Наставник "моряков" рассказал о конспектах от Маркевича, латышских призах для домашнего мини-музея, встрече с Трапаттони, младенческом возрасте Коваля и почему первый контракт с одесситами он заключил всего на полгода
- Роман Иосифович, завершившийся сезон наверняка один из самых успешных в карьере Григорчука-тренера. А какой на вашей памяти самый успешный сезон Григорчука-футболиста?
- (После паузы.) Знаете, я всегда руководствуюсь принципом - с того момента, как ты стал тренером, как можно реже вспоминать о карьере футболиста. Потому что это разные профессии. Но, раз вы спросили, отвечу: самым успешным, наверное, был период, когда я играл за "Прикарпатье" еще в первой лиге. Много забивал, был бомбардиром - наверное, это самое памятное.
- В свое время вы хоть и недолго, но поиграли в "Кривбассе", который возглавлял Мирон Маркевич. Что-то от его методики в своей работе потом использовали?
- Я давно себя готовил к тренерской деятельности, а потому старался внимательно присматриваться и интересоваться работой наставников тех команд, где играл. Что-то для себя подмечал, записывал, спрашивал их, если чего-то не понимал. И в результате, почти от всех тренеров я что-то взял. У Мирона Богдановича я тоже кое-чему научился.
- Вы заканчивали игровую карьеру и начинали тренерскую в Латвии, в "Динабурге" из Даугавпилса. Как вас туда занесло?
- В 1998-м меня пригласил в Латвию тогдашний наставник "Динабурга" Виктор Нестеренко, у которого я играл в "Прикарпатье". Причем он сразу сказал так: "Поиграешь столько, сколько возраст позволит. А в принципе, я тебя рассматриваю в качестве своего помощника или даже преемника". Так и получилось. Я отыграл сезон под его руководством, а потом, когда Нестеренко пригласили в "Ригу", я еще где-то полгода был играющим тренером. Честно скажу, никому не советую этим заниматься. Совмещение тренерской и игроцкой деятельности - противоестественно и неправильно. Ты должен либо играть, либо тренировать, чтобы полностью быть сконцентрированным на чем-то одном. Но с другой стороны, весело: сам себе установку на игру даешь, сам себя на замену выпускаешь (смеется). Я понимал, что это не совсем правильно, но обстоятельства вынудили этим заниматься. Ну а третий год в "Динабурге" я уже встречал в качестве классического тренера.
- Суммарно вы прожили в Латвии почти 11 лет. Не было желания принять гражданство?
- Даже не задумывался. Я - гражданин Украины, и горжусь этим. Если бы по нашему законодательству допускалось двойное гражданство, то возможно, я бы еще подумал, но поскольку подобное не разрешается, то и речь об этом вообще не шла. К тому же сама процедура получения латвийского гражданства для тех, кто там не родился, - чрезвычайно сложный и трудоемкий процесс. Поэтому мне вполне хватало вида на жительство, дающего разрешение на работу.
- После семи лет в "Динабурге" вы пошли на повышение - в "Вентспилс", с которым несколько лет подряд играли в квалификации ЛЧ. Какое самое памятное воспоминание сохранилось о тех играх?
- Поединки с «Зальцбургом». Хотя это была команда и не из топ-чемпионата, но в то время они пытались построить суперклуб, амбиции у руководства были сумасшедшие. Инфраструктура, подбор игроков - на высочайшем уровне. А на тренерском мостике - легендарный Джованни Трапаттони. Так что встреча с австрийцами стала и для меня, и для моей команды целым событием.
- Одно время Григорчук считался лучшим тренером Латвии…
- Да, когда перешел в "Вентспилс", мы трижды становились чемпионом страны, дважды завоевывали Кубок, и меня трижды признавали тренером года.
- Какие-то призы за это полагались?
- Были специальные призы в виде статуэток или кубков. Все с нотками национального колорита, и все разные: один - из стекла, второй - металлический, третий - с деревянными элементами. Я сейчас создаю свой домашний мини-музей, и эти призы займут там свое место.
- Вернувшись из Латвии, вы приняли запорожский "Металлург". Именно с вашей легкой руки там ярко вспыхнула звездочка по имени Максим Коваль. Как, по-вашему, почему он так быстро перешел из разряда "один из лучших" в разряд "один из многих"?
- На самом деле, запорожский этап в карьере Максима был очень ярким. И знаете, он не только очень талантливый парень, но и относится к тем футболистам, с которыми приятно работать. В том плане, как он все схватывал на лету, впитывал все как губка.
