На пресс-конференцию, посвященную завтрашней встрече в Лиге Европы с голландским «ПСВ» от «Черноморца» пришли главный тренер Роман Григорчук и центральный защитник Пабло Фонтанелло.
- Роман Иосифович, как прошла подготовка к матчу и какая атмосфера в команде?
— Подготовка была полноценной, атмосфера хорошая, я вижу, что ребята оптимально настроены эмоционально и психологически. Вижу, что они сконцентрированы и, в принципе, это не удивляет, так и должно быть.
- Есть ли травмированные?
— Точнее я бы ответил после вечернего занятия. Надеюсь, что сегодня все будут тренироваться и завтра все будут готовы к игре.
- Вы говорили в Загребе, что еврокубки – это шанс для футболистов себя проявить. Гай себя давно зарекомендовал, но все-таки еврокубки помогли ему с вызовом в сборную?
— Не думаю, что еврокубковые матчи что-то сделали для того же Гая и что именно они помогли ему с вызовом в сборную. Мы понимаем, что он квалифицированный футболист, опытный, а это то, что и нужно нашей сборной. В решающих матчах опыт и надежность будут играть самую важную роль. Наверное, было важно, чтобы Гай вернулся в интенсивную футбольную жизнь, все-таки в «Шахтере» он играл меньше. А сейчас показал, что может проводить много матчей на серьезном уровне, и это как раз и стало решающим в его вызове в сборную. Желаю ему там успехов, как и всей сборной, конечно.
- Вся Одесса кутается в куртки, как относитесь к тому, что играть придется в прохладную погоду?
— Погода, дождик нам не помешают. Климатические условия не такие, чтобы сыграть какую-то серьезную отрицательную или положительную роль. В таких играх на это даже не обращаешь внимания. Вопрос в том, что играем поздновато, с базы будем ехать в полдевятого, это время, когда уже можно ложиться спать, а мы только поедем на игру. Это момент, который может быть непривычным, хотя мы уже играли в чемпионате в районе 9 вечера, но не в 22:00. Нужно принять какие-то ходы, чтобы это позднее время не стало отрицательным моментом.
- Как изучали соперника, он не будет «черным ящиком» или «котом в мешке» для вас?
— Сейчас такое время, что «черных ящиков» в принципе не может быть, все доступно, информация есть, мне удалось посмотреть 14 игр «ПСВ». Могу многое сказать об этой команде, но не скажу, точнее скажу лишь своей команде. В клубном рейтинге мы на 120 мест ниже, чем голландский клуб, и я соблюдаю определенную субординацию, чтобы не выглядеть нескромным в этом плане. Не имею права обсуждать столь именитый и уважаемый мною клуб. Другое дело, что изучив, как работает эта система, могу сказать, что там много поучительных моментов, и для нас, и для многих клубов. Люди омолаживают состав, сохраняя приличный уровень. Недавно команда из Эйндховена играла с «Миланом» и в ее составе были люди 94-го года рождения. Мы ребят 91-го года вроде Балашова еще считаем перспективными и молодыми. А тут играют 94-го года, причем защитники, Бренет, Виллемс, Рекик, крайний нападающий Депай. И это не искусственно делается, люди уже вышли на такой уровень и в своем возрасте играют против «Милана» и не видно, что это мальчики. Особенно Депая я бы выделил, который в таком юном возрасте стоит на ногах, как мужик, крепкий, агрессивный, расталкивает защитников. Люди умеют работать, молодежная система в Голландии сильнейшая и у них нужно учиться, чтобы наши ребята становились готовыми игроками в таком возрасте. В «ПСВ» на поле выходит Баккали – игрок вообще 96-го года рождения, я не знаю, есть ли в нашем чемпионате футболисты такого возраста.
- В конце 80-х, когда вы были футболистом, «ПСВ» стал обладателем Кубка европейских чемпионов, что значат для вас, как тренера, встречи с такими грандами?
— Не думаю об этом и не хочу забивать голову мыслями, что это особенная игра и большое событие. Да, это все серьезно, но мы уже на этом уровне и не должны отвлекаться, нужно думать глубже, о том, как построить игру, какие тактические средства, а рассуждать о том, что это значит для нас… То, что мы на этом уровне — очень хорошо для нас, задача не меняется, показать, что мы здесь не случайно, проверить себя на этом уровне и сделать так, чтобы мы закрепились на этом уровне, чтобы люди так сказали, а гораздо важнее, чтобы мы сами это поняли. Мы понимаем, что уже имеем и что еще нужно сделать, отталкиваясь от этого, можно идти дальше. Не понимая, на каком мы уровне, мы не сможем сделать дальнейшие шаги.
- Некоторые болельщики отметили, что завтра в Одессе будет бригада судей из Израиля. Как вы отреагировали на эту новость?
— Я спокойно подхожу, понимаю, что в группе Лиги Европы судят топ-судьи. Там есть ее какая-то высшая группа, но судья в любом случае обладает определенным уровнем, что гарантирует квалифицированное судейство. То, на что вы намекаете, здесь не будет иметь никакого значения.
- Приготовили ли сюрпризы для «ПСВ»?
