Главный тренер «Шахтера» Мирча Луческу в интервью УЕФА рассказал о матчах с «Баварией», Лиге чемпионов и чемпионате Украины.
– Мистер Луческу, трудно было подготовить футболистов физически, учитывая такой длинный зимний перерыв?
– У нас, в Восточной Европе, эта история повторяется каждый год. Я сталкивался с такими же проблемами, работая тренером в Румынии. А затем в Турции – в «Галатасарае» и «Бешикташе». Это непростая ситуация, но мы уже привыкли к нашей программе подготовки. И мы знаем, каких показателей можем достичь.
– Насколько важно было провести ряд товарищеских матчей в Бразилии для клуба, который так много связывает с этой страной и за который выступали и продолжают выступать так много бразильских игроков?
– Мы организовали эти сборы по нескольким причинам. Пять-шесть лет назад, когда в нашей команде еще выступали Жадсон, Фернандиньо и Виллиан, были такие же планы, но сыграть с топовыми бразильскими клубами тогда не получилось. Реализовать это удалось сейчас, после того как мы попросили оргкомитет организовать матчи только с самыми именитыми командами из этой страны. Мы играли против «Фламенго», «Крузейро» «Атлетико Минейро», «Интернасионаля» из Порту-Алегри. Со всеми бразильскими грандами. И стадионы на наших матчах были заполнены. Однако самым главным для меня был тот факт, что я вернул наших бразильских игроков к своим корням. Они покинули свои бразильские клубы очень рано, в возрасте 18 или 19 лет, и их поклонники теперь начинают забывать о них. Мне было интересно посмотреть, как они справятся со сложными условиями во время тренировок, когда температура достигает 40 градусов. В этом контексте необходимо упомянуть и длительные перелеты – около двух с половиной часов – между городами, короткие паузы между поединками, которые использовались в основном для физического восстановления. Я хотел увидеть их уровень на фоне других бразильских футболистов. И я пришел к выводу, что мастерство наших исполнителей значительно выросло. Мы доминировали во всех встречах. И даже в тех, которые проиграли. Мы контролировали темп матчей. Я считаю, что мы показали яркую игру, которую оценили многочисленные болельщики. Так что было несколько причин, по которым было решено провести сборы в Бразилии. Также нельзя забывать о том, что у нас в Украине нестабильная ситуация. Иногда приходится тренироваться в Киеве, иногда – во Львове, часто путешествуем по Европе. На мой взгляд, сборы в Бразилии принесли много пользы. Это дало мне ответы на ряд вопросов, которые я задавал себе в то время.
– После двухмесячного перерыва вы провели свой первый официальный матч против могущественной «Баварии». Как вашим игрокам удалось достичь столь высокого уровня после такого длительного периода отсутствия официальных игр?
– Как я уже сказал, у меня есть большой опыт в подготовке своих команд в зимнее межсезонье. И я точно знал, как мои игроки должны тренироваться, для того чтобы быть в хорошей форме в поединке с «Баварией». Мы провели много поединков. Я предоставил каждому футболисту возможность провести на поле определенный период времени. Динамика подготовки была очень хорошо спланирована, и мы избежали травм. Все это создало интересную внутреннюю конкуренцию, которая нашла отражение в должном качестве нашей игры против «Баварии».
– Расскажите о первом матче с мюнхенцами. Как вы его проанализировали? Остались ли довольны своей командой?
– Нам предстоит провести еще один поединок. И поэтому нет смысла сидеть и анализировать наш первый матч.
– Но вам понравилось то, что продемонстрировала ваша команда?
– Я уже сказал достаточно. Если вы хотите поговорить со мной об этом противостоянии, то мы должны пообщаться с вами после ответной игры.
– Что будет определяющим фактором для вас в плане итоговой победы над «Баварией» и прохода в следующий раунд?
