Маркевич vs Таран

1197 29.03 2013   10:40

Мирон Маркевич и его «Металлист» по весне очков не теряли, но чтобы продлить эту серию, им в воскресенье нужно будет «съесть» Олега Тарана с его «Кривбассом», о которые уже обломали зубы и «Динамо», и «Днепр».

На сегодня финансовая база, кадровый потенциал и уровень притязаний этих двух клубов не сравнимы, однако кто будет вспоминать об этом, когда прозвучит стартовый свисток? Осадив на выезде конкурентов харьковской команды, криворожане, полагаю, вошли во вкус, и теперь готовят ей не менее теплый прием.

Умудренному опытом Мирону Маркевичу предстоит поломать голову над тем, как обставить своего более молодого, но не менее амбициозного коллегу, обладающего к тому же схожими взглядами на обожаемый ими обоими футбол.

«Есть два показателя работы тренера – результат и уровень игры. Так вот, для меня важнее второе. В первую очередь меня интересует процесс улучшения качества. Я твердо уверен, что только он может повлечь за собой хорошие результаты», – под этими словами Тарана Маркевич подпишется, не колеблясь. Ведь и сам он в своей работе декларирует те же принципы.

Судьба подбросила Мирону Богдановичу не одно серьезное испытание, прежде чего на его пути оказался «Металлист», – клуб, в котором он трудится уже без малого восемь лет, не зная финансовых затруднений и имея полный карт-бланш от руководства. Харьковскую команду Маркевич принял в 54, и возможно через год, когда к этому возрастному рубежу подойдет Таран, шанс реализовать свои футбольные мечты представится и ему. Пока же наставник «Кривбасса» должен выкручивать свой коллектив наизнанку, доставать из него все соки, дабы не только сохранять для города прописку в Премьер-лиге, но и порой дарить ему праздники наподобие днепропетровского.

ЧЕТЫРЕ РАЗА В ОДНУ РЕКУ

Олег Таран считался едва ли не самым перспективным форвардом Советского Союза. Уже в 14 лет он выступал за юношескую сборную СССР, с которой впоследствии выигрывал «золото» и «бронзу» континентального первенства, в 19 – завоевал «серебро» на юниорском чемпионате мира. Вполне возможно, что перегруженность международного графика и не позволила пареньку раскрыться в киевском «Динамо», куда его быстренько забрали из ДЮСШ родного Орджоникидзе. За четыре полных сезона в столице Олег провел за «основу» столичного клуба всего шесть игр.

Далее были Одесса, Москва, пока, наконец, в 1983 году 23-летний Таран не оказался в «Днепре». Первый же сезон, проведенный под руководством Владимира Емца, стал, пожалуй, и самым удачным в карьере форварда: 30 матчей, 13 мячей, хет-трик в ворота «Спартака», принесший днепропетровцам первое в истории клуба чемпионство, попадание в список 33-х лучших, титул лучшего футболиста Украины и четвертое место в аналогичном союзном рейтинге!

За «Днепр» футболист небезуспешно играл шесть лет. Тяжелая травма, полученная в 1988-м, отчасти предопределила его уход в запорожский «Металлург», куда он ненадолго возвратился спустя четыре года после выступлений в Марокко, Израиле и Швеции. Потом были Германия и вновь Днепропетровск, где 35-летний Таран собственно и повесил бутсы на гвоздь.

Точку в своей куда менее насыщенной игроцкой карьере Мирон Маркевич поставил гораздо раньше – в 27. Воспитанник группы подготовки львовских «Карпат», он так и не смог закрепиться в звездной команде, накануне, в 1969-м, завоевавшей Кубок Союза и пробившейся в высшую лигу СССР. Играя на позиции полузащитника и нападающего, будущий наставник сборной страны звезд с неба не хватал, но при этом сам футбол парня не отталкивал, напротив – манил со страшной силой. Уже в 1977-м Маркевич выполнял функции играющего тренера в луцком «Торпедо», а спустя еще шесть лет, успешно закончив Высшую школу тренеров в Москве, возглавил эту команду на полноценной основе.

Поднабравшись опыта в хмельницкое «Подолье», криворожском «Кривбассе» и вернувшись в Луцк, Маркевич на посту рулевого «Волыни» встретил дебютный чемпионат независимой Украины и с тех пор не пропустил в нем ни одного сезона – уникальное достижение, которым не может похвастаться никто из его коллег.

Первые громкие успехи Мирона Богдановича были связаны с «Карпатами», которые под его руководством в 1993-м добрались до финала кубка страны. Покинув Львов два года спустя, тренер еще трижды возвращался туда, после каждый раз уезжая с камнем на душе. В откровенных интервью он рассказывал о несправедливости клубного президента Петра Дыминского – человека авторитарного, непредсказуемого, постоянно вмешивавшегося в тренировочный и селекционный процессы. «Дыминскому при встрече я руки не подам», – признался как-то Маркевич.

