16 декабря на 53 году жизни перестало биться сердце легенды мирового футбола.
В 2019 году Синише Михайловичу диагностировали лейкемию. Тренер "Болоньи" прошёл три курса лечения, и на какое-то время болезнь отступила. Все эти события сплотили "Болонью", и она билась на поле за своего тренера - сезон 2019/20 стал для команды самым успешным в XXI веке. Футболисты россоблу поддерживали Михайловича под окнами госпиталя, когда их не пускали внутрь, а сам Синиша пообещал приехать на первый матч своей команды в Серии А после выписки из больницы. И сдержал своё обещание, хотя сам еле стоял на ногах. "Я всегда держу своё слово", - сказал тогда серб.
Весной 2022 года лейкемия вернулась, и на этот раз сербскому тренеру понадобилась пересадка костного мозга. "Болонья" до последнего поддерживала Синишу, но в сентябре решила уволить его. Формальным поводом стала выездная ничья со "Специей", хотя на самом деле тренер уже просто не мог выкладываться на 100% - болезнь давала о себе знать. И клуб решил "уволить во благо", чтобы Синиша посвятил время себе и своему здоровью. Михайлович так и не простил спортивного директора "Болоньи" Марко Ди Вайо за это...
Синиша Михайлович - легендарная личность в футболе. Кубок чемпионов в составе "Црвены Звезды" он выиграл в 22-летнем возрасте, причём был в этой команде на первых ролях - забивал в полуфинале "Баварии" и в финале "Марселю" в послематчевой серии пенальти. Он перешёл в "Рому", однако за два сезона так и не сумел стать основным - конкуренция в составе римлян была сумасшедшей. Тогда серб решил перебраться в стан злейшего врага джаллоросси - "Лацио". И стал в нём клубной легендой, выиграв скудетто, два Кубка Италии, а также Кубок Кубков и Суперкубок УЕФА. При этом Синиша оставил незабываемый след в истории самой "Ромы": именно он настоял на том, чтобы в 1992-м Вуядин Бошков сначала вызвал в первую команду "Волчицы" 16-летнего Франческо Тотти, а затем позволил юнцу дебютировать в Серии А. "Мы ведём 2:0 - может, выпустишь парнишку на поле?"
Читай также: Дочки Синиши Михайловича трогательно попрощались с отцом
И всё же Синиша запомнился другими добродетелями и пороками.
Стиль игры - плохой парень: провоцировал, запугивал, плевал
На поле Михайлович не был культурным и воспитанным молодым человеком. Когда он начинал в родном "Борово" в низших дивизионах Югословии, то часто сталкивался с более опытными игроками, которые запугивали молодых игроков соперников. В своей автобиографии Синиша вспоминал капитана "Спарты" (Бели-Манастир) по фамилии Симек, которому однажды пришлось противостоять: "Больничная койка не так страшна, как бешеный Симек, который за тобой гонится", - писал бывший защитник. Позже Синиша перенял этот тип поведения против соперников, и провокации стали неотъемлемой частью его стиля игры. Патрик Виейра однажды признался: "Михайлович всю игру называл меня "вонючей обезьяной", обзывался и плевался. И продолжил это делать после финального свистка. Я думал, что таким образом он реагирует на поражение. Как же я удивился, когда он продолжил себя вести так же в ответном матче!"
Любимым приёмом Михайловича запугать соперника. "С Фернанду Коуту мы начинали делать это еще в подтрибунном помещении, а на поле разделяли задачи. Мы поочерёдно подставлялись под соперника, и начинали его оскорблять: "Какого хрена ты фолишь, урод?" Услышав в ответ извинения, мы не успокаивались: "Мешок дерьма! Фернанду, присмотри за ним" Коуту мог ответить: "Этого что ли? Коси его к чёрту!" С появлением Япа Стама в "Лацио" подобные запугивания стало делать гораздо проще: "Яп, он твой". И игрок соперника, как правило, сникал. "Мы за премии фэйр-плей не боролись", - отмечал Михайлович.
Рекордсмен штрафных ударов: в чём был его секрет?
