Александр Бабич: "Игра с "Олимпиком" показала - мы способны на большее"

1505 01.09 2016   20:43
shakhtar.com

Главный тренер Черноморца Александр Бабич охарактеризовал выступления моряков в начале сезона и рассказал, как одесситы смогли добыть победную трехматчевую серию после неудачного старта чемпионата.

— После трех поражений на старте сезона Черноморец добыл три победы кряду. Как это стоит правильно воспринимать — как резкий психологический подъем «на волевых», как пересмотр и улучшение концепции игры, как результат какой-то встряски или т.п.?

— Если честно, вообще не хочется зацикливаться на фразах типа «три победы подряд». Не хочется, ведь это лишь маленький шаг в том направлении, которое мы выбрали. И если говорить честно, положа руку на сердце, мы должны признать: да, результат есть неплохой и для многих неожиданный, но качество и рисунок игры пока во многих компонентах оставляют желать лучшего. Поэтому еще раз повторяем — нам просто надо двигаться вперед от игры к игре, настраиваться на каждый следующий матч, как на самый важный. Вот тогда что-то может получиться.

— Если не учитывать первую тройку УПЛ, Черноморец первым в нынешнем сезоне обеспечил победную серию из трех матчей. На данный момент это можно назвать достижением?

— Достижение — это когда мы чего-то достигаем, я правильно понимаю? Пока это только три выигранных матча, и все! Ничего большего.

— С какими мыслями начали работу после 3-го тура, когда были разгромлены Зарей? О чем думали больше всего в тот момент?

— С какими мыслями… Если честно, с хреновыми (улыбается). Хотя тогда было не до улыбок. Мы ехали в автобусе, ночь в дороге, а я спать не могу, все думаю — где же мы что-то упустили? Ведь после игры с Шахтером нас уже по традиции похвалили, говорили, что не заслужили разгрома, смогли навязать борьбу, вернуться в игру при счете 0:2. Честно, я думал, что с Зарей мы можем зацепиться за очки. Но не вышло.

— Имел ли место тогда настоящий мужской разговор с определенными принятыми мерами в адрес игроков?

— Когда приехали домой, разобрались, успокоились. Да, был серьезный разговор с игроками. Скорее, даже, диалог. Вот тогда я понял, что они хотят изменить ситуацию. И среди них не было безразличных. Да, были расстроенные, но все хотели доказать, что игра с Зарей — это не правило, а исключение. После Зари мы работали много, разбирали каждый эпизод. И мне кажется, что игра с Олимпиком показала и доказала — мы способны на большее.

— После победы над Олимпиком многие футболисты говорили, что важно было «сыграть за тренера» и «выиграть для тренера, чтобы отвести массу критики». Смотря на такие высказывания, могло показаться, что после неудачного старта вам пришлось выдерживать не просто критику, а и большое давление со стороны…

— Да, я слышал эти слова! Вы знаете, это непросто передать словами… Я сам всегда и везде отстаиваю своих игроков, мы с ними прошли очень многое, надеюсь, в будущем будут еще и медные трубы (смеется). Когда футболист говорит, что он играет за тренера, это наполняет сердце гордостью. Значит, мы не зря с ними работаем, значит, они чувствуют, что мы их не обманываем и что все по-честному. Да, есть и будут ошибки — но не будет предательства. Поэтому, все так и есть, как мне кажется. Но я говорю ребятам: «Вы прежде всего играете за себя, за имя команды и за свое имя. И за футбол, ведь его не обманешь». И тогда мы вместе будем двигаться вперед.

А насчет критики… Как любят говорить — это часть нашей, тренерской работы. Да, была и критика, было и давление настоящее, и демарши болельщиков. Но я так думаю, что следующие три матча за Зарей команда доказала, что мы не просто собрание игроков, а настоящая команда. И теперь нам предстоит это доказывать каждый раз.

— 9 пропущенных мячей в трех первых матчах — это было слишком? Работали отдельно над обороной?

