Александр Бабич: "Скорее всего, будем проводить сборы в Одессе"

1067 25.05 2016   17:50
Фото - Денис Руденко, FootBoom.com

Наставник "Черноморца" Александр Бабич подвел итоги сезона и рассказал о планах на межсезонье.

— Прошедший сезон стал первым полноценным для вас у руля Черноморца, когда вы руководили командой от свистка до свистка…

— Да, и впечатлений после этого сезона хватает. Очень насыщенным получился «футбольный год», с самыми разнообразными матчами. На разном уровне играл и Черноморец: были поединки, когда мы должны были выигрывать и полностью превосходили соперника, были равные матчи, а были и встречи, когда мы действовали ниже своего уровня, но все равно брали очки.

Но если брать в общем, то я бы поделил сезон на две части — первый и второй круг чемпионата. Если говорить об организации игры, то стоит отметить весенние матчи. А если брать атакующие действия, мне больше нравится осенний период. Это касается и многих других компонентов, ведь зимой команда хорошо изменилась.

— Назовете 2-3 вещи, которые сделали/не сделали бы по ходу сезона, если вернуть время вспять?

— Первое — это не бросаться со стороны в сторону в тактической работе и не перестраиватьмгновенно игровую схему. Мы несколько раз применяли этот маневр, но потом я понял, что команда была не готова к быстрому перестроению. Сначала ребята должны повысить свой уровень и довести до автоматизма ту схему, которую мы закладывали изначально. В итоге ребята после изменения тактического рисунка не все понимали, из-за чего страдал и результат. Наверное, это первое и главное, чего я бы не сделал.

А вот что нужно было сделать, но я упустил, — это вселять уверенность молодым футболистам. Мы всегда очень тщательно настраиваем ребят перед любым соперником, но позже я понял — иногда надо было не настраивать футболистов усердно, а наоборот — раскрепостить и дать самим почувствовать уверенность. Что ж, для меня это приходит с тренерским опытом, и теперь надо понимать, как надо говорить с ребятами в зависимости от предстоящего соперника.

— Весной Черноморец порой называли самой непредсказуемой командой чемпионата. Согласны?

— Да, но в большей степени здесь вмешивались такие моменты как нефарт, наша не реализация и т.п. Были ведь матчи, когда игра шла по нашему сценарию, и мы должны были точно забивать 3-4 мяча… А случалось, что в равной игре пропускали решающий гол на последних минутах. Весьма «удивительным» был гостевой матч с Волынью, когда мы могли даже выиграть в меньшинстве, но потом пропустили в дополнительное время мяч, забитый из офсайда… Понятно, что были и ошибки, и прочие моменты, но в основном команда отыграла приемлемо и соответственно своему уровню. Однако матчи у нас, действительно, складывались самые разные и непредсказуемые.

— После домашнего поединка с Александрией (1:2) трибуны, наверное, впервые за многие годы освистали вашу команду, а сами вы довольно тяжело перенесли то поражение. Можно сказать, что именно тот матч в чем-то стал переломным для вас и команды?

— Согласен, эта игра в чем-то была переломной. В этом поединке Черноморец тоже не заслуживал на поражение, пропустив решающий гол после нескольких опаснейших моментов у ворот Александрии.Но привычка и жажда к победам болельщиков всегда заставляют требовать только максимум от команды. Мы гордимся такими болельщиками, которые постоянно гонят команду вперед. Но после того матча возникло определенное напряжение, повлиявшее на некоторые вещи.

Тогда мы в команде где-то поменяли взаимоотношение к футболистам, да и сами игроки почувствовали это напряжение и всю ситуацию.После проигрыша Александрии футболисты без слов поняли, что все остальные матчи сезона станут решающими для Черноморца. Но главное, что ребята осознали — при своих болельщиках мы не можем просто так проигрывать равным себе. В такой борьбе надо добиваться только успеха. А поражение от Александрии стало таким себе ударом ниже пояса.

— Матч-разочарование — это домашний поединок с Металлистом, когда залетел гол от Зотько?

