Мирча Луческу: "Десять лет пролетели как миг"

740 21.05 2014   09:15
Фото - shakhtar.com
Главный тренер «Шахтера», на этой неделе отметивший юбилей своего пребывания во главе донецкой команды, дал интервью корреспонденту «СЭ».
- Какую оценку готовы выставить минувшему сезону?
- Однозначно оценить не получится. Боюсь, не только в моем воображении чемпионат четко делится на две части, в которых сложно найти схожие черты.
Первая часть - оптимистическая, с пятеркой интересных, самобытных команд, которые конкурировали друг с другом за привилегированные места в турнирной таблице.
Уровень игры позволил затем квартету дружно прорваться в весеннюю часть еврокубков, что случилось впервые. В итоге первая часть сезона подняла имидж украинского клубного футбола. А вот после зимней паузы начались форс-мажорные обстоятельства, повлиявшие на организацию чемпионата, который получился скомканным.
- Многие обратили внимание, что все украинские клубы очень быстро и одновременно оказались выбитыми из еврокубков. По-вашему, не случайно?
- Нет, конечно. Ситуация очень сильно влияла на психологическое состояние игроков. Футбол - это не только игра на зеленом газоне, но и ментальное состояние молодых людей. Это состояние усугубляется необходимостью выступать на нейтральных полях и без зрителей. Все это оказывает колоссальное давление на футболистов. Да, они профи и играют не бесплатно. Однако для лучших и самых мастеровитых из них важны не только деньги, но и аплодисменты, овации трибун.
***
- Прошедший чемпионат Украины можно назвать аномальным?
- Вполне. На финише сезона с грустью наблюдал, что мои подопечные становятся все более задумчивыми и молчаливыми. Даже с моим тренерским опытом возникли большие проблемы с мотивацией игроков. Поэтому очередную победу в турнире считаю едва ли не самой важной за мои десять шахтерских лет. Сражаться пришлось не только с соперниками, но и с чрезвычайными, без преувеличения, обстоятельствами.
Конечно, отпраздновать пятое кряду золото хотелось бы по-другому. И это не формальный акт: на праздниках, которые клуб устраивал в честь наших побед, игроки компенсировали понесенные физические и моральные затраты, а также заряжались энергией и энтузиазмом на следующий сезон. В этом году в памяти осталось только скромное обаяние стадиона в Черкассах, где мы официально оформили чемпионство.
- Метаморфоза, случившаяся с «Шахтером» в течение сезона, связана исключительно с внешними факторами?
- Честно сказать, я не заметил того, что можно было бы считать метаморфозой. Не скажу, будто недоволен весенней частью турнира. Хотя мы и потеряли непозволительно много для чемпиона очков, практически во всех матчах имели игровое преимущество. Единственная претензия к игрокам «Шахтера» - в финале Кубка Украины они не обнаружили настроя, который был в большинстве матчей чемпионата. Вероятно, пятилетнее отсутствие трофеев у «Динамо» привело к тому, что наши соперники оказались лучше мотивированы в решающем матче. Было видно, как каждый эпизод они проигрывают с большей самоотдачей, чем футболисты «Шахтера».
Динамовцы, думаю, не имели безоговорочного преимущества, а голы мы пропустили после розыгрыша «стандартов». Может, оно и к лучшему, что киевляне взяли Кубок: тем самым возобновился полномасштабный интерес к противостоянию наших клубов, которое в последние годы имело вполне очевидный шахтерский крен.
- Кстати, вам со своей скамейки заметно, что в «Динамо» сменился главный тренер?
- Рано об этом говорить. Не может тренер за две-три игры все кардинально поменять. Настрой игроков может стать другим, но не построение игры.
***
- После впечатляющей победы «Шахтера» в Объединенном суперкубке в Израиле вылет команды из Лиги Европы от чешской «Виктории» показался недоразумением. Вы так не считаете?
- Я считаю, что в Донецке мы могли выиграть с разницей в 5-6 мячей, однако игроки не справились с психологическим давлением. Иначе те ляпы, которые футболисты «Шахтера» допускали в завершающей фазе атаки, объяснить невозможно. И все же решающим фактором оказалось несовершенство нашей обороны. В этот период неуверенно действовал наш голкипер. Наверное, мною тоже были допущены ошибки в организации игры. Все это сложилось в неблагоприятный для «Шахтера» исход по сумме двух матчей.