– Мы будем играть против очень сильного клуба. На мой взгляд, «Бавария» – самая сильная команда в Европе на данный момент. В ее составе выступают шесть чемпионов мира, а также такие ключевые футболисты, как Рибери и Роббен. У них есть перспективные молодые игроки, как Алаба, опытные, как Хаби Алонсо. И мы, конечно, воспринимаем «Баварию» очень серьезно. Трудно сравнивать отдельные качества футболистов, когда встречаешься с настолько сильным клубом, имеющим исполнителей столь высокого уровня. Их тактическая дисциплина великолепна, и мы должны ответить на нее тем же. Давайте не будем забывать, что «Бавария» уже играла в Бундеслиге. А наш чемпионат возобновился позже. У соперника преимущество в этом отношении. Мюнхенская команда превосходит нашу, но футбол не следует логическим правилам. В нем бывает всякое.
– Вас прекрасно поддерживали во Львове, создав невероятную атмосферу. Насколько это было важно в первом матче с «Баварией»?
– Фанаты были очень активны на протяжении всего поединка. Они получали удовольствие от игры и радовались. Я думаю, болельщики были беспристрастными. Потому что они также поддерживали «Баварию» во время их эффектных действий на поле. Это была настоящая футбольная атмосфера. Фактически матч проходил на нейтральном газоне, ведь мы чувствовали себя иначе, играя на «Арене Львов», а не на «Донбасс Арене».
– Ваши футболисты прошли через многое в этом сезоне. Расскажите о их ментальной стойкости.
– Мы делаем все возможное, чтобы сохранить должный настрой наших игроков в течение этого периода. Но это непростая задача. Мы выступаем во внутреннем чемпионате, который я сейчас не рассматриваю как серьезный, поскольку пять команд с востока страны вынуждены играть в Киеве. Клубы, представляющие северные и центральные регионы, имеют огромное преимущество перед упомянутыми. Нет такого понятия, как равные условия. Очень трудно играть в чемпионате во время такой территориальной напряженности и боевых действий. Я бы больше предпочел сосредотачиваться на том, что происходит на поле: тренировки, восстановление, выездные поединки, стиль игры. А сейчас я пытаюсь помочь нашим футболистам, чтобы они не волновались за себя и свои семьи, которые все еще продолжают жить в зоне противостояния.
– Придал ли психологической уверенности результат вашей первой игры с «Баварией»? Сейчас у вас больше веры в позитивный исход этой дуэли?
– Что я могу сказать?.. Международная пресса рассматривает этот результат как положительный для нас и как разочарование для «Баварии». С другой стороны, украинская пресса, которая поддерживает киевское «Динамо», конечно, раскритиковала нас. Они предпочли бы «Шахтер», который играет в остроатакующий футбол, предоставляя шансы «Баварии» для контрнаступлений. Я действительно не знаю, что они хотели бы увидеть в этом матче. Для меня это был хороший поединок. Мы демонстрировали достойный футбол, и игра была достаточно равной. Даже редкие шансы «Баварии» стали результатом наших собственных технических ошибок. Некоторые передачи были перехвачены оппонентами, что было конвертировано в потенциально голевые моменты. Но «Бавария» нанесла только один удар по воротам, как и мы. Думаю, итоговый результат отражает игру, которую команды показали на поле. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что нам будет чрезвычайно тяжело в Мюнхене. «Бавария» не может позволить себе выбыть из турнира на такой ранней стадии. Финал Лиги чемпионов пройдет в Берлине, и мюнхенцы будут делать все возможное, чтобы оказаться там. Мы же со своей стороны постараемся оставить хорошее впечатление о «Шахтере» благодаря нашей игре.
– Каково ваше первое воспоминание о Лиге чемпионов УЕФА?
– Это было так давно, что я даже не скажу, когда именно. Я помню свой первый матч в Лиге чемпионов: миланский «Интер» против «Штурма» из Граца. Мы тогда выиграли 2:0, заслужили ту победу и потому вышли в четвертьфинал Лиги чемпионов.