— Это да, но бывает и такое. Не хочу никого обвинять и быть субъективным, но я считаю, что в том матче ни одна из команд не наиграла на победу (думаю, тренера Металлиста тоже с этим согласятся). Но в футболе залетают и такие голы. А у нас наоборот — все уже разыграно, мяч летит в ворота, но попадает в ногу нашего же игрока, который находится в офсайде… Что ж, молодым ребятам надо пройти и такое. Главное — извлечь из этого уроки, с которыми надо входить в новый чемпионат, идучи с высоко поднятой головой и гораздо лучшими эмоциями.

— А какой в итоге получился самый лучший матч? Против Шахтера? Или что-то из более раннего?

— Хотя мы и отобрали у Шахтера «золотые очки» (да и сам матч запомнится надолго), но я считаю, что по содержанию больше выделялись другие поединки. Например, обе встречи с Днепром — дома (0:0) и в гостях (2:4). Особенно в Днепропетровске выдалась боевая игра, которая хоть и не порадовала результатом, но по организации игры была очень хорошей. Тот же поединок в Киеве против Динамо (1:2) мы можем занести себе в актив. Это показательные матчи, после которых футболисты могут увидеть многие нужные моменты и поверить в себя. Тем более все эти встречи мы не провалили, а сыграли очень достойно.

— После матча со Сталью вы сказали: «На протяжении сезона некоторые моменты не доходили до игроков». Можете конкретизировать здесь, что именно «не доходило» до игроков?

— Это касается моментов, когда ребята действовали не так, как мы их просили. Есть матчи, которые команда должна выигрывать еще до финального свистка. Когда основание для победы закладывается еще до выхода из раздевалок или на поле во время рукопожатия… У нас же случались встречи, когда люди уступали в этом компоненте. Также были эпизоды, когда футболисты на поле уступали в тех микро-дуэлях и единоборствах, в которых они были сильнее раньше.

Размышляя об этом, позже я пришел к такому выводу — после матча с более сильным соперником нельзя давать команде чувствовать много уверенности, а после матчей с коллективами равными по статусу или слабее надо ее добавлять. У нас были встречи, когда Черноморец хорошо отыграл против лидеров, и мы вселяли в ребят еще большеуверенности. Но нужно было наоборот — оживлять обстановку, заводить и встряхивать команду, даже искать какой-то конфликт для этого.В результате понимаешь, что все это приходит лишь с опытом, и лично я очень много вынес для себя по завершению этого чемпионата.

— После гостевого матча с Зарей вы говорили, что с некоторых «ребят стряхнем звездную пыль». Как в итоге «стряхивали» эту пыль? Пришлось провести ряд разговоров? Или, может быть, штрафовали?

— И разговаривали, и финансовыми санкциями немного пользовались… Но как лучше всего стряхнуть «звездную пыль»? Посадить человека рядом с собой, на скамейку запасных. Ведь когда человек начинает думать, что он уже стал совершенным футболистом и много достиг, его надо выдернуть из игры и посадить на скамейку. Тогда человек сможет остановиться, посмотреть футбол со стороны и над чем-то подумать. Я не раз видел, как люди после нескольких матчей на скамейке пересматривали разные вещи, и теперь у нас действительно нет безразличных.

Ничего, это неотъемлемый момент развития молодых футболистов. Сейчас они подпадают под самое разное влияние: агенты, журналисты, газеты, сборная тура и масса прочей информации — все это порой ведет в облака. Но футбол не обманешь, и со временем люди должны быть более устойчивыми к таким вещам и играть стабильнее.

— Ваша команда на данном этапе пропустила 39 мячей. Для вас, как для защитника в прошлом, это много или оптимально?

— Как ни крути, это много. Лично я каждый гол в ворота Черноморца воспринимаю как личное оскорбление, тем более те мячи, которые залетали из-за наших детских и примитивнейших ошибок. На нашем уровне и с концепцией «игра от обороны» мы не можем пропускать столько готов. Особенно, если в будущем мы беремся решать большие задачи. Поэтому над игрой в обороне еще очень много работы.

— Уверен, что вы так и не отыскали оптимального сочетания обороны весной. Какой именно тыл вам хотелось видеть, и кого в итоге недосчитались больше всего?

