Накануне открывающего новый футбольный сезон матча на Суперкубок Украины корреспондент «СЭ» побывал на базе одесситов в Совиньоне и встретился с главным тренером «Черноморца» Романом Григорчуком.
ГДЕ СЕЙЧАС БУРДУЖАН, Я НЕ ЗНАЮ
- Роман Иосифович, в одном из своих интервью зимнего периода вы сказали, что найти квалифицированного украинца сейчас не то, что тяжело, а практически невозможно. Между тем, вы этим летом нашли сразу несколько таких футболистов. Как вам это удалось?
- Я вас чуть поправлю.
При такой формулировке можно подумать, что у нас в стране вообще нет хороших украинских футболистов.
Но они есть и их вполне достаточно, другое дело, что их трансферная цена для «Черноморца», как правило, недосягаема.
И для того, чтобы наш клуб приобрел такого игрока, должно совпасть сразу несколько факторов - прежде всего, желания и требования самих футболистов с нашими возможностями.
Оценивая нашу кадровую работу на сегодняшний день, скажу, что я ею очень доволен. И Гай, и Самодин, и Валеев, и Антонов - игроки квалифицированные, и они вполне способны решать стоящие перед нами задачи. Мы же, в свою очередь, возлагаем на них большие надежды.
- Подписание Валеева примечательно и тем, что Ринар - коренной одессит. Для вас принципиально, чтобы в «Черноморец» возвращались воспитанники местного футбола?
- Говорить о принципиальности в данном случае несколько неуместно, хотя я приветствую наличие в команде местных игроков и считаю это огромным плюсом для одесской футбольной среды. Должен сказать, что в списке наших потенциальных новичков числился и еще один одессит из «Кривбасса» - Владимир Приемов. Это тоже весьма квалифицированный футболист, он был в нашем списке потенциальных новичков, но… вышло так, как вышло, и мы желаем Приемову, чтобы у него все сложилось в новом клубе.
- Возвращаясь к Валееву, замечу, что он может сыграть почти на любой позиции, как в центре поля, так и в атаке. Помнится, даже скупой на комплименты Виталий Кварцяный во время своего краткосрочного пребывания в «Кривбассе» высоко оценил его умение «грызть землю»…
- Многие тренеры мечтают, чтобы у них в команде было, как можно больше надежных футболистов. В чем, на мой взгляд, заключается такое понятие как «надежность»? В том, что у таких универсалов есть определенный уровень, и они постоянно играют, потому что способны помочь команде в самых разных амплуа, заполнив брешь, образовавшуюся в связи с тем, что кто-то из партнеров выпал из-за травмы или перебора карточек.
- Огромную роль в любой команде играет так называемый «наконечник» - центральный нападающий. Вы этим летом такого игрока лишились: Лучан Бурдужан, в которого вы, по всей видимости, вложили и частичку своей души, покинул «Черноморец». Вы, вообще, знаете, где он сейчас?
- Нет. Я думал, вы мне скажете. (Улыбается). Что ж, подтверждаю, что он был для нас важным игроком. Но дело в том, что по окончании сезона у нас с футболистами существовала договоренность о том, что мы не будем чинить препятствий никому из тех, кто захочет уйти. Бурдужан воспользовался своим правом и покинул Одессу свободным агентом. Мы благодарны Лучану: на прощание поговорили, обнялись, в общем, расстались по-доброму. И, увы, с того самого дня я, вообще, ничего о нем не слышал.
- Заменить вашего лучшего бомбардира призван, в частности, Алексей Антонов, который до приезда в Одессу успел засветиться в «Карпатах» и «Арсенале», а также попасть на карандаш «Ростову». Но достался в итоге вам…
- Мы активно интересовались им, я очень хотел видеть Антонова в нашей команде. У них проверенная связка с Самодиным, хотя оба вполне способны проявлять себя и в других сочетаниях, так что говорить о них только, как о паре, наверное, неуместно. И Алексей, и Сергей - играющие футболисты, которые обладают хорошим футбольным интеллектом и техническим оснащением.
