Наставник харьковского Гелиоса Сергей Сизихин подвел итоги выступления своей команды в первой части сезона-2015/16, и поделился планами на зимнее межсезонье и вторую часть первенства в Первой лиге.
— Чтобы полностью оценить выступление Гелиоса в летне-осенней части сезона, надо вернуться к летней подготовке, — начал разговор Сергей Валерьевич. – Перед стартом первенства нам были созданы все условия для полноценной и плодотворной работы. Исходя из этого, мы имели возможность просмотреть в деле достаточное количество игроков и оценить их возможности. За это я благодарен руководству нашего клуба в лице его президента Александра Матвеевича Гельштейна. Однако нам все же не удалось полностью укомплектоваться. И в ходе сезона нехватка конкуренции на отдельных позициях очень чувствовалась.
Можно ли быть довольным нашей позицией в таблице? Тренер, в моем понимании, никогда не должен быть довольным, и должен всегда ставить перед собой и своими подопечными только максимальные задачи. Поэтому у нас нет никакого шапкозакидательского настроения от выступления в первой части сезона. Мы прекрасно знаем, что у нас в командной игре имеется глобальная проблема при переходе из атаки в оборону. Львиная доля всех моментов, которые создавались соперниками у наших ворот, были после ответных контратак. Мы были к этому не готовы, где-то ребята недорабатывали, ошибались. На этом мы будем акцентировать внимание при подготовке к весенней части первенства.
— Середина первой части сезона получилась у Гелиоса неудачной. Команда в шести матчах первенства потерпела два поражения при четырех ничьих. А ведь было еще поражение 1:3 от Зари в ответном поединке 1/8-й Кубка. Почему так случилось?
— У нас была игровая пауза более чем в две недели. Нива не проехала к нам в гости, а матч с Ильичевцем был отложен на более поздний срок. До этого простоя у нас все было нормально: ребята нашли свою игру, действовали в хорошем комбинационном стиле, который они сами очень любят. Без официальных матчей мы выпали из игрового ритма. Плюс, повторюсь, дало о себе знать отсутствие конкуренции на отдельных позициях. И, конечно же, много сил и эмоций у команды ушло на кубковые встречи с Зарей. В целом же, у нас на первую часть сезона была задача: быть в тройке лидеров. Нам не хватило самой малости, чтобы выполнить ее в полном объеме.
— Стоило ли Гелиосу биться за 1/8-ю финала Кубка страны, если вы упомянули о негативном влиянии игр с Зарей?
— Стоило, однозначно. Матчи с Зарей – это был другой уровень, это был неоценимый опыт для всей команды. У нас собрано достаточное количество опытных игроков, многие из которых уже играли в Премьер-лиге, а вся команда хочет туда попасть. Уверен, две встречи с командой Юрия Вернидуба всем нам – игрокам и тренерскому штабу Гелиоса – можно занести только в актив.
— В 18-ти летне-осенних матчах Первой лиги Гелиос собрал сразу девять ничейных результатов. Это далеко не лидерский показатель. Откуда такое миролюбие?
— В большей части игр мы старались доминировать на футбольном поле. Наши соперники в ответ были вынуждены обороняться и действовать на контратаках. При такой игре нам явно не хватало командной скорости в атаках. Не всегда так, как необходимо, действовали наши крайние защитники, от которых мы требуем и ждем помощи группе атаки команды. Нам было сложно вскрывать защитные построения оппонентов. Не могу не отметить и то, что многие наши игроки в отдельных матчах действовали по-разному в каждом из таймов. Они могли в первом недорабатывать, и включаться только во втором. А могли действовать наоборот. Все это и приводило к тому, что очень часто мы делили очки с соперниками, а не, скажем, побеждали.
— Получается, Гелиос был лишен стабильности?
— Да. Я не могу предъявить претензии ни к одному из своих подопечных за действия в тренировочном процессе. Зато в играх они позволяли себе где-то расслабиться, где-то не доработать.
— Стабильность – показатель класса. У Гелиоса хромал командный класс, или же проблемы находились в плоскости индивидуального класса игроков?