- 18 мая 2004 года, давая первое интервью для «СЭ» в качестве главного тренера «Шахтера», вы могли предположить, что так надолго задержитесь в Донецке?
- Да, десять лет промчались как один миг. Строго говоря, предвидеть подобное невозможно, однако я точно не принадлежу к «летунам», которые склонны к перемене мест, как говорится, коллекционируют команды. Я называю себя «долгоиграющим» тренером, потому что по-человечески привязываюсь к людям, к клубу. Если чего-то добиваюсь, то уходить не тороплюсь. Да и если не добиваюсь - тоже. В «Брешии» пять лет меня удерживала дружба с президентом Луиджи Кориони, который каждый год ради выживания клуба продавал игроков и приводил новых.
Еще раньше, когда начинал свою тренерскую деятельность в «Корвинуле», по приказу компартии принял сборную Румынии, иначе остался бы в Хунедоаре. Бухарестское «Динамо» возглавлял пять лет - и только революция вынудила уйти. В «Галатасарае» и «Бешикташе» тоже работал бы дольше, если бы не особенность турецкого футбола: президенты клубов, как правило, меняются каждые два года, и новый шеф приводит с собой нового наставника. Я привыкаю к людям и как тренер отдаю каждой команде все, что имею.
***
- Если бы десять шахтерских лет можно было пережить заново, вы бы что-нибудь изменили?
- Безусловно.
- Например?
- Главным образом, постарался бы не повторить ошибок с трансферами, которых наберется немало.
- Назовете фамилии?
- Не стоит. Есть риск обидеть людей. Единственное, что могу сказать: в идеале сюда должны приходить игроки с «шахтерскими» душой и сердцем. Они должны быть грамотными в смысле понимания, куда и зачем приходят, какая идея доминирует в этом клубе. Идея - выигрывать. Говоря высоким слогом, слово «победа» - главная заповедь, начертанная на наших скрижалях. Просто прийти, отметиться и помахать ручкой - такие «Шахтеру» не нужны. Конечно, достигнув определенного уровня, футболист вправе рассчитывать на достойный трансфер, однако приходить в «Шахтер», руководствуясь исключительно этой мыслью, никто не должен.
- За минувшие десять лет вас самого посещали мысли уйти из «Шахтера»?
- Только однажды, и я об этом уже говорил. Осенью 2008 года, когда мы проиграли в Лиге чемпионов «Барселоне» практически уже выигранный матч. Каталонцы на последних минутах нарушили правило fair play, а совсем юный тогда еще Месси воспользовался растерянностью наших игроков и забил два мяча. В знак протеста против этой несправедливости я готов был немедленно написать заявление об отставке. Спасибо тем, кто отговорил от опрометчивого шага. Больше подобных слабостей себе не позволяю. Даже сегодня, когда в Украине возникли серьезные сложности, не связанные с футболом, однако влияющие на его благополучие в стране.
***
- Ну вот, вы предвосхитили следующий вопрос: насколько велика вероятность расставания Мирчи Луческу с «Шахтером» в связи со сложными политическими условиями в Украине? Пишут, например, будто «Галатасарай» готов вас принять с распростертыми объятиями, Румыния тоже ждет возвращения Луческу.
- Лучше не читайте ни турецких, ни румынских газет. Я об этом даже не думаю. Единственное, что может изменить мою точку зрения - это угроза самому чемпионату Украины и участию в нем «Шахтера». В таком случае как профессионал я должен буду выбрать рациональное решение, связанное с продолжением тренерской карьеры.
- Что скажете по поводу возможных кадровых перемен в команде в летнее межсезонье?
- Как всегда, предстоит непростая работа, которая подразумевает строго дифференцированный подход. Нужно, например, определиться с игроками, которые часто травмировались. Решить, что с ними делать дальше. Есть группа футболистов, которые тяжело адаптируются к нашему стилю игры, - как быть с этими? Нужно подумать о выпускниках академии, выступающими за другие команды, - лучшим из них тоже нужно давать дорогу, чтобы ребята знали, что у них есть будущее. Дальше - есть группа ветеранов, которых поджимает возраст, однако за спиной должны быть игроки, готовые их безболезненно заменить. Наконец, есть футболисты, которыми могут заинтересоваться топовые клубы Европы, и мы должны быть к этому готовы, обязаны знать, кем будут закрыты позиции, если трансферы состоятся.
