FootBoom.com разбирает отборочный матч к ЧМ-2014 между Черногорией и Украиной с тактической точки зрения.
После ничьи в матче с Камеруном Фоменко сделал четыре замены в стартовом составе. В связи с травмами Шевчука и Хачериди в обороне сыграли Гусев и Тимощук. Олег действовал на позиции левого защитника, а Анатолий – правого центрального защитника. Федецкий сменил травмированного Морозюка на позиции правого бека, а Эдмар вышел вместо Селезнева.
Вся вышеназванная череда замен привела к тому, что наша сборная сменила игровую схему с 4-2-3-1 на нечто среднее между 4-3-3 и 4-5-1. Ведь Ярмоленко и Коноплянка действовали то как крайние полузащитники, то как крайние форварды. В центре поля Фоменко задействовал мощный кулак, который составили опорный полузащитник Ротань, и два центральных полузащитника – Гармаш и Эдмар. Руслан начинал атаки, а Денис действовал от штрафной до штрафной. Эдмар же выполнял функции связующего звена между Ротанем и остальной командой, а также помогал Ярмоленко выходить из-под прессинга на фланге.
В матче с Камеруном тренерскому штабу нашей сборной удалось разглядеть ряд слабых мест в своей игровой модели. Возможно, поэтому выбор пал на трио полузащитников в центре. Кроме того, было заметно, что Ракицкий перестал исполнять длинные навесные передачи на Зозулю. Ведь для эффективного использования этого тактического приема Ярославу и Роману не хватает сыгранности. Да и Ярмоленко с Коноплянкой не всегда успевают переместиться в зоны подбора (то есть туда, куда, вероятнее всего, последует мяч после борьбы Зозули с защитниками).
Бранко Брнович использовал схему 4-4-1-1. Как обычно, Йоветич выступал ключевой фигурой в построениях хозяев. Стефан связывал игру своей команды, постоянно перемещаясь по всему фронту атаки и взаимодействуя с партнёрами. Игрок «Фиорентины» также постоянно шел в обыгрыш. Стефан был тем игроком, который позволял хозяевам постоянно комбинировать в опорной зоне сборной Украины.
Хозяева старались сохранять стройность рядов, следовательно, даже при розыгрыше позиционных атак действовали с оглядкой на оборону. То есть когда Касалица, Зверотич, Пекович, Волков, Йоветич и Вучинич осаждали штрафную площадь сборной Украины, в районе центра поля всегда оставались Павичевич, Кецоевич, Баша, Божович. Присутствие сразу четверых игроков позволяло перекрыть всю ширину поля в случае контратаки нашей сборной. Кроме того, вышеназванная четвёрка старалась действовать как можно ниже, и по возможности избегать использования офсайдной ловушки. Правда, после гола Гармаша Брновичу пришлось отказаться от низкой линии обороны, что, естественно, не пошло на пользу хозяевам, которые частенько ошибались при выполнении положения "вне игры".
Во время розыгрыша контратак подопечные Брновича чаще всего действовали по одной и той же схеме: перехват/отбор – пас на Йоветича – короткий рывок Стефана – обводка – пас на Вучинича. Следует отметить, что наши соотечественники часто проигрывали единоборства Йоветичу. За счет отменной позиционной игры и быстрой смены вектора движения Стефану удавалось выходить победителем из ситуаций «один в два». Неудивительно, что иногда гостям приходилось втроём опекать игрока «Фиорентины».
Но после замены Стефана атакующая мощь черногорцев снизилась. Вучинич вынужден был играть на некомфортной для него позиции атакующего полузащитника, а вышедший на замену Дамьянович действовал инертно и прогнозируемо. Моментами казалось, что Деяну попросту не хватает резкости, стартовой скорости и некоторой тактической выучки для того, чтобы уйти от опеки и открыться под передачу.
Подопечные Брновича также были весьма усердны при розыгрыше стандартов. Кроме всего прочего, черногорцам постоянно удавались подборы/перехваты после проигранной верховой борьбы. Это приводило к тому, что хозяева разыгрывали атаки вторым темпом. Также следует отметить и то, что наши соотечественники, выполнив отбор/подбор/перехват, редко делали осмысленную передачу вперед, а чаще играли на отбой – выбивая мяч подальше.
