Мирча Луческу: между Венгером и Фергюсоном

682 29.11 2013   11:34
Фото - shakhtar.com

Интервью с Мистером всегда событие особое. В его случае даже на незамысловатый вопрос получаешь исчерпывающе глубокий ответ. Но самая захватывающая часть общения – это воспоминания Мирчи Луческу. Просто невероятно, как этот человек умеет заинтересовать!



Консерватизм по-королевски



– Мистер, после матча с «Манчестер Юнайтед» английская пресса неоднократно проводила параллель между вами и сэром Алексом Фергюсоном – в том смысле, что вы оба опытны, стабильны и любите делать рокировки в команде. Вам приятно такое сравнение или вы все же предпочитаете оставаться самим собой?

– Очень приятно, когда тебя сравнивают с таким успешным тренером, как Фергюсон. Конечно, у него большое преимущество: он родился, вырос и сделал карьеру в консервативной стране, где не меняется даже королева! (Улыбается.) С тех пор как русские, американцы, арабы и индонезийцы начали вкладывать средства в английский чемпионат, тренеры стали забывать о консерватизме, присущем этой стране. Но традиции англичан все равно сохраняются: Боб Пейсли, Билл Шенкли – наставники, которые много лет проработали в своих клубах. Поэтому я очень горжусь таким сравнением! Наверное, я тоже вхожу в эту зону консерватизма, потому что крайне редко встретишь подобные параллели в Восточной Европе. Хотя все это не имело бы никакого значения, если бы не было результатов. Естественно, титулы, завоеванные Фергюсоном в Англии, могут быть сравнимы, скажем, с теми, которые я завоевал в Восточной Европе. Это касательно профессионализма. Но моя проблема – возраст и продолжительность карьеры. Мы с ним примерно в одно и то же время дебютировали: он в «Абердине» в Шотландии, а я в «Корвинуле». И он, и я никогда не прерывали свою деятельность. Большинство тренеров периодически берут годичную паузу – наблюдают, анализируют. Но ни Фергюсон, ни я никогда к этой паузе не прибегали! Это еще одно сходство между нами, говорящее о желании обоих работать каждый день, что подразумевает тренировку клубных команд, а не сборных. Вот такие параллели я бы мог провести. Вероятно, можно найти еще что-то общее. Поначалу я тоже был и в клубах, и в национальной сборной, но потом отказал минимум четырем национальным командам для того, чтобы работать исключительно в клубах. Я хотел трудиться каждый день! И Фергюсон, и я всегда думали о воспитании новых футболистов, молодых. Поэтому постоянно меняли целые поколения игроков.

– В прошлых интервью вы часто проводили параллели с Венгером. Так кто же вам ближе как тренер – Фергюсон или Венгер?

– С Арсеном Венгером мы вообще друзья! Помню, как он дебютировал в качестве тренера «Нанси»… Я в то время был наставником бухарестского «Динамо». Мы находились на турнире в Германии рядом с Нанси. Венгер тогда только начинал свою тренерскую карьеру – и приехал посмотреть «Динамо», нашу тренировку. С тех пор мы постоянно с ним контактируем. Он сделал очень хорошую карьеру в Западной Европе. Затем оказался в «Арсенале». Своими результатами Венгер подтверждает, что является очень интеллектуальным и сильным тренером. Так что характеристики обоих этих наставников – Венгера и Фергюсона – примерно одинаковые. Они никогда не держатся за футболистов, постоянно перетасовывают их: меняют игру, организовывают ее. У них есть преимущество: они сами принимают решение, какие футболисты нужны для трансфера! Венгер и Фергюсон не только тренеры, но и менеджеры клубов. В Восточной Европе такого еще нет. А ведь это большой плюс, поскольку в этом случае тренер несет полную ответственность не только за результат, но и за то, какую команду создает. Двойная ответственность! Поэтому очень приятно, что эти два человека столько времени провели на посту главных тренеров.