У нас есть костяк команды, но есть футболисты, выходившие в минувшем сезоне на поле не потому, что они этого заслуживали, а только потому, что я хотел дать им игровую практику. Когда же нужно было выиграть любой ценой, я отправлял в бой старую гвардию. Тех, кто давно и прочно освоил принципы нашей игры.
- Летом возможно появление в «Шахтере» новых футболистов?
- Нет. Напомню, что в прошлом году были сделаны серьезные приобретения - семь игроков. Пора уже им от периода адаптации переходить к такой степени готовности, которая доказывала бы, что деньги потрачены не зря. Однозначно команда должна стать лучше, чем была в минувшем сезоне. Растет Луис Адриану. Все увереннее чувствуют себя Дуглас Коста и Алекс Тейшейра. Они должны подняться на уровень Виллиана и Мхитаряна. Надеюсь, что уже в обозримом будущем мы получим веские основания сравнивать Фреда с Фернандинью, а конкуренция Тайсона и Бернарда сделает их обоих незаменимыми игроками основного состава.
***
- Можно говорить, что на смену хрестоматийному дуэту лидеров из Донецка и Киева в чемпионат Украины пришел квартет клубов, доставляющих удовольствие своей игрой?
- Я бы даже сказал, квинтет. «Черноморец» тоже из этой компании. Кроме того, приятно удивили донецкий «Металлург», «Заря» и «Ворскла», в которой я бы особо отметил прогресс молодого тренера Василия Сачко. Как видите, есть восемь команд, способных работать в чемпионате Украины на интригу.
- В связи с тем, что в последнее время из-за финансовых проблем с футбольной карты Украины стали исчезать клубы, пошли разговоры о новых форматах проведения чемпионата страны. Что вы думаете по этому поводу?
- Думаю, не будет большой беды, если в премьер-лиге останется только 12 команд, зато готовых гарантированно сыграть в турнире от начала и до конца. Что касается формулы, то мне она представляется такой: на первом этапе матчи в два круга (22 встречи у каждого клуба), потом деление на две шестерки - и снова в два круга (еще по 10 матчей). При этом первая шестерка команд разыгрывает медали и путевки в еврокубки, вторая - борется за сохранение прописки в элитной лиге. Низший дивизион можно ограничить только первой лигой, но разбить ее по территориальному признаку на три группы. Допустим, по 18 команд в каждой группе, где компактность позволит соперникам добираться друг к другу на автобусах. Мне кажется, 54 профессиональных команд во втором по ранжиру дивизионе вполне достаточно для страны, экономика которой переживает не лучшие времена. Три победителя групп по итогам сезона или напрямую меняют трех неудачников в премьер-лиге, или - по результатам стыковых матчей. Тут возможны варианты.
***
- Кто ваши фавориты на предстоящем ЧМ-2014 в Бразилии?
- В данном случае ответ заложен уже в вопросе: кто может быть главным фаворитом в этом турнире, как ни сами бразильцы? С другой стороны, в футбольной практике нет ничего неизбежного. Склоняюсь к опыту прошлых лет: раз чемпионат проходит в Латинской Америке, Кубок мира оттуда вряд ли уедет. Если не повезет Бразилии, знамя может подхватить Аргентина. Из европейцев наибольшие шансы, на мой взгляд, имеют Германия и Италия.
- Планы «Шахтера» на межсезонье уже обнародованы: начиная с 17 июня, два сбора - в Австрии и Швейцарии. А где вы собираетесь провести отпуск?
- Получается, в основном в самолете. Предстоит довольно замысловатый маршрут. Сначала Португалия, финал Лиги чемпионов. Потом Париж, без которого долго обходиться трудно. Дальше - Италия, с которой многое связано в моей жизни. Следующая остановка - Швейцария, где посмотрю матч сборной Румынии и заодно проинспектирую место будущего сбора «Шахтера». И, наконец, неделя с родными и близкими в Бухаресте. Если уж десять лет пролетели, как миг, что говорить о неполном месяце?
Популярные новости