу, сужая линию обороны, очень часто оставляли слишком много пространства на флангах, где соперникам противостояли только вингеры. А это означало, что, скажем, Гётце или Ройс легко обыгрывали один в один Тейшейру и Тайсона. Во-вторых, центральные защитники «Шахтера» оставляли свои зоны и следовали за оппонентом. Чаще всего эта проблема возникала, когда Гётце смещался на край и уводил за собой Чигринского. В-третьих, дончане не сумели перекрыть все зоны на своей половине, позволяя атакующим игрокам соперника принимать мяч на скорости и иметь сразу несколько вариантов для продолжения атаки. В-четвертых, нельзя обойти стороной позиционные ошибки защитников «Шахтера» в эпизодах с участием Левандовски при кроссах с флангов. Отдельно следует упомянуть и малоэффективную игру на подборах, а также позиционные ошибки «горняков» при стандартах у своих ворот.

Клоппу также есть над чем задуматься. Юрген так и не смог на 100% решить проблему отсутствия Гюндогана, а это потеря для Дортмунда. Ведь Илкай выполняет роль связующего звена при розыгрыше позиционных или быстрых атак, а также может обострить игру одной хорошей диагональной передачей. Ни Бендер, ни уж тем более Кель не способны на вышесказанное. Свен и Себастьян, бесспорно, хороши, когда надо отбирать мячи или совершать подборы/перехваты, но вот со своевременными обостряющими и конструктивными передачами у них есть проблемы. Это и показал отчетный матч, ведь тот же Бендер, оказавшись на чужой половине поля, не раз пасовал партнерам, когда они были «закрыты» или находились в неоптимальной позиции для приема мяча.

В целом «Боруссия» сыграла, как и предполагалось, сделав ставку на розыгрыш быстрых атак, фланговую подстраховку, грамотное движение без мяча и смену позиций между игроками группы атаки. Гости эффективно действовали на подборах и перехватах на каждом из участков поля. Этого удалось достичь не только за счет индивидуальных качеств игроков, а и с помощью грамотной позиционной игры, когда практически ни один игрок Дортмунда, действуя без мяча, не оставался один в один с оппонентом.

После замены Блащиковски Клопп не изменил формацию и «Боруссия» продолжила действовать по схеме 4-2-3-1. Гетце стал играть на позиции Якуба, а в центре поля под форвардом действовал Ляйтнер. Шибер, сменивший Ройса, действовал на позиции левого вингера. Обе замены Дортмунда были направлены не только на усиление атаки, а и на то, чтобы оказать давление на Фернандиньо и Срну - игроков, которые бы могли сделать результативную передачу в конце матча.

Уголок статистики. Гости выполнили больше передач, чем соперник (600 против 493) и больше владели мячом (51%). Подопечные Клоппа и Луческу разыграли большую часть атак через правый фланг - 43% и 51% соответственно. Это легко объяснить тем, что именно на правом фланге у гостей и хозяев действовали защитники, которые более ориентированы на атаку (Пищек и Срна), а на левом беки, редко смещающиеся к штрафной (Рац и Шмельцер). Игроки «Шахтера» восемь раз пробивали по воротам, игроки «Боруссии» – семнадцать. Гётце отдал четыре обостряющие передачи - это лучший показатель среди всех игроков.

Отсутствие должной функциональной готовности сказалось на эффективности прессинга «горняков», на скорости работы с мячом и без мяча. Но Луческу все же не стоит слишком пенять на вышеназванные факторы. Его команда ошибалась в разных фазах игры, очень часто допуская брак при выполнений технико-тактических действий без скорости и в ограниченном пространстве. Это говорит, скорее, об отсутствии нужной игровой формы и индивидуальных ошибках игроков. Возможно, за время, оставшееся до повторной встречи, тренер дончан сумеет что-либо перестроить и сыграть от соперника. Ведь надеяться на то, что через три недели у «Боруссии» случится спад, не приходится...

Популярные новости