Будучи жестким защитником (сначала либеро, затем - центральным и левым) Синиша очень много играл на атаку: начинал атаки, раздавал голевые передачи и забивал сам. Серб сделал себе имя как один из лучших исполнителей штрафных ударов, и это в итальянской Серии А, сильнейшем чемпионате Европы на тот момент. Михайлович до сих пор делит с Андреа Пирло рекорд по количеству голов со штрафных в Серии А - по 29. Однажды в матче за "Лацио" против "Сампдории" Синиша оформил уникальное достижение - записал на свой счёт хет-трик со штрафных ударов. Ни до него, ни после никому подобное больше не удавалось.
Читай также: "Наполи": "Нет никакого шанса, что мы отпустим Кварацхелию в "Ньюкасл"
Секрет исполнения штрафных Михайловича заключался в постоянных тренировках в детстве. Однажды, находясь в больнице, маленький Михайлович прочитал книгу Андре Агасси, в которой великий теннисист рассказывал, что наносил 2500 ударов по мячу в день. Синиша увеличил количество своих контактов с мячом и довёл исполнение ударов до автоматизма.
А ещё ему помог маленький (как для его роста) размер ноги - 42-й. Благодаря этому он получил возможность наносить удар по мячу всей стопой.
Михайлович-тренер: отсутствие идеи и ставка на индивидуальное развитие игроков в ущерб тактике
В качестве тренера Синиша Михайлович поработал со сборной Сербии, "Болоньей", "Фиорентиной", "Миланом", "Торино" и "Спортингом". И ни в одной из этих команд не корчил из себя великого тактика. У Синиши-тренера не было конкретной идеи: он чередовал персональную опеку с зональной системой обороны, менял схемы и позиции игроков... Дошло до того, что в предпоследнем сезоне "Болонья" тренера превратилась из атакующей команды в прагматичную. Если раньше Михайлович всегда заявлял о желании крупно уступить, сыграв в атаку, то в последнее время боязнь плохого результата стал довлеть над сербом. Однако игроки прислушивались к своему тренеру, даже когда тот полностью менял свои взгляды и решения. В Италии Синиша обладал невероятной репутацией.
Развитие индивидуальных качеств игроков было для Михайловича-тренера него на первом месте. В "Болонье" Синише нравилось бросать молодых игроков в непривычные для них условия, и наблюдать, что из этого получится. "Мне нравится, когда тренер проявляет фантазию", - говорил серб. Но эффект был виден далеко не всегда, особенно это касается игроков атаки. Сков Ольсен, Орсолини, Барроу и Виньято едва ли сделали шаг вперёд под руководством Синиши. Другое дело - защитники: Томиясу ушёл в Арсенал, Аарон Хики - в Брентфорд.
Пожалуй, свой самый большой след в тренерской карьере Синиша оставил в "Милане" - благодаря волевому решению сделать ставку на 16-летнего вратаря Джанлуиджи Доннарумму. Когда президент "Милана" Сильвио Берлускони узнал о желании тренера выпустить в основе юного голкипера, то чуть с ума не сошёл. Всю последующую неделю Берлускони пытался переубедить Синишу от такого отчаянного шага. В конце концов Михайловичу всё это надоело, и он сказал: "Либо вы меня увольняете, либо Доннарумма выходит в воскресенье в основе". Президент "Милана" ничего не ответил, на следующий день россонери одержали победу над "Сассуоло" со счётом 2:1. Джиджи Доннарумма стал молодым вратарём-дебютантом Серии А.
***
Тысяча двести пятьдесят два дня первоначального шока, страха, боли, мужества, надежды, новой боли и, наконец, трагедии. Борьба Михайловича и его семьи с лейкемией продолжалась долгое время. Все это время Синиша думал не только о себе: он пытался успокоить тех, кто его любит, делился со всем миром этапами своего драматического пути и помогал материально нуждающимся и больным. В начале декабря он посетил презентацию книги Зденека Земана, хотя уже тогда выглядел не самым лучшим образом. Этот публичный выход свет стал для него последним.
В Италии Синишу любили все, даже соперники. Он оставил значительный след в "Роме" (Тотти!), "Сампдории", "Лацио", "Интере", "Милане" (Доннарумма!) и "Болонье". Его смерть оплакивала вся Италия - от Монтеллы, Де Росси, Тотти и Спаллетти до Станковича, Манчини и Лотито. Президент "Лацио" подметил: "Виалли, Михайлович... Вы обратили внимание, что слишком много бывших футболистов имеют серьёзные заболевания? Нам нужно с этим разобраться".
Это даёт надежду на то, что у смерти Синиши также будут какие-то положительные последствия. Как и у многих его "сумасшедших" решений.