– Английская пресса пишет, что прошлогоднее выступление «Шахтера» в Лиге чемпионов, несмотря на предыдущие, более высокие достижения, было лучшим. Согласны?

– Все-таки группа прошлого года была сильнее других, в которых мы оказывались. Наверное, я согласен с этой оценкой.



Урок большого футбола


– Вы сыграли на равных с чемпионом Англии и в то же время проиграли «Карпатам». В чем причина?

– Это не одно и то же. Во внутреннем чемпионате игроки не могут подняться на такой уровень мотивации, как в Лиге чемпионов. Плюс разные составы – 4–5 других футболистов. Я всегда говорил, что обязан не только достигать каких-то результатов – нужно еще и новую команду создавать. Давать возможность новичкам набираться опыта. При этом для имиджа команды очень важно удачно проявить себя в Лиге чемпионов. А это можно сделать только при качественной игре. А не только результатами! Поэтому перед важными матчами я возвращаюсь к тем футболистам, которые хорошо знают философию нашей игры, которые несут ответственность за итоговый счет. Иногда случаются и такие неприятные поединки, как во Львове. Особенно из-за того, что там происходило на последних минутах: отсутствие Fair Play, уважения к футболу и так далее. Конечно, хотел бы каждую неделю проводить матчи Лиги чемпионов, а не такие игры, как у нас бывают в чемпионате. Очень сложно мобилизовать команду в подобных ситуациях. Лига чемпионов – это совсем другой уровень.

– Вы говорили о том, что в Лиге чемпионов будете задействовать проверенных игроков. Но в матчах против «Сосьедада» и МЮ в составе был и Фернандо. То есть он уже полностью адаптировался?

– Просто у нас нет другого варианта… Он допустил много ошибок в игре с «Сосьедадом» – и нам повезло, что они не забили. Своими действиями Фернандо спровоцировал четыре контратаки соперника, после которых они могли оформить гол! Он еще не совсем усвоил принципы ведения игры и организацию нашей команды. Потом еще были матчи чемпионата. Я его менял, детально анализировал действия, разговаривал с ним и обращал внимание на многие вещи. Постепенно он начинает понимать нашу игру. В матче с МЮ Фернандо практически не допускал ошибок.

– В концовке этой же игры вы выпустили Бернарда и Феррейру, хотя был риск, что из-за их ошибок счет может измениться. Чем было продиктовано такое решение?

– Это как раз подтверждение моих слов: новички должны нести определенную ответственность. Конечно, был большой риск. Но в то же время я им дал сыграть, чтобы на их высокий уровень обратили внимание в Европе. К сожалению, они очень поздно появились в команде, не провели предсезонный сбор, где было много товарищеских поединков, в которых можно было их наиграть. Поэтому им очень тяжело понять нашу организацию. В матче с «Ильичевцем» я заменил всех новичков: двоих в перерыве и еще одного позже. А все потому, что события развивались не так, как хотелось. В играх чемпионата я могу использовать максимум двух новых футболистов, а в Лиге чемпионов – разве что одного. Каждому из них необходимо время на адаптацию. У Фернандиньо за первые два года вообще только один гол. То же самое касается и Виллиана. Он мало забивал вначале, мало отдавал голевых передач. Им всем нужно было время, чтобы понять принципы ведения нашей игры. Сейчас «Шахтер» – команда европейского, высокого уровня. Хотелось бы мне посмотреть, какая еще команда нашего уровня использует такое количество молодых игроков. Думаю, таких больше нет. Поэтому риск, конечно, большой. Но если все получится, будет очень хороший результат.

– Кто из новичков сейчас наиболее адаптирован к игре?

– Сложно сказать, кто адаптирован больше, а кто меньше. Они все талантливые игроки, которые в своих бывших клубах выступали на хорошем уровне. Но не будем забывать, что в нашей ситуации одного молодого новичка не окружают 15 исполнителей с опытом! Все пятеро – молодые, поэтому сложно одновременно ставить их всех сразу в состав. Ведь условия таковы, что мы потеряли очень важных футболистов, с которыми этим новичкам было бы, наверное, намного легче.