— Индивидуального. Почему в нынешней Первой лиге такая плотность команд? Потому что практически все футболисты, играющие в командах, равны по своему уровню мастерства. Кто из них подходил к поединкам на пике своей готовности – физической, функциональной и, главное, эмоциональной – тот и имел лучшие шансы на успех и его в итоге добивался. У нас, в Гелиосе, игроки индивидуально очень сильные. По крайней мере, они сильнее многих футболистов, которые противостояли нам в составах других команд лиги. Что подводило? Потеря концентрации. Если у них был провальный первый тайм, то нам затем приходилось искать нужные слова, чтобы завести их на вторую половину поединка. Так что, это было индивидуальной проблемой каждого футболиста.
— У Гелиоса среди пяти команд, лидирующих в лиге, наименьшее количество побед (7) и худшая результативность (22 мяча, включая три за техническую победу над Нивой). Вас такие показатели не беспокоят?
— Беспокоят, конечно же. Мы меньше всех из всей Первой лиги пропустили, зато по забитым мячам у нас очень скромные достижения. Я согласен с этим. Реализация моментов у нас хромала. Команда в этом аспекте явно недорабатывала. Почему так? Мы говорили о потере концентрации игроками. Это, видимо, и есть следствие. Футболисты Зари в кубковых поединках нам отлично показали, как не надо терять концентрацию и как необходимо играть от первой до последней минуты матча. У луганчан нам есть чему поучиться. В матчах первенства у нас было достаточно возможностей, чтобы выигрывать, а не играть вничью, чтобы не проиграть Оболони-Бровар, а сыграть с ней минимум вничью. Получается, команда просто недоработала.
— Гелиос потерпел лишь два поражения в первенстве и пропустил меньше всех в лиге мячей. Означает ли это, что действиями команды в обороны и всей ее защитной линией можно быть довольным?
— Линию обороны, начиная с вратарской позиции, у нас составляют очень опытные ребята. Это и голкипер Руслан Зарубин, который защищал ворота чаще, это и капитан команды Сергей Лобойко, и Игорь Чередниченко, и Виталик Бордиян, и Виталик Комарницкий. Но их нам очень не хватало в организации атак, чтобы быть полноценно агрессивными в нападении. Таково требование современного футбола. Да, они в обороне играли строго и самоотверженно, однако нам они нужны и в атаке. Не могу не отметить тот факт, что наши защитники забили довольно-таки много мячей. Хорошо помогли нам в этом стандартные положения. Однако обороняться и атаковать мы должны всей командой. Только так мы сможем добиваться положительных результатов.
— Упомянутые вами игроки не только опытны, но и имеют, скажем так, хороший багаж в годах. Почему рядом с ними себя не проявляют молодые игроки?
— Мы ищем молодых исполнителей в нашу линию обороны. У нас не было ставки на то, чтобы создать защиту из игроков по какому-то возрастному критерию. Лобойко и Комарницкий уже давно в Гелиосе. Появился вариант приглашения Чередниченко и мы им воспользовались. Затем к нам пришел Бордиян. Место в воротах занял Зарубин. Все они оказались сильнее тех ребят, которых мы просматривали в летнее межсезонье, и мы сделали ставку на них. Естественно, хотелось бы видеть рядом с ними молодых исполнителей, которые в перспективе будут олицетворять собой действия коллектива в обороне. Мы ищем, занимаемся, процесс это непростой. Вы, уверен, знаете, что сейчас в нашем футболе имеется серьезная проблема с молодыми игроками. Я о том, что в национальных турнирах U-19 и U-21 много говорят о каких-то подводных течениях и непонятных играх. Это свидетельство того, что молодые игроки о футболе думают не в первую очередь.
— Что мешало клубному воспитаннику Владиславу Гершману проявлять себя с лучшей стороны? Или же Дмитрию Сартине, который уже покинул Гелиос?
— Влад получал игровую практику в том объеме, в котором мы могли ее ему предоставить. У нас в большинстве игр очень продуктивно в центре защиты действовала связка Лобойко-Чередниченко. Ломать ее смысла не было. Впрочем, по ходу сезона у Влада был спад, а ряд матчей он пропустил из-за повреждения. Мы на него уже в ближайшем будущем очень рассчитываем. Но играть он будет только тогда, когда будет сильнее других игроков. От конкуренции он сам, не сомневаюсь, останется только в выигрыше.
Что до Димы Сартины, то он – очень хороший футболист и расставаться с ним нам было очень сложно. У него за плечами хорошая школа, к своим обязанностям он относится очень профессионально. Однако ему для дальнейшего роста и полного раскрытия своего потенциала необходимо поменять команду, сменить обстановку. Так бывает.