– «Шахтер» сейчас считается командой уровня этого турнира, имея в своем активе выступления в групповом этапе Лиги чемпионов в течение последних пяти лет, а также три квалификации в стадию плей-офф за последние четыре сезона. Вы гордитесь тем фактом, что являетесь человеком, который построил столь конкурентоспособный коллектив?
– Я не единственный, кто построил эту команду. Большая часть заслуги должна быть адресована нашему президенту, который хотел создать конкурентоспособную команду европейского уровня. Наш клуб, в котором все очень хорошо отлажено, сделал все возможное, чтобы футболисты могли выступать на таком уровне. Также необходимо отдать должное игрокам, которые хотели превратить команду в лучшую в Восточной Европе. И им это удалось. Я лишь помогал им всем, привнеся выигрышную стратегию для клуба.
– На ваш взгляд, чего вы можете добиться в нынешнем розыгрыше Лиги чемпионов?
– Каждый новый год приносит новые достижения. Мы потеряли нескольких важных игроков в недавнем прошлом. Фернандиньо, Мхитарян, Виллиан сейчас выступают на более высоком уровне в своих внутренних чемпионатах – в Германии и Англии. Мы пригласили ряд новых футболистов. Большинство из них очень молоды. Они использовали этот опыт Лиги чемпионов, чтобы улучшить свою игру и эффективность: говорю о Фреде, Фернандо, Веллингтоне Неме. Все они очень молоды. И, конечно, украинские футболисты также воспользовались этим опытом. Для меня было очень важно достигнуть данной стадии соревнований, тем самым показав, что мы заслуживаем этого и что мы можем играть против любого гранда европейского футбола. Мы с нетерпением ждем, когда ситуация в Украине стабилизируется и чемпионат страны вновь станет сильным турниром.
– Вы можете назвать пять тренеров, которые оказали наибольшее влияние на вас в плане тактики, футбольной философии, и объяснить, почему вы выбрали именно этих специалистов?
– Не могу этого сделать. Я вырос в социалистической стране. Построил большую часть своей игровой и тренерской карьеры в Румынии. В то время было практически невозможно выехать из страны. Государственное телевидение не показывало того, что происходило в Западной Европе. Поэтому я стал тренером-самоучкой. В то время меня вдохновляли румынские наставники. Однако им также не разрешалось следовать тренировочным программам или обмениваться мнениями и идеями с иностранными специалистами. В тот период было трудно выбраться из страны. Меня восхищал ряд великолепных тренеров международного уровня, но я никогда не видел, как они работают. И не встречался с ними лично. Все кардинально изменилось в 1990-х, когда я смог выехать из страны. Но в то время я уже был известным тренером, потому что в моем активе уже была победа над чемпионами мира, итальянцами, в 1984 году во время квалификации чемпионата Европы во Франции. Мне было 36 лет. В основном на меня повлиял второй дивизион итальянского чемпионата. Серия В известна своей высокой конкуренцией. Это турнир для сильных тренеров. А Серия А – для президентов клубов, в которой выигрывают самые влиятельные из них. Во втором дивизионе хорошо сбалансированная конкуренция, где побеждают команды с наилучшими тактическими решениями. Тот период был очень полезным уроком для моей карьеры. Сейчас я высоко оцениваю работу нескольких важных тренеров, таких как Гвардиола, Эрикссон, Венгер, Анчелотти. Я очень рад наблюдать за успехом Симеоне, который был моим учеником в Пизе. Он пришел туда в возрасте 18 или 19 лет. И он рос вместе со мной. А позже мы снова встретились в «Интере». Я знал, что он станет очень успешным тренером в европейском футболе. А как могло быть по-другому, учитывая его характер и страсть к футболу? Я также восхищаюсь Моуринью за то, что он знает, как добиваться хороших результатов. Есть шесть или семь тренеров, которые последовательно сменяют друг друга в самых элитных европейских клубах. Все они заслуживают того, чтобы работать на самом высоком уровне.