ОСТРО НЕОБХОДИМ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЗАЩИТНИК
- Скажите, пожалуйста, а все же кто и кому доплатил при обмене Антонов - Политыло. Вы - «Днепру» или наоборот?
- Вы знаете, я хотел бы отгородиться от всего, что касается финансовой части. У нас в клубе очень здорово построена работа: каждый из сотрудников профессионально занимается своим делом, никто не вмешивается в чужую парафию, мы просто дополняем друг друга. И не думаю, что будет правильно, если я буду говорить о трансферах, а генеральный директор Сергей Керницкий - о тренировочном процессе…
- Я уже понял: тут мне из вас ничего не выжать. Тогда задам вопрос исключительно по вашей части: на основании спаррингов болельщики пришли в абсолютный восторг от игры Алексея Гая, считая, что именно так должен играть опорный полузащитник уровня Лиги чемпионов. Можно сказать, что у вас в команде появился человек, который играет в совершенно другой футбол?
- Скажем так: я получил подтверждение того, что игрок, который уже был на высоком уровне и в течение десяти лет играл в таком клубе как «Шахтер» - изначально отличается от большинства своих коллег как по игре, так и по поведению в коллективе, и в целом, по уровню своей культуры. Это видно практически сразу - с первого взгляда. И скажу вам откровенно, я просто восхищен Гаем и как человеком, и как футболистом. Думаю, помимо всех очевидных футбольных достоинств, этот переход даст возможность молодым футболистам смотреть на Алексея и срисовывать многие вещи. Рядом с фигурами такого калибра юные таланты могут развиваться быстрее и эффективнее.
- Какова ситуация с одним из лидеров вашего коллектива Лео Матосом, не игравшим в контрольных матчах?
- У него произошел рецидив старой болячки, и ему нужно было время на то, чтобы ее залечить и подойти к сезону абсолютно здоровым - во избежание каких-то проблем на стадии официальных матчей.
- Раз уж мы так активно муссируем тему вашей средней линии и группы атаки, давайте исчерпаем ее полностью. С двумя опорными хавами вроде все понятно - позиции Гая и Ковальчука сомнений не вызывают. Фланговые фавориты - Матос и Джа Джедже - вроде бы тоже. И получается, что на две оставшиеся позиции претендуют Бакай, Риера, Самодин, Валеев и Антонов. Трое из них будут сидеть на скамейке…
- В вашем вопросе уже как будто есть какое-то конкретное решение, и это несколько сужает картину. Так что я это никак комментировать не буду. Просто попрошу вас посмотреть на календарь, чтобы оценить ту интенсивность, с которой нам предстоит играть уже в июле - 10-го, 14-го, 18-го, 21-го и так далее...
Само собой, что названная вами группа исполнителей будет перетасовываться и появляться на поле в самых разных сочетаниях, множество из которых я вижу уже сегодня. У нас попросту не будет другого выхода, кроме как ротировать этих игроков. Потому что атакующие футболисты не должны быть загружены: я считаю, что они должны играть на максимально возможной свежести.
- Уверен, вы рады, что в центре защиты вам удалось сохранять Пабло Фонтанельо. Но есть ли позиции, которые вам нужно укреплять в экстренном порядке?
- Одна, и вы только что ее назвали. Это амплуа центрального защитника. Эту зону мы должны усилить во чтобы то ни стало. И лучше всего, чтобы новичок был универсалом, который способен сыграть еще, к примеру, на месте опорного хавбека, чтобы лишний раз не пересиживать в запасе.
ФУТБОЛИСТЫ НЕ МОГУТ ВСЕ ВРЕМЯ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ
- Летнее межсезонье в Украине - очень короткое. Можно ли подготовить команду на качественном уровне всего за 30 дