Главный тренер "Говерлы" Вячеслав Грозный прокомментировал поражение своей команды от "Шахтёра" (1:6).
– Я реально понимал, что мы играем с топ-командой, которая в сезоне забила пять мячей «Динамо»: два в Суперкубке и три в чемпионате. На всякий случай, «Шахтер» семь раз забил «Заре», четыре – Луцку, три – «Реалу» и так далее, вы не хуже меня знаете. До этого дня они забили 41 мяч только в чемпионате. Потенциал – практически все сборники разных национальных команд, топ-футболисты. Что можно сделать? Практически учиться у этой команды, мешать играть, как я говорил в интервью. Потому что самим действовать против такого коллектива достаточно трудно. Просто уровень совсем другой. Они мяч почти не теряют, быстрые и техничные. Мы попробовали выстроить следующую схему, чтобы вам легче было ориентироваться. Вот посмотрите: три центральных защитника – Ягодинскис, Лухтанов, Ряшко… Это для того, чтобы расстояние между ними было не таким (потому что скорости не хватает), для того, чтобы они могли подстраховывать. А тут Гемега, от которого может пойти хороший пас, и Цуриков. Люлька с Чумаком в опорной зоне и три игрока: не выдвинутый Хлебас, а Хлебас – Сергийчук – Кузык – вот таким образом. Я убрал футболиста под нападающим – он не нужен, мы же не ведем игру первым номером. Для чего такая ситуация? Для того чтобы, во-первых, когда Тейшейра с Феррейрой подходят, они не оставались один в один. Они не справятся. Чтобы наши парни имели страхующего игрока. Когда включаются крайние защитники. Или против Марлоса мы создаем два в одном – ближайший футболист страхует. Так же и с другой стороны. Таким образом мы блокировали и фланги, и центральную зону. Но извините, когда мы в первом тайме все четыре мяча привезли сами себе – все четыре…
Правда, с Люлькой разговаривали, он сыграл в мяч, а не бил футболиста сзади. Арбитр ошибся. Но дело не в этом, все равно мы не должны были пропускать со штрафного. Этот матч нервно провел наш вратарь – Артур Рудько. Он сам в перерыве сказал: «Извините меня, что-то не идет игра». Во многих поединках он нас выручал, нужно отдать должное. Но бывают и такие матчи. Мы пропустили, но хватило характера полезть и забить – сравняли 1:1. Но я же не думал, что Сергийчук забьет в свои ворота. Для чего размахивать? Выбей просто мяч. Не думал, что из-под Ряшко Феррейра забьет. Не думал, что никто не будет держать Марлоса, а вратарь отобьет на него – и бразилец проводит гол. Мы все четыре мяча привезли сами себе! И игра фактически закончилась в первом тайме. В перерыве я сказал: конечно, вы боитесь. Конечно, класс футболистов очень высокий. Но почему вы не выполняете то, о чем мы договорились? Если идет подача с того фланга, Миша, ты должен играть с Факундо так, чтобы опередить его, – и не будет никаких проблем. А если стоять сзади него, то ничего не получится, он сыграет. С Марлосом нужно доигрывать до конца – я знаю, кто должен был это делать. Просто сейчас не хочу говорить… Для многих ребят, для всех это большая школа, большой мастер-класс. Несколько дней назад они играли против «Реала» и забили мадридцам три мяча. А сейчас вживую пришлось действовать против них. Мы увидели, что уровень футболистов – высочайший.
Конечно, если за Тейшейру огромные деньги «Челси» и другие клубы предлагают. Если Дугласа Косту продали в «Баварию», и он один из ее лидеров, если Фернандиньо – один из лидеров «Манчестер Сити», Виллиан – основной игрок в «Челси», если Адриано, по-моему, вчера забил за «Милан»… Топ-футболисты. А тут, давайте честно говорить, дети, у которых нет опыта игр в Премьер-лиге. Мы с Мирчей Луческу разговаривали до матча, и я говорил: «Вы обещали дать Гриня?», он отвечает: «Да, но он тогда травму получил. Я, конечно же, зимой готов дать исполнителей, потому что у вас есть возможность, чтобы молодые парни играли». Для меня очень важно, чтобы молодые играли. Может, не только его. Я готов. «Молодцы «Динамо», которые, – говорит, – дали вам большую группу футболистов». Конечно же, у них нет опыта. Говорит: «Тейшейра пока заиграл, пару лет прошло. Бернард пока заиграл, пару лет прошло. А вы хотите с детьми… Вы и так много хороших матчей провели». «Я смотрел, – говорит, – ваши поединки. Вам где-то судьи… Скажем так, когда вы в Полтаве играли: там не удалили футболиста, Далку, да – вторая желтая была, и пенальти не дали в ворота «Ворсклы». Это видели все». Говорит: «Я видел, во многих матчах вы проводите очень хорошие контратаки, вы очень хорошо играли…» Мы до поединка разговаривали. А я сказал: «Психологически им очень тяжело. Вы для них – очень великая команда». Против «Шахтера», «Динамо», «Днепра» и «Зари» очень сложно молодым парням действовать. Эти команды высокого класса, футболисты быстрые, высокотехничные… Им бы хотя бы год вместе поиграть, молодым парням. Они еще дети, они еще не играли во взрослый футбол.
Сейчас ребята проходят хорошую школу. Вы же видели: хоть Ряшко и допустил несколько ошибок, я его не заменил – а зачем? Когда еще он получит такой опыт? Никогда, если я не дам ему возможность выходить в таких матчах! Можно выпускать Кутаса, Иванова… Но в таком случае Ряшко никогда не получит такой практики. Я не боюсь. Лучше с Ряшко – он получит необходимую школу и будет двигаться дальше. Да, играть с Акакпо, Кочишем и компанией, с Шарпаром, Шацких и Фещуком было значительно легче – то футболисты высокого класса. А это – дети, которые в футболе делают первые шаги. Я поговорил с ними и сказал: «Видите, в чем разница? Они все делают быстрее. Они думают быстрее! Они техничнее и работают на футбольном поле совсем по-другому. Поэтому они играют в «Шахтере», в Лиге чемпионов и в сборных. Если вы хотите дорасти до уровня киевского «Динамо», перед вами еще длинная дистанция. И Ребров, и Суркис смотрят, как вы выступаете в каждом матче. Как вам туда попасть? Пройти путь Буяльского, Мякушко и Макаренко! Он даст вам возможно понять, за счет чего вы сможете прогрессировать». Одна игра с «Шахтером» даст больше, чем десяток посредственных матчей: в нем видно все и сразу – это лакмусовая бумага! После того как мы, к сожалению, забили в свои ворота, я перестроил игру. Поставил Лухтанова на правый фланг обороны, перейдя на схему с четырьмя защитниками, а Гемегу отправил в центральный треугольник. В этот момент мы играли в такой футбол, как во всех матчах. Во втором тайме ошибок было меньше, но мы все равно их допускали: привезли пенальти и дали «Шахтеру» возможность забить.
Если бы футболисты были опытными, я бы говорил с ними жестко, но поскольку они дети… Мне в некоторой степени жалко, что они попали под каток серьезного клуба, в футбольном смысле монстра, который не прощает ни одной полуошибки! Даже если бы первый тайм закончился 1:1, мы бы все равно проиграли. Дело не в этом – просто счет был бы другим. Поле было одинаковым для обеих команд. Но для нас оно тяжелее, потому что этот газон для тех, кто быстрее и более классно работает с мячом. Футболисты часто выглядели тяжеловатыми из-за поля, ноги там застревали. Но «Шахтер» думает быстрее нас и справлялся за счет передач. У нас же пока еще нет такого уровня мастерства. Кто-то в итоге попадет в «Динамо», а кто-то никогда туда не перейдет и будет переходить по арендам. Все не могут играть в «Шахтере» и «Динамо»! Я уже говорил: в «Днепре» Бойко стал основным вратарем, попал в сборную и дошел до финала Лиги Европы. То же самое касается Зозули. Селезнев – один из лидеров «Днепра» и много забивает. Ротань мало играл в «Динамо», но лидер «Днепра». Это нормальная ситуация. Перед матчем мы долго разговаривали с Мирчей Луческу о развитии украинского футбола. Он однозначно за 16 команд! Он говорит: «Грозный, должно быть 16 команд! Украина – большое футбольное хозяйство, и федерация должна сделать все». Луческу приводил пример Италии: если какому-то клубу там не платят, то федерация вмешивается, выступает гарантом и выплачивает, находятся преференции с помощью государства… В Испании, когда ряду клубов не платили, «Барселона» и «Реал» приостановили чемпионат и сказали: «Мы не будем выходить на матчи, пока в Первой лиге не рассчитаются с клубами». Могу сказать только одно: «Браво!» У нас инициаторами должны быть «Шахтер» и «Динамо». Они в состоянии сделать то, что сделали «Реал» и «Барселона». И тогда не будет примеров того, как кто-то не хочет выходить на поле и кому-то полтора года не платят.
Вчера мы видели, как «Металлист» мог не выйти на матч в Александрии. Я понимаю и поддерживаю все команды, всех тренеров, игроков и тех, кто вкладывает деньги. Чтобы человек инвестировал средства в футбол, государство должно сделать преференции! А сейчас для чего? Политически, экономически – либо вы просто любите, либо вы патриот. Но государство должно что-то делать для таких людей: дать беспроцентные кредиты, которые пойдут только на развитие футбола или спорта, а не на развитие бизнеса. Много чего можно делать. Но если государство не будет идти навстречу… У нас в чемпионате будет оставаться все меньше команд. Кто от этого выиграет? Проиграют все. Я удивлен, что было так мало болельщиков. Я сказал: хорошо, вы не ходите на «Говерлу», считая, что это команда Нестора Шуфрича. Хотя она представляет закарпатский футбол! Но Месси – не воспитанник каталонского футбола: он аргентинец – играет за «Барселону», а люди приходят и смотрят на него. Криштиану Роналду – португалец: болельщики «Реала», королевского клуба, приходят и аплодируют ему. Если бы ни они, то команды не было бы в Премьер-лиге. А может, и нигде ее не было бы. Хорошо, не хотите вы ходить на «Говерлу», так придите на «Шахтер» посмотрите. Вы же его только по телевидению видите. Сегодня «Шахтер» вышел основным составом, серьезно, солидно. Почему вы не приходите? Я все время говорю: такая любовь к футболу – любовь на словах, а не на деле. Может, Тейшейра скоро в «Челси» перейдет и не увидите вы его больше, только по телевидению. Я сторонник того, что все должно быть шаг за шагом. Почему кто-то должен платить, если у собственников клуба больше нет бизнеса, есть большие проблемы? Государство должно создать людям условия, в которых они могли бы зарабатывать и вкладывать деньги в футбол. И не только в футбол – в спорт, культуру и так далее. Но не будет никто вкладывать, если к ним так относиться.
– Вы недавно выступили с инициативой нововведений в украинском футболе. Например, «чистого времени», как в хоккее, увеличения количества замен. Насколько эти нововведения могут прижиться у нас?
– Спасибо за очень хороший вопрос. Это нужно было сделать в футболе еще лет 20–30 назад, а не заниматься коррупцией. Им было не до футбола, чиновников интересовали другие аспекты. И сегодня, к сожалению, им не до футбола. Кто-то слышит тренеров, футболистов? За весь матч мяч находится в игре не более 60 минут. Кого это устраивает? Никого. Почему только три замены? Кто это придумал? Во всех видах спорта можно проводить любое количество замен. Почему у меня тренируются 23–25 игроков, а я могу задействовать максимум 14? Что делать остальным? Что поменяет неограниченное количество замен? Судьи и те, кто их курирует, не хотят, чтобы было «чистое время». Они хотят, чтобы время от них зависело. Им не хочется поднимать таблички по 20 раз за матч. Ну и что? Разве переломятся они? Зарплату же все равно достаточную получат. Мало того, я считаю, что нужно сделать дифференцированной систему фола последней надежды. Если фол до штрафной – красная карточка с правом замены игрока. Если в штрафной – желтая карточка и пенальти. Далее, две желтые карточки – это красная с правом замены футболиста. Прямая красная карточка – удаление без права замены. Можно так сделать? Конечно, можно. В товарищеских матчах так все команды играют, и ничего страшного. Интенсивность поединков была бы совсем другой. Я мог бы после первого тайма семь-восемь футболистов поменять, например.
Во многих странах в матчевый протокол вносятся 23 игрока: 20 полевых и три вратаря. И это нормальная ситуация. А у нас в матче с «Зарей» за фол последней надежды удаляют Рудько и дают пенальти. Нам забивают мяч, у меня замены произведены, я должен Кутаса ставить в ворота. Это неправильно, так не должно быть. Во-первых, Рудько должен был получать желтую карточку. А если даже красную, то с правом замены. Интенсивность игры была бы совсем другой. Чиновники сопротивляются, не хотят ничего менять. Я говорю: давайте сделаем так, чтобы украинские арбитры получили хорошую практику за границей. Давайте хотя бы на год дадим возможность зарубежным арбитрам поработать в Украине. Пусть это будут не английские судьи, а чешские, молдавские, румынские и так далее – недорогие арбитры. Пусть он приедет, отработает и уедет. Коррупционная составляющая сразу отпадет, мы о ней и говорить не будем. В футболе давно не производили реформ. Последнее, что сделали, – придумали фол последней надежды, а вратари в руки мяч после передачи своих футболистов не могут брать.
Положение вне игры настолько дифференцированное, что арбитры не знают, что делать. Потому что ввели правило: если защитника мяч коснулся, отлетел – это не офсайд. Во-первых, там и не видно, дотронулся он до мяча или нет. А во-вторых, как играть обороне? Футболисты вообще не знают, создавать или нет искусственный офсайд. Они попытаются сделать вне игры, но мяч попадет в защитника и отскочит, а это уже не считается офсайдом. Это неправильно. Раньше было четко: если в момент передачи футболист находится вне игры, то арбитр свистит. Не было такого понятия, как пассивный или активный офсайд. Сейчас судьи стоят над командами, клубами и футболистами. Они должны их обслуживать, а не стоять над кем-то. Вы приходите в ресторан, делаете заказ – официант обслуживает вас. Он должен принести вам то, что вы попросили, и не мешать нормально проводить время. Арбитры делают все, чтобы их значимость в футболе была очень высокой. Все равно ситуация изменится. Будут видеоповторы. Уже давно все виды спорта перешли на эту процедуру, кроме самого консервативного – футбола. Все боятся перемен, потому что роль чиновников и рефери станет меньшей. Вы правильно задали этот вопрос. Чем больше журналисты будут говорить об этом, тем будет лучше. И о том, что 16 команд должно быть.
Кроме того, разве нормально, что допускается по три замены в командах U21 и U19? Это сейчас уже разрешили в U21 проводить пять, после того как мы, тренеры, выступили в федерации. Это неправильно. Почему бы детям не дать играть? Пусть они учатся. В U19 и U21 много разной грязи. Готовы, чтобы не играли ни те ни другие. Во многих их матчах по всей Украине идет какая-то зараза, как тотализаторы, например. Хорошо, что Андрей Васильевич Павелко с группой депутатов пролоббировали в хорошем смысле закон о борьбе с коррупцией в спорте, в том числе и футболе. Это люстрация арбитров, за договорные матчи и тотализаторы – криминальная ответственность и пожизненное отстранение от спорта. Супер! Я поддерживаю и аплодирую двумя руками. Правда, много чего декларируется и в политикуме Украины, но не делается. Все знают, кто за кем стоит и кто кого «крышует», а также то, какими потоками деньги выводятся из страны, в какие офшоры. Но никто ничего не делает, все красиво разговаривают.
На ключевых позициях должны быть иностранцы. У нас все настолько завязло, что в футболе один против другого пойти не может. Кум, сват, брат не могут друг друга притащить. Хотят иметь генпрокурора карманного, который будет делать все что нужно. Вы все видите сами. Мы же не только футболом занимаемся, но и видим, что в стране происходит. Если начнется очистка политикума, она перейдет на экономические рычаги, а это даст спорту и людям жить нормально. Если мы знаем, сколько стоит добыча газа в Украине, и видим, с какой суммой нам идут платежки. Это ненормально. Тарифный майдан? Что, прошел какой-то договорняк, что он отошел? Дали кому-то какие-то обещанные должности? Не надо обманывать, если из-за этих договорняков страдают простые люди, когда получают платежки, когда нет ни пенсий, ни зарплат, ничего. Не надо доводить людей до отчаяния. Необходимо делать все, чтобы были рабочие места, а налоговую организовать так, чтобы все платили налоги. Сделайте небольшой налог, все выйдет из тени. Все знают, что делать, но хотят, чтобы это делали за них. Кто приходит к власти, сразу подминает все под себя. Скоро будет не парламентско-президентская, а президентско-парламентская республика. Потому что генпрокурора хочет назначать и снимать только президент. Так не должно быть.
В конституции у нас написано, что наша страна – это парламентско-президентская республика. Я как и про футбол честно говорю, так и про политику. Но действий никаких нет. Никто не наказан за расстрел Майдана и «Небесной сотни». А тех, кого обещают наказать, в стране нет, – им дали возможность убежать. И так, к сожалению, во многих аспектах.