Несвойственная для Украины холодная осень внесла какие-то коррективы в вашу программу адаптации новых игроков?

– Мы ничего не можем сделать. Они должны привыкнуть и к этим погодным условиям. Для нас очень важно трансферы проводить зимой. Но в этот раз все приобретения мы сделали летом. Посмотрим, как они приспособятся к ранним холодам. Думаю, это будет нелегко, ведь все-таки они приезжают из другой климатической зоны. Но мы сделаем все возможное, чтобы им помочь. Да они и сами будут стараться.



Бей грандов!



– На пресс-конференциях перед матчами Лиги чемпионов вы всегда в веселом расположении духа. Чем вызвано традиционно отличное настроение перед самыми серьезными поединками?

– Я уже говорил: для меня Лига чемпионов – большой праздник, неординарное событие. Это радость человека, который вывел команду на такой уровень! Естественно, мне хочется радоваться. Плюс у меня есть большая уверенность в своей команде, когда мы проводим матчи Лиги чемпионов. Намного больше я озабочен поединками украинской Премьер-лиги… Тяжело мобилизовать футболистов в условиях, в которых нам порой приходится играть: не очень хорошие поля, полупустые стадионы, многие другие вещи, о которых бы не хотелось сейчас говорить. А нормально в последние минуты матча бегать за мальчишками, подающими мячи, или кричать арбитру, чтобы он заставил соперника быстрее ввести мяч в игру? Настоящий футбол – это футбол Лиги чемпионов, где кто сильнее, тот и выигрывает. А в нашем чемпионате очень много вещей, которые влияют на конечный результат. Но это не значит, что в Лиге чемпионов подобное исключено. Там тоже есть большие команды и маленькие. Даже вспомнить игру с «Порту», когда у нас удалили двух футболистов, или поединок с «Ювентусом»: пенальти, голы из вне игры… А взять тот же матч с «Боруссией», где был пенальти, когда сняли мяч с головы Адриано? Или вот сейчас с «Манчестер Юнайтед» – стопроцентный пенальти на Тейшейре… Можно вспомнить «Барселону», тот случай на «Олимпийском» и многие другие вещи. Еще ни разу за период, что я нахожусь в Донецке, не было спорной ситуации, которую бы интерпретировали в пользу «Шахтера», а не в пользу нашего соперника! Ни одного такого случая вспомнить не могу. Зато всплывает в памяти очень много решений против нас. Наверное, судьи больше уважают грандов европейского футбола, чем команды нашего уровня… Что ж, тем более значимы наши успехи в Европе и в особенности в Лиге чемпионов! Я не раз говорил: для того чтобы нас уважали, мы должны бить грандов европейского футбола. Даже в таких сложных условиях, в которых мы иногда оказываемся.

Вы купили очередной дом многодетной семье. Это не последний ваш подарок, будете продолжать?

– Ничего последнего в жизни не бывает… В свое время мы с командой, кроме двух домов для многодетных семей, приобрели аппарат искусственной вентиляции легких, оборудование для неврологии, помогающее восстановиться после инсульта, ортопедические кровати, прибор для дозированного введения лекарств в организм, оборудование для ультразвуковой диагностики и сепаратор для пересадки стволовых клеток, необходимый для лечения лейкоза. Теперь вот купили машину для организации ветеранов – подарим ее в ближайшее время. Есть люди, которым по 100 лет, им необходим уход. И зачастую им нужна машина, а не трамвай! Я общался с футболистами. Говорили о том, что нам повезло: мы талантливые люди, находимся здесь, в «Шахтере». Мы хорошо работаем, и этот труд хорошо оплачивается. Но нельзя забывать о людях, которые нуждаются в помощи. Так что все наши подарки – от души.

Популярные новости