- Не было ошибкой с его стороны так рано перебираться в "Динамо"? Ведь в Запорожье у него было гарантированное место в основе и постоянная игровая практика?
- Сейчас мы можем только предполагать. Может, ему действительно нужно было еще немного окрепнуть, заматереть. Хотя, если честно, когда Коваль уходил, я думал, он сразу же и на новом уровне заиграет столь же ярко. На тот момент я думал так. Но и сейчас продолжаю верить, что у него еще все впереди. Даже тот возраст, в котором Максим находится сейчас, для вратаря считается младенческим. Уверен, что Коваль еще будет прогрессировать и громко заявит о себе.
- Из Запорожья вы ушли в "Черноморец", который вылетел в первую лигу. Не считали это шагом назад?
- Ни в коем случае. В Украине меня еще мало кто знал, и чтобы сделать себе имя, нужно было работать с командой хорошего, добротного уровня. И мне было абсолютно не зазорно работать в первой лиге. Я понимал, что "Черноморец" - это хороший бренд, который просто временно оказался не в своей компании. А когда пообщался с руководством, понял, что они думают так же. Вопрос был только в том, чтобы работать, развиваться и подниматься все выше и выше.
- Перед вами ставилась задача немедленного возвращения в элиту?
- Естественно. Я ведь пришел в Одессу в середине сезона, в ноябре, и мой первый контракт был заключен всего на полгода с конкретной задачей - выход в Высшую лигу.
- Сейчас Одесса - не самый спокойный город в Украине. На вас этот момент оказывает какое-то влияние?
- Я, конечно, не могу сказать, что ни я, ни моя семья не обращаем на происходящее внимания. Мы видим, что происходит. Но я лично спокойно к этому отношусь, понимаю, что это все - временно, те вещи, которые происходят. Уверен, скоро в Украине все нормализуется, и будет порядок. Наша страна заслуживает быть процветающей и уважаемой во всем мире.
- Во время победной игры с "Днепром" у вас были бурные претензии к Хуанде Рамосу за гол, забитый соперником с нарушением Fair play и впоследствии отмененный. Но ведь за месяц до этого и ваш победный мяч в Тернополе в 1/4 Кубка был не совсем чистым...
- Я послал Рамосу SMS с извинениями. Тот случай журналисты слишком раздули. Сама игра была намного сильнее и содержательнее, чем большинство матчей, но так получилось, что больше говорили не о ней, что было бы всем интереснее, а о том случае. Да, я позволил себе неправильную форму общения с Рамосом, хотя сами мои претензии к нему, по-прежнему считаю, были обоснованными и справедливыми. Но выразил я их не совсем в той форме, как это нужно было сделать. Именно за это я перед ним извинился. Он мне ответил, что обиды не держит, что это все - эмоции, вызванные рабочими моментами. Надеюсь, инцидент можно считать исчерпанным. Я по-прежнему отношусь к Рамосу с большим уважением. Надеюсь, с его стороны отношение ко мне тоже не изменилось, и при следующей встрече мы пожмем друг другу руки вполне искренне.
По Тернополю... Согласен, по тому случаю тоже есть к чему придраться. И после игры мы разбирали этот эпизод в своем кругу, и я не скажу, что я сильно все одобряю. Но так получилось, уж поверьте мне на слово, что по ходу самой игры, я этот момент просто не увидел. И поэтому потом даже не понял, из-за чего начался весь сыр-бор с выпадами болельщиков "Тернополя" в наш адрес: бросание бутылок и тому подобное. Восстанавливал картину случившегося уже позже, пообщавшись с футболистами в раздевалке. Они мне и рассказали, что да - во время голевой атаки игрок хозяев лежал.
- В последнее время было очень много разговоров о якобы интересе к вам со стороны "Динамо", "Днепра". Это не отвлекает вас от работы?
- Стараюсь не отвлекаться. Ясное дело, что мне, как и любому тренеру, хочется работать на высоком уровне, попадать не только в Лигу Европы, но и в Лигу чемпионов. Но моя мечта - чтобы все это произошло с "Черноморцем" и чтобы я вместе с ним играл в Лиге чемпионов. А после того, как именно нынешняя команда весеннего образца достойно проявила себя в сложнейшей ситуации - я "Черноморец" стал уважать и любить еще больше, и готов для этой команды сделать все.