— А вы сами как думаете? Представьте только — 9 мячей в 3 матчах! И о чем должен был думать я, сам игравший на позиции защитника или Анатольевич (первый помощник главного тренера Александр Грановский. — прим. авт.), всю жизнь отыгравший в обороне. Это — недопустимо! Да, пришлось пересмотреть некоторые моменты, что-то упростить, может где-то в ущерб зрелищности. Но нам нужно было научиться вновь играть на ноль. Что ж, пока справляемся (улыбается).

— После матча с Зиркой вы сказали: «Рад, что команда учится играть на результат». В чем именно выражается термин «играть на результат»? Чего вам, как тренеру, удалось добиться на пути к цели «играть на результат»?

— Повторюсь, иногда приходится чем-то жертвовать ради результата. Конечно, в идеале, хочется научиться играть так, чтобы выигрывать все матчи со счетом 3:0 или 4:0. Но, давайте будем объективны — пока мы к этому не готовы. А результат нужен, прежде всего, для игроков (для их уверенности), для болельщиков, спонсоров, в конце концов.

Вот смотрите, в прошлом сезоне нас неоднократно хвалили, даже после проигранных матчей, мол, команда не заслуживала поражения, показала хорошую зрелищную игру. А потом, по окончании сезона, те же журналисты ставили нам в упрек неумение играть на результат, говоря о том, что нам надо научиться выигрывать. Сейчас ситуация зеркальная — мы начали выигрывать, но теперь нас упрекают в отсутствии зрелища. Да, было бы здорово найти ту самую золотую середину… И мы ее ищем!

— В матче с Волынью, когда Черноморец действовал в большинстве, ваша команда смогла забить только под самый занавес. Можно сказать, что пока Черноморец не готов долго вести атакующую игру первым номером и сам взламывать оборону соперника?

— В этом матче вообще все было сложно. Сначала вылетает Данченко, потом уже в Луцке — Владислав Калитвинцев, и произошла вынужденная замена Андриевского. Где-то нарушились наигранные схемы, особенно это было заметно по стандартам. В этом компоненте мы сыграли… скажем помягче, очень неубедительно.

Когда оказались в большинстве — несколько растерялись. Надо идти вперед, играть первым номером, нагнетать. А это не совсем наши козыри. Но сумели выжать максимум из тех моментов, что у нас были, и замена сработала. В общем, опять-таки — результата добились, но золотой середины еще не нашли.

— Как появилась оригинальная традиция празднования побед, когда практически вся команда прыгает в танце? Чья это идея была, и как вы к этому относились?

— Да все спонтанно родилось. Мне говорят, мол, «не солидно, что вы прыгаете в таком себе ритуальном танце с игроками»… Но, вы знаете, эмоции — это тоже часть футбола. Да, мы молоды — и тренерский штаб, и игроки. Может, это некое, как кто-то говорит, «ребячество». А я скажу так — в этот момент мы ощущаем себя такой себе «бандой». Мы выполнили работу и достигли цели, поэтому и счастливы друг за друга. А уж как это смотрится со стороны — я особо не думал об этом.

— На тренировках практикуете что-то подобное? Или это только на «парадный выход»?

— Нет, это «парадная» заготовка. Хотя, на тренировках тоже есть свои подобные приколы… Но пусть это останется небольшой командной тайной.

— Судя по таким моментам, с коллективом в Черноморце проблем нет? Вы довольны сплоченностью?

— Знаете, я хотел об этом сказать ранее. Наверное, самое главное, чего мы сумели достичь — это создать единый коллектив. Да, были ошибки где-то и просчеты, но вы все сами видите — мы готовы сражаться друг за друга. И это самое ценное для меня сегодня. Мы с многими ребятами еще работали и в U-19, потом в U-21, с некоторыми только начинаем работать вместе. Но мне кажется, у нас есть коллектив. Пусть нас называют «хулиганами или футбольными бандитами», ругают за игру и за обилие желтых карточек. Но! Мы такие, какие есть, и мы сегодня чувствуем себя единым целым.

— По возвращении Олега Данченко Сергей Люлька стал играть левого защитника (хотя ранее все время играл справа). Как возникло такое решение поменять Олегу фланг, и не вызывает ли это трудностей у футболиста?