— В первую очередь здесь стоит вспомнить осеннюю травму Хочолавы — это помешало нам создать монолитную и стабильную линию обороны. Здесь также накладывается фактор адаптации новичков, когда Матеус и Азацкий не сразу поняли наши требования. Особенно Матеусне до конца осознал наши принципы и структуру работы, и ему понадобилось немало времени для этого. Азацкий же влился быстрее, но нам пришлось отправить Александра на неродную для него позицию левого защитника. Поэтому здесь тоже были проблемы. В идеале нам постоянно хотелось видеть линию обороны из Азацкого, Хочолавы, Мартыненко и Данченко, но эта четверка провела вместе очень мало матчей.

Но если мы говорим об обороне, то стоит также затронуть и тему полузащитников. Нам постоянно не хватало минимум одного опорного, особенно когда вылетел Филимонов — наш капитан и движущая сила, отлично исполняющий роль «волнореза». Когда же Артем травмировался, вместе с дефицитом защитников у нас начались немалые проблемы, повлекшие к потере и недобору очков.

— Ранее вы делали немалый упор на атаку, приглашали атакующих игроков, при этом бессменно играя только с двумя опорниками — Филимоновым и Куценко. Можно сказать, что волей-неволей вы немного загнали себя в ловушку, не обеспечив прикрытия Филимонову и Куценко?

— Да, мы не рассчитывали и не были готовы к тому, что матч могут пропускать и Филимонов, и Куценко. Особенно обидная ситуация произошла с Филимоновым: сначала он получил незаслуженную красную карточку в матче с Волынью, а после этого еще и заработал повреждение на тренировке. Такое стечение обстоятельств принесло вред не только Артему, но и всей команде. Уверен, оставайся Филимонов в строю, вместе с Куценко и Смирновым они бы сыграли намного качественней. В таком случае мы бы добились гораздо лучшего результата.

— К слову, у Филимонова в сезоне набралось 10 желтых и 1 красная карточка, что олицетворяет его как одного из самых жестких игроков чемпионата…

— Но все карточки Артема — по делу. Да, он жесток, но такова его позиция на поле. А во-вторых мы требуем от ребят максимальной борьбы на каждом участке поля, ведь никто не имеет право проигрывать свои микродуэли, и в этом плане Филимонов является настоящим бойцом. Уже после матча пусть рассуждает соперник, кого и каким мясом кормили, но я знаю одно- если ты будешь умирать на поле, то болельщики тебе многое простят.

— Каково состояние Филимонова на данный момент? Что помешало капитану вернуться на поле до конца сезона?

— Филимонов — это наше «львиное сердце», футболист, который выйдет на поле даже на одной ноге. В конце сезона Филимонов хотел и даже мог сыграть против Металлиста, но мы решили не рисковать его здоровьем. Поэтому мы дали паузу, а сам футболист продолжает работать даже во время отпуска по специальной программе. Но я в нем не сомневаюсь: Артем — молодой профессионал, умеющий правильно восстановиться и вовремя помочь команде. Это нашГаттузо, без которого Черноморцу сейчас очень тяжело.

— По окончании последнего матча вы сказали, что хотели бы остаться в Черноморце, а спустя некоторое время продлили соглашение еще на год. Этот процесс прошел для вас легко или тяжело?

— Не могу сказать, что все прошло легко, однако самое главное — все решилось лучшим образом. Я хотел остаться в Одессе, потому что начал здесь в качестве тренера, дошел до Премьер-лиги и продолжаю расти. Поэтому хочется приносить пользу команде, хотя это и нелегкий процесс. Да, не всем нравятся такие размышления, многим хочется быстрого эффекта.

Но, например, любое растение не вырастает за пару недель. Да, за это время оно может подрасти, и ты его сорвешь, но после этого уже ничего не будет. Здесь такая же ситуация — природу не обманешь. Пока мы не добились больших высот, но за этот год была проведена качественная работа, главным показателем которой является прогресс молодых футболистов. Люди заиграли и начали попадать в различные сборные, а за ними начали следить. Игроки обрели уверенность в себе и однозначно повысили свой уровень. И это надо поддерживать и развивать, независимо от того, кто будет в Черноморце и как сложится будущее. Но одно я знаю точно — коллектив у нас очень хороший, и футболистам нужно время, чтобы переходить на более высокий уровень.