Одной из наибольших своих ошибок наставник считает принятое в 2001 году решение оставить ради «Карпат» набравший ход запорожский «Металлург». «Я поступил как дурак. Мы создали отличную команду, которая через год играла в еврокубках. Но во Львове сказали: «Tы же наш, обязан поднять родной футбол...» И я отправился поднимать. После этого четыре года жизни – коту под хвост. Окунулся в такое болото, что никому не пожелаю повторить», – с горечью вспоминает Маркевич.

БУФФОН, ТЮРАМ И КАННАВАРО

Между тем, человеком, пришедшем в «Металлург» на смену Мирону Богдановичу и в итоге доведшим команду до Кубка УЕФА, был ни кто иной, как Олег Таран, к тому времени успевший заявить о себе в полный голос.

После недолго пребывания в тренерском штабе «Днепра» он в 1996-м ударился в бизнес, приняв приглашение своего старого друга Александра Улинского и присоединившись к коммерческой фирме «ДиСа». Когда же через год эта структура стала генеральным спонсором «Кривбасса», Таран с готовностью взял в руки штурвал криворожской команды, которую, к слову, незадолго до того покинул…Маркевич.

Сезон-1996/97 «Кривбасс» завершил 12-м, а весной 2000-го уже боролся с «Шахтером» за путевку в Лигу чемпионов! Любопытно, что в 1999 году из Кубка УЕФА «красно-белых» выдворил тогдашний обладатель трофея «Парма», цвета которой защищали будущие чемпионы мира – Джанлуиджи Буффон, Фабио Каннаваро и Лилиан Тюрам.

Конфликт с руководством, распродажа лидеров, урезание зарплат футболистам, долг по премиальным за второй кряду бронзовый финиш и выход в финал национального кубка переполнили чашу терпения Тарана в сентябре 2000-го. Хлопнув дверью, он уехал, но предварительно уговорил ассистентов продолжить работу в команде.

Приняв поступившее вскоре предложение «Металлурга», молодой специалист сходу вывел его на пятое место, которое в итоге и стало пропуском в Европу. Однако и здесь возникли трения с учредителями: обвинив Тарана в подковерных интригах, они все чаще стали вмешиваться в его дела, и в результате капитан оставил корабль, не соблазнившись даже приближающейся дуэлью с английским «Лидсом»…

В течение последующего года Таран в качестве номинального тренера-консультанта успел вывести в высший дивизион чемпионата Чехии скромную «Опаву» и совсем недолго поработал со словацким «Слованом». Оба раза инициировал расставания сам. Причины все те же: несогласие с позициями клубных верхов. Отклонив в 2003-м полтавский и бакинский варианты, наставник фактически отошел от большого футбола, сконцентрировавшись на собственном бизнесе, и вновь встал на «тропу войны» лишь в середине сезона-2006/07 – после того, как в «Кривбассе» сменилось руководство.

В сложнейших условиях, опираясь на костяк арендованных у «Днепра» футболистов, он какое-то время удерживал команду на плаву, но в январе 2009-го не выдержал, написал заявление. Говорит, только страшном сне мог представить, что снова примет «Кривбасс». Однако когда летом 2012-го президент клуба Александр Лившиц позвал ушедшего в тень тренера назад, тот неожиданно согласился. И даже рассказал, почему: «Знаете, что для меня превыше всего? Если мне скажут: или твоя работа, или человеческие отношения с Александром Ильичом, то я выберу человеческие отношения. Я популярно объяснил?»

СОЧУВСТВИЕ НЕ УМЕСТНО

Полное взаимопонимание установилось также между уже бывшим боссом «Металлиста» Александром Ярославским и Маркевичем. После львовских отставок, неудачной попытки остановить падение тогда еще совсем не звездного «Анжи», нападения бандитов, в погоне за эфемерным миллионом пытавших тренера в течение пяти часов, предложение харьковчан стало для Мирона Богдановича истинным спасением.

Здесь он смог наконец обрести, что искал давно, – финансовую свободу, условия для творчества и возможность руководить трансферной политикой. И когда в 2010-м обстоятельства вынудили Маркевича выбирать между сборной и клубом, тот долго не раздумывал.

Для украинского футбола он сделал очень много. Дело не только в наградах и победах на международной арене – вспомним, что именно Маркевич вручил путевку в большой футбол Олегу Лужному, Андрею Гусину, Владимиру Езерскому. Всегда трепетно относился к молодежи и Таран. В свое время он разглядел недюжинный талант и лидерские качества в Геннадии Морозе, он же выдернул из Кировограда никому тогда еще не известного 17-летнего Андрея Русола.

В воскресенье интересы этих двух тренеров пересекутся. Первый выиграл шесть кряду бронзовых комплектов, грезит Лигой чемпионов и располагает целой обоймой высококлассных южноамериканских мастеров. Второй вновь полагается на арендованных исполнителей, проводит домашние матчи при полупустых трибунах и мирится с более чем скромным клубным бюджетом. Но также, как и его коллега, добросовестно выполняет свою работу. «В любви и сочувствии не нуждаюсь», – чеканит он.

Популярные новости