— Это наша работа. Они нас изучают, мы их. Я бы не называл это сюрпризами, это слово не подходит, но какие-то тактические элементы готовим на каждый матч, стараемся нейтрализовать самые сильные стороны соперника, это очень важно. Было бы не нормально не знать о каких-то вещах. Но мы понимаем, что есть индивидуально сильные футболисты и чем выше уровень турнира, тем более отобранные футболисты. Прежде всего, это быстрота, без которой нельзя играть в большой футбол и ее можно нейтрализовать только быстротой или приходится сильно строить игру, теряя в других фазах. Понимаем, что на этом уровне с этим мы столкнемся в каждой игре. Мы видели тот же «Лудогорец», который просто серьезнейшая команда. Любая команда здесь обладает всеми сильными качествами большого футбола. Нужно многое уметь самому, чтобы противостоять таким соперникам, строить переходы из обороны в атаку, в общем, говорить можно долго.
- Не ждете от голландцев такого, как прыжок Федецкого на Антонова?
— Не видел грубости у «ПСВ», это солидная команда и люди там квалифицированные, на таком уровне игрок может и бежать, и уметь, и правильно думать, есть философия и культура поведения, что тоже говорит о его уровне. Но в отдельных единоборствах всякое может произойти. Сказать, что мы опасаемся, я не могу. В «ПСВ» очень воспитанные футболисты.
- Знаете, что билеты на этот матч на рынке футбольных валют дороже любой другой игры?
— Все двояко. Для не очень богатого человека могут быть сложности с билетами на игру. Мое мнение, что чем выше уровень футбола, тем он больше должен стоить, но я не призываю к баснословным ценам, все должно быть разумно. А вы имеете в виду дефицит билетов? Ну, было бы странно, если бы завтра люди не пришли на футбол..
- Ночные тренировки не практиковали?
— В плане адаптации? Не считаю, что если бы потренировались 2–3 раза, что-то удалось бы адаптировать. Организм за такое короткое время не перестроить, нужно больше времени, так что, смысла в этом я не вижу. Анализируя действия больших команд, не слышал, чтобы кто-то тренировался в 10 часов вечера, тем не менее, все играют в Лиге чемпионов в 20:45 по их времени.
- В октябре 5 домашних игр – было такое количество игр за месяц в вашей карьере?
— Не придаю таким вещам значения, вы сказали – я сейчас об этом и подумал. А раз не придаю значения, то и не вспомню, было ли это в карьере. В любом турнире хочется играть дома, а обычно есть равное количество матчей дома и на выезде. Но сейчас это редкий момент.
- Пабло, когда вы пришли в «Черноморец», вы ожидали, что через несколько лет будете выступать в Лиге Европы? Насколько важно для вас быть одним из основных игроков и как вы влияете на атмосферу в раздевалке.
— Добрый день, — начал Пабло по-русски, — безусловно, когда пришел в «Черноморец», не думал о еврокубках, тогда у нас был не тот период, но мы все усердно работали, старались и, думаю, мы все заслужили выступать в этом турнире, быть в групповом этапе Лиги Европы. Для меня, как футболиста, это мечта, которая сбылась, любой игрок мечтает выступать в международных европейских турнирах. Не считаю себя одним из лучших футболистов, у нас ровная команда, на поле и на тренировках, и в быту все вносят свою лепту, не думаю, что можно кого-то выделять в нашем коллективе. Мне приятно доверие главного тренера, то, как он ко мне относится, и когда я выхожу на поле, тоже всегда стараюсь оправдывать это доверие.
- Пабло, твои родители будут смотреть этот матч? Это тебя воодушевляет?
— Уверен, что мои родители и близкие будут смотреть игру. Не знаю насчет мамы, она всегда нервничает и старается важные игры не смотреть. Хотел бы отметить поддержку всех болельщиков и одесситов. Для нас это очень важно и каждый из нас старается отблагодарить их своей игрой на поле и теми положительными результатами, которых мы в последнее время добиваемся.
- Ваш отец был тренером, не смог стать футболистом. Знаю, что он обещал, что его сын добьется высот, звонил ли он после выхода в групповой этап, был ли какой-то сентиментальный разговор?
— У нас есть небольшая проблема с разницей часовых поясов, не всегда получается общаться сразу после матчей, но когда находим общее время, чтобы пообщаться, безусловно, это очень приятные эмоции, можем и заплакать, хотя мы мужчины. Мне очень приятно, что я радую своих близких и друзей, их поддержка для меня тоже очень важна. Приятно, что смог реализоваться как профессиональный футболист, это также произошло благодаря моему отцу.
- В атаке головой сложнее отбить мяч, чем в защите, или в обороне большая ответственность?
— Безусловно, в обороне ответственности больше и потому тяжелее играть головой. Каждый день я стараюсь над собой работать и улучшить действия в этом компоненте. После матчей разбираю ошибки, главный тренер помогает в этом. Когда идешь в атаку в чужую штрафную легче в психологическом плане, даже если не достанешь мяча, тебе не забьют гол. В защите если ты промахнулся, соперник может попасть.