Хотя стоит сказать, что для всей команды в целом настало время решать более высокие задачи. И те задачи, которые поставит перед нами наш президент, уже должны быть Черноморцу под силу.

— В голове у вас крутятся мысли, что в один момент придется попрощаться с кем-то из футболистов основы?

— Да, ведь за многими ребятами действительно смотрят. Но это и является одним из критериев работы тренера — если футболист растет, а команда играет, то к ним возникает интерес. И это наша небольшая проблема — сохранить всех. Мы хотим сохранить всех тех ребят, которые постоянно играли заЧерноморец и уже немного олицетворяют его. Ребята честно бились за честь клуба, и в следующем сезоне нам будет очень тяжело без них.

Поэтому сейчас ставим перед собой задачу «сохранить и усилить состав». Да, футболистами интересуются, им поступают разные предложения, но я считаю, что Черноморец должен сохранить свой костяк еще минимум на год. К тому же, чтобы добиваться успеха, мы должны усилить этот коллектив двумя-тремя игроками, которые также будут вести молодежь вперед.

— На какие позиции в первую очередь будете обращать внимание при селекции?

— Учитывая, что мы уже попрощались с Данченко, нам нужен крайний защитник. Также просится усиление и в опорную зону. Ну и, как и многие другие, мы будем искать мастеровитого нападающего — форварда, который может сам решать ситуации, и не только забивать, но и отдавать голевые передачи. Хотя такого человека сейчас найти не так просто.

В этом межсезонье мы уже не будем приглашать сразу несколько футболистов, а стремимся провести точечное усиление. Но первоочередной вектор остается прежним — сохранить прежних исполнителей, развить их уровень и с помощью усиления сделать игру Черноморца еще лучше.

— Олег Данченко уже наверняка будет выступать в следующем сезоне в Шахтере? О продлении аренды в Одессе уже не идет речи?

— Сейчас в Шахтере будет новый тренер, поэтому многие футболисты получат новый шанс. Но если по каким-то причинам Данченко не попадет в первую команду донетчан, мы готовы снова взять его к себе и предоставить игровую практику. Ведь молодой футболист должен не просиживать на скамейке, а играть. Так что будем всегда рады видеть Олега в Одессе, в нашей семье.

— Один из самых важных вопросов — удастся ли Черноморцу сохранить арендованных у Динамо Калитвинцева и Хобленко…

— Калитвинцев остается у нас, его арендное соглашение рассчитано на год, до зимы. Что касается Хобелнко, то у него закончилась аренда в Черноморце. Но сейчас мы активно ведем переговоры насчет того, чтобы оставить Алексея в нашей команде. Мы видим в нем перспективу, и если Алексей продолжить карьеру в Одессе, это будет шаг вперед и для него самого, и для Черноморца.

— Закончились контракты у Боровика и Куценко. Как быть с ними?

— У Боровика контракт продолжается, а вот у Куценко соглашение с Черноморцем действительно подошло к концу. Но мы хотим оставить Валеру у нас, ведь он — один из системообразующих футболистов команды и связующее звено между обороной и атакой. Я очень хочу, чтобы Куценко продолжал свою карьеру у нас, ведь меня полностью устраивают его игровые и человеческие качества.

— Какие у Черноморца планы на лето?

— Мы выходим из отпуска 14 июня и, скорее всего, будем проводить сборы в Одессе. В рамках сбора мы планируем провести небольшой товарищеский турнир — Турнир четырех, куда будут приглашены команды из Европы (возможно, из Польши или Австрии). Но в общем будем готовиться в Одессе, где хватает и полей, и отличный климат, и есть море. Но самое главное — начать сбор уже полностью укомплектованными, чтобы большую часть сбора провести в оптимальном составе. Поэтому сейчас селекционная работа у нас на первом месте.

Источник: SportArena
Популярные новости