— Сергей воспринял это нормально. Он — профи, понимает, что сегодня команде он нужен именно на левом фланге обороны. Это проблемная позиция для нас, да и как выяснилось, и для национальной сборной (смеется). А Люлька, с его опытом и мастерством, помог нам дышать чуть спокойнее.

— Что с защитником Матеусом, которого вы весной прошлого года видели в основе на левом фланге? Какие у него ближайшие перспективы?

— Скажем так: там есть определенные проблемы, но мы пока не списываем его со счетов.

— В матче против Зирки немало критики обрушилось на капитана команды Артема Филимонова за обильное количество желтых карточек и за грубую игру. Что можете сказать по этому поводу? Артем действительно иногда «перегибает» или действует в рамках ваших установок?

— Как тренер, скажу — я доволен отношением Артема к игре на поле. Я даю установку футболистам, и я несу ответственность за результат. А Филимонов несет ответственность за ее исполнение. Также не могу назвать Артема грубым игроком. Жестким и боевитым — да, но не грубым! У нас как: если игрок не убирает ноги, идет до конца в борьбе и не боится, прежде всего, получить травму — все, он грубый! А потом мы удивляемся, что наши более мастеровитые игроки проигрывают сборной Северной Ирландии, которая бьется за каждый кусочек поля, и никто не боится там попасть под критику — «ах, как грубо сыграли»!

Смотрите английский чемпионат. Там что, мало борьбы? В разы больше чем у нас, а мы все не можем понять, что футбол — это спорт настоящих мужиков. Артем — тоже настоящий мужик. В его борьбе нет подлости — укусить, плюнуть, ущипнуть. Ну а лицо в лицо, так пусть другой игрок тоже доказывает свой уровень.

А своей игрой в матче с Волынью Филимонов многим доказал, что помимо подкатов и борьбы, у него есть и другие сильные качества. Вообще, поединок в Луцке был для него, если так можно сказать, мега-важным. Если помните, именно в Луцке Артема удалили весной, потом была травма… Потом он немало набирал форму. Вышел такой себе цикл — от Волыни до Волыни.

— В прошлом сезоне неплохой связкой выступала пара Данченко-Калитвинцев. Сейчас насколько эффективна эта связка, и пытаетесь ли вы сохранить ее от ротации?

— Действительно, мне очень импонирует связка Калитвинцев-Данченко. И хотелось бы еще большего эффекта ждать от них. Но давайте не забывать, что эти ребята находятся у нас в аренде, и в некоторых матчах мы не сможем их использовать. Поэтому, даже исходя из этого, ротация здесь неизбежна.

— В Черноморце сейчас выступает немало арендованных игроков, которые в отдельных матчах не смогут помочь команде, а в будущем и вовсе просто вернуться в клубы, которым принадлежит их контракт… Сегодня Черноморец мог бы обходиться без арендованных?

— Наверное, в идеале можно. Но в наших условиях, когда мы не можем выходить на трансферный рынок с миллионами в кармане, единственный путь — это непрерывный поток в первую команду из выпускников нашей академии. Однако такого, пока, увы, не наблюдается. И в этом отношении я вижу проблему.

Согласен с мнением своих более мастеровитых коллег — не важен результат в детском футболе, не надо строить команду-звезду. Надо строить команду из звездочек, личностей, и это главное отличие от взрослого футбола. Если с потока хотя бы 2-3 игрока перейдут в U-19, потом еще и попадут в первую команду — это будет супер! Но пока такого у нас нет. Поэтому и берем ребят из других клубов.

— Довольно эффективно в игру Черноморца влился летний новичок Александр Андриевский. Что скажете о его стартовом периоде вашей команде?

— Саша — очень мастеровитый и талантливый игрок. Есть еще один плюс — у них с Филом (Филимоновым. — прим. авт.) есть своя история. Они играли в связке еще в юношеском футболе, в Харькове. Поэтому им особо и не пришлось притираться друг к другу. Но я, как максималист, жду от Андриевского еще большего. Пока он не использует свой огромный атакующий потенциал со своим сумасшедшим ударом. Но я надеюсь, скоро его прорвет.

Популярные новости