Игроки сборной Черногории прессинговали соперника ещё на его половине поля. При этом форвард черногорцев мешал Тимощуку и Ракицкому, а атакующий полузащитник оттягивался ниже и взаимодействовал с остальными хавбеками. Для того чтобы приблизиться к штрафной площади Черногории, игрокам нашей сборной приходилось сначала отыграть (то есть оставить за линией мяча) форварда соперника, а потом преодолеть блок, который формировали полузащитники.
Во время розыгрыша нашей командой позиционных атак Йоветич, Зверотич и Пекович цементировали центральную зону и старались разрывать связку Ротаня, Гармаша и Эдмара. То есть не играть «три в три», а создать выгодную им ситуацию «три в два», и за счет числа, а не умения, одержать верх над соперником. Следует отметить, что после замены Йоветича Вучинич неэффективно взаимодействовал с Зверотичем и Пековичем, проигрывал единоборства и ошибался при выборе позиции, что ещё больше снижало КПД вышеназванного трио черногорцев.
Ярмоленко постоянно опекали два игрока. При этом у черногорцев прослеживались огрехи в тактической выучке, ибо хозяева зачастую действовали вразнобой. Один игрок плотно опекал Ярмоленко, а второй располагался на расстоянии пяти метров и вступал в игру только в том случае, если Андрею удавалось обыграть его партнера. На деле это означало, что все сводилось к игре «один в один», только на очень ограниченном пространстве. Отмечу и то, что нестандартные ходы Ярмоленко также ставили в тупик игроков группы обороны соперника. К примеру, черногорцы терялись в тех случаях, когда Андрей совершал рейды на другой фланг и начинал комбинировать с Коноплянкой.
Несмотря на некоторые позиционные ошибки защитников, хозяева в первом тайме справлялись с атаками нашей сборной. И тут следует вести речь о малой вариативности атак украинцев. Ярмоленко и Коноплянка постоянно выполняли заведомо проигрышные навесные передачи в борьбу на Зозулю, который уступал в верховых единоборствах Баше и Кецоевичу. Возможно, нашим соотечественникам следовало сыграть несколько иначе. К примеру, Ярмоленко и Коноплянка могли бы выполнять прострелы низом, а Зозуля мог бы постараться сыграть на неповоротливости оппонентов и вынудить их играть внизу, где Роман имел бы неоспоримое преимущество.
Как это и ни странно, но удаление Зозули, похоже, пошло на пользу нашей команде. И дело тут даже не в психологическом эффекте, а в том, что наши соотечественники стали действовать менее предсказуемо. Фактически Фоменко перестроил игру под схему 4-5-0, используя одно фальшивое звено в схеме, что является довольно редким явлением. Ведь чаще всего наставники предпочитают сохранить количество линий, условно говоря, переходят на 4-4-1 или 4-3-2. В принципе, тренер черногорцев так и поступил, использовав после первого удаления 4-4-1, а после второго - 4-3-1.
Игра без форварда подразумевала, что Коноплянка, Ярмоленко или Гармаш будут поочерёдно смещаться в те зоны, где действовал Зозуля. Кроме того, вблизи штрафной соперника наша команда старалась чаще играть через центр, используя короткие передачи низом на ход или «черпачки» за спины соперникам. Вот к такой-то манере игры защитники и опорники черногорцев были совсем не готовы. Это в итоге и привело к целой серии ошибок игроков хозяев во время сужения линии обороны или выполнения положения "вне игры".
Во втором тайме подопечные Фоменко встречали соперника только за центром поля. Это повозило избегать разрывов между линиями. Ставка на быстрые атаки привела к тому, что Тимощук и Ракицкий редко смещались на половину поля соперника, а Гусев и Федецкий стали реже подключаться к атакам. Все это также позволило отказаться от игры с высокой линией обороны, которую практиковали наши соотечественники в первом тайме, и реже использовать оффсайдную ловушку, с выполнением которой у Ракицкого и партнеров часто возникали проблемы.
Резюмируя все вышесказанное, отмечу, что главные причины поражения черногорцев – это травма Йоветича, а также неготовность защитников к изменению манеры игры соперника в завершающей стадии атаки. Наша сборная сумела выиграть благодаря нестандартной схеме игры после удаления, постоянной смене игроков на позиции форварда и переходе на низкую линию обороны.