Для Мирчи Луческу тур по Бразилии окрашен особым колоритом. В свое время Мистер не раз приезжал сюда в составе сборной Румынии, где был капитаном. Теперь, спустя годы, главный тренер «Шахтера» снова оказался в этой стране. Воспоминания юности нахлынули с еще большей силой, когда к Мирче Луческу приехал друг молодости, партнер по команде, а позже – подопечный. Речь об экс-нападающем сборной Румынии Кристиане Врынчану. Улучив момент, мы пообщались с другом Мистера.
– Кристиан, сколько лет вы знакомы с Мирчей Луческу?
– Эта история берет начало в 1973 году, когда я выступал за юниорскую сборную Румынии. Мне тогда было 17, и меня пригласили в «Динамо» (Бухарест). Когда я приехал в клуб, Мирча собирался подписывать контракт во Франции. Интересно, что мы оба играли на левом фланге. И я пришел в команду для того, чтобы сменить его! Мы быстро нашли общий язык, и Луческу взял меня под персональную опеку. Мы долго жили в одном номере, и он здорово помог мне в профессиональном росте.
– Как, например?
– Он говорил по-французски. А на тот момент в Румынии было трудно найти высокообразованных футболистов. Он постоянно говорил мне: «Никогда не переставай учиться». Но было тяжело получать образование и играть в профессиональный футбол одновременно. Нужно было много тренироваться и ездить по разным городам. Уже тогда мы с Мирчей были очень близки, дружили семьями. Я очень хорошо знаю его супругу Нелли.
– Так вы играли одновременно с Луческу?
– В 1982-м я покинул Румынию. Мы отыграли матч Лиги чемпионов в Вене, и я не вернулся обратно. С тех пор мы никогда больше не виделись. Так что это наша первая встреча за 33 года, потому что живу я в Бразилии! Но постоянно слежу за игрой «Шахтера», знаю о карьере Мирчи в Италии в миланском «Интере», в Турции и так далее. То есть всегда интересовался, чем он занимается. Три года назад его сын Разван возглавил сборную Румынии. Предстоял поединок с бразильцами, прощальный матч Роналдо. Пользуясь случаем, я очень хотел увидеть сына Мирчи, но Разван ушел с должности буквально за день до поездки в Южную Америку. Прошло время – и вот две недели назад я узнал, что «Шахтер» приехал в Бразилию. Глазам своим не поверил! Сказал домашним, что очень хочу увидеться, потому что другого такого случая может не представиться. Мои дочери и жена поддержали эту идею. Что мы только ни делали… В конце концов я «подкупил» администратора гостиницы, чтобы отправить Мирче мои координаты и телефон на случай, если он захочет со мной связаться. Девятого января команда прилетела в Бразилию, а десятого он мне позвонил. И вот мы встретились. Просто фантастика! Столько воспоминаний оживает. Тогда мы проводили с ним вместе больше времени, чем с родителями, например. Постоянно в дороге, игры, концентрация на матчах… Более 30 лет не виделись – это целая жизнь. Мы не плакали, мы же мужчины, но встреча была очень эмоциональной.
– Мистер сильно изменился?
– Совсем не изменился! Только волосы поседели, но это вполне естественно. Он тоже меня сразу узнал, сказал, что я в хорошей форме.
– О чем говорили в первые минуты после встречи?
– Было около 50 тем одновременно! Мы задавали друг другу вопросы наперебой. Конечно, говорили о временах юности. Мне хотелось узнать, как там его семья, супруга… А он спрашивал о моей семье. Не могли наговориться. Я ведь приехал только на один день, специально, чтобы его увидеть.
– Как думаете, вы и Мистер чувствуете сейчас одно и то же?
– Мне показалось, что 33 года пролетели как один день. У нас была такая дружба, и все это было словно вчера. Я сразу сказал, что мне ничего от него не нужно, просто хочу увидеться. Мирча был очень рад. И я!
– Мистер в свое время как-то повлиял на вашу карьеру?
– Весьма и весьма существенно. Он был для меня как старший брат. Мне было всего 17 тогда. Ничего не знал, совсем зеленый. А он всегда был добрым по отношению ко мне, направлял в нужное русло, помогал советом, и за это я его уважаю. За то, что был настоящим другом и братом. Помню, как он уже готовился сыграть свой последний матч за бухарестское «Динамо», а потом должен был подписать контракт во Франции. Но коммунистическое правительство не разрешило ему это сделать. Он сильно разозлился. Это был момент, когда ему нужна была моя поддержка. И я был рядом. Очень много нахлынуло воспоминаний о тех временах. Он всегда был очень серьезным человеком. После каждого матча записывал в блокнот свои впечатления об игре, каких-то эпизодах. Постоянно что-то читал. Другие играли в карты, настольный теннис, а он делал все, чтобы развиваться интеллектуально. Мне тоже иногда хотелось поиграть в пинг-понг, но я оставался с ним, потому что, когда тебя кто-то чему-то учит, нужно повторять за ним. И я рад, что поступал именно так.
– Есть ли какие-то знания, которые вы приобрели только благодаря Мирче Луческу?
– Например, он свободно говорил на французском и итальянском. А у меня были определенные способности к изучению языков. С шести лет я занимался французским, так как мама хотела, чтобы я стал дипломатом. У нас было множество приключенческих книг. Мы с Мирчей обменивались ими. И он повторял: «Ты должен учиться, ты должен изучать языки». И теперь я свободно общаюсь на четырех языках, а еще два знаю процентов на 70. Вот это я перенял у него. Плюс серьезный подход во всем: умение самоотверженно работать и полноценно отдыхать. Мирча всегда был искренним. Он не способен на подлость. И всегда откликался на просьбы.
– А чем вы занимаетесь сейчас?
– У меня школа по изучению французского и английского языков. Преподаю. То есть сейчас я «играю в свое удовольствие». Хотя по-прежнему смотрю все матчи на Sky TV, а что не могу посмотреть в прямом эфире – записываю. Очень привязан к футболу. Это мое хобби. Также являюсь международным спортивным комментатором на телевидении в моем городе.
– Как к Мистеру относятся здесь, в Бразилии? Я имею в виду – как к тренеру и наставнику «Шахтера».
– Очень уважают. И с большим почтением относятся к «Шахтеру». Футболисты сегодня занимают почетное место среди 16 лучших европейских исполнителей. И этот уровень держится из года в год. У «Шахтера» в Бразилии многочисленная аудитория. Каждый день я читаю новости на ТВ и в Интернете, каждый день выходят интервью с Мирчей и футболистами донецкой команды. Это большая популярность.