— От обороны к атаке. Игроки Гелиоса забили лишь 18 мячей в 17-ти сыгранных матчах. Техническую победу 3:0 над Нивой в расчет брать не будем. Скромно. Что мешало забивать больше?
— Дела у нас в атаке были не то, что скромно, там у нас была почти что катастрофа. Я вновь вспомню наши матчи на Кубок с Зарей. Луганчане на деле показали нам, как надо работать с мячом, на каких скоростях надо выполнять всю атакующую работу. Они работали быстрее нас, с мячом встречались чаще, чем мы, в штрафной до последнего пытались быть быстрее наших защитников и играть исключительно на опережениях. Нам таких же действий в некоторых играх Первой лиги не хватало. Скажем, наш лучший бомбардир Виталик Иванко, на счету которого четыре гола, забивал и Черкасскому Днепру, и Оболони-Бровар после того, как мяч находил его, а не он сам искал эти мячи. Если бы он на поле делал то, что с нами проделывали игроки Зари, то первую часть сезона Виталик завершил бы не с четырьмя голами в своем активе, а с 14-ю. Мы не были в нападении достаточно агрессивны.
— Что с ударным нападающим вашей команды Сергеем Кравченко? В прошлом первенстве он забил девять мячей, зато в поединках первой части текущего сезона провел только три гола, включая один Заре.
— Главное, что сам Сергей недоволен такими своими достижениями и своей игрой. У него сезон разделился на две части: до матчей на Кубок с Зарей и после них. Вначале он был каким-то потерянным – не те открывания, не та мысль на поле, совершенно неправильные действия в играх. После кубковых встреч и особенно – гола в ворота Зари в повторной встрече, он начал буквально оживать. Как форвард он должен постоянно работать вперед. Назад у нас есть кому передачи отдавать. Нам же в атаке необходимы скорость, давление, обострения. Именно то, отсутствие чего не позволяло забивать больше мячей. Я надеюсь, уже весной Кравченко станет на поле лидером Гелиоса при завершении атак.
— По ходу сезона в Гелиос влился Юрий Соломка. Его приход должен был усилить конкуренцию впереди?
— Мы рассматривали его как универсального игрока, который может закрыть те или иные наши проблемные позиции. По ходу чемпионата есть травмы, есть дисквалификации. Нам Соломка был нужен для усиления конкуренции. Оценить его игру очень сложно. Потенциал у него сумасшедший, он забил прекрасный мяч в Кривом Роге в ворота Горняка. Но вместе с тем, лишь этот матч можно полноценно занести ему в актив. В остальных же играх он пытался найти себя на поле. Были у него ошибки, а тот объем работы, который он выполнял, нас не удовлетворял. Он способен на большее.
— У Гелиоса практически нет скамейки запасных. Лишь 13 игроков команды провели больше половины матчей от общего количества. То есть, играл исключительно костяк.
— Да, мы это знаем. Но тут, думаю, уместно вспомнить о Регламенте и его новой норме в три замены в матчах Первой лиги. Мне сложно сказать, почему это было сделано. Первая лига – не Премьер-лига, где мировые стандарты должны соблюдаться во всем. Такой лимит замен не позволяет предоставлять шанс молодым футболистам. По этой же причине практически невозможно дать практику игрокам, которые восстанавливаются после травм. У команд Первой лиги нет молодежных составов, как у клубов Премьер-лиги. У нас есть, к примеру, молодежная команда Гелиос-Академия, но она играет в аматорском первенстве Харьковской области. Мы не может задействовать в ней игроков основы, так как это вне закона, но и нет у нас возможности давать им время в календарных поединках. Какой-то замкнутый круг получается.
— Гелиос в матчах с другими командами из лидирующей группы не добился ни одной победы. Были поражения 0:4 от Зирки и 1:2 от Оболони-Бровар, а также две ничьи 1:1 с Черкасским Днепром и аналогичная мировая на поле Горняка. Чего команде в этих поединках не хватало?
— Если взять нашу игру с лидерами чемпионата из Зирки, то в Кировоград мы поехали после паузы, о которой я уже упоминал. В том матче мы, как следствие, выглядели разбалансированными и допустили детские ошибки во втором тайме, пропустив сразу четыре мяча. Эта игра стоит особняком, мы ее действительно проиграли. А вот ничьи с Черкасским Днепром и Горняком были для нас обидны. У нас были все предпосылки для того, чтобы эти матчи выиграть, но увы. Я не хочу сваливать всю вину на представителей нашего судейского корпуса, но свою лепту в эти результаты они внесли. Игра же с Оболонью-Бровар обнажила все наши проблемы: мы неровно провели всю встречу и допустили на одну ошибку больше, чем соперник. Считаю, тот матч мы проиграли сами.
— Получается, Зирка лидирует в Первой лиги по праву?
— Да, я не буду этого отрицать. Команда из Кировограда выделяется на фоне остальных команд лиги. А вот во встречах с другими коллективами ты совершенно не знаешь, где возьмешь очки, а где их потеряешь. Но вся борьба, и с той же Зиркой, у нас еще впереди.
— Гелиос очень слабо играл на своем поле. С 16-ю набранными очками он сразу семь пунктов проигрывает лучшей команде лиги по данному показателю. Зато по улову на выезде солнечные в лидерах. В гостях вашим подопечным было комфортнее?
— Мы будем дома набирать больше очков и добиваться лучших результатов, чем у нас есть сейчас, лишь тогда, когда всей командой будем агрессивнее действовать в атаке. Только так мы сможем взламывать оборонительные порядки команд. Нельзя делить: оборона на оборону, атака на атаку. Команды, которые стойко противостояли нам на нашем поле, действовали преимущественно слаженно, компактно и организованно, а впереди они свое брали контратаками. Мы же действовали в нападении не достаточно агрессивно, разрозненно и в ответ получали проблемы у своих ворот. Показательным в этом плане была наша игра с Ильичевцем. Мариупольцы большими силами оборонялись и не менее большими проводили быстрые контрвыпады.
На выезде же у нас почти все было по-иному. Хозяева пытались атаковать большими силами. Мы от обороны в гостях никогда не играли, а старались вести свою игру и искать свой шанс. Что-то у нас получалось, а что-то – нет. Но, как видим, нам, вероятнее всего, на выезде играть было проще.
— Президент Гелиоса Александр Гельштейн уже озвучил цель на весь сезон – команда будет вести сражение за повышение в классе. Осилит ли она, на ваш взгляд, эту борьбу?
— Нашим футболистам эта задача, я думаю, по силам. Тренерскому штабу она тоже по силам. Впереди у нас зимнее межсезонье, в ходе которого у нас будет достаточно времени, чтобы подготовиться ко второй части первенства. Верю, что мы сможем укомплектоваться хорошими квалифицированными футболистами. Ну а задачи будем решать уже на футбольном поле. Если мы сможем продуктивно поработать над теми ошибками, которые мы увидели осенью, то сможем добиться успеха. По крайней мере, борьбу мы будем вести до последнего.
— Одна из составляющих успеха – это стабильное финансирование. Как у Гелиоса с этим обстоят дела?
— Благодаря нашему президенту, у нас все стабильно: футболисты получают зарплату и премиальные вовремя. Гелиос, уверен, заслуженно считается в Украине одной из самых стабильных команд в финансовом плане.
— Гелиос уже покинули Сартина и Дмитрий Крапивный. Возможны ли еще потери?
— Все будет зависеть от того, как у нас будет проходить селекционная работа. Есть учебно-тренировочные сборы, будут у нас спарринги, а это просмотр вероятных новичков, конкуренция и прочее, прочее.
— Есть информация, что несколько футболистов Гелиоса уже этой зимой могут стать игроками команд Премьер-лиги. Учитывается ли вами как-то это обстоятельство при составлении планов на зимнюю подготовку?
— Мы знаем, что кое-кто из ребят действительно уже сейчас хочет попробовать свои силы в элите. Фамилии называть я не буду. Однако мне также известно, что до конкретики у них дело еще не дошло. Я все же надеюсь, что существенного оттока исполнителей у нас не произойдет, а произошедшие уходы мы сможем достойно восполнить.
— Каковы планы команды на подготовку к весенней части первенства?
— С 21-е по 27-е декабря мы в Харькове проведем без нагрузки втягивающий цикл. В зависимости от погоды, это будет или работа в зале, или же кроссовая подготовка. Затем игроки опять уйдут в отпуск. Вновь мы собираемся 18 января и начинаем полноценную подготовку. Месяц будем работать в Харькове, а с 17-го февраля по 15 марта у нас запланирован спаренный сбор в Турции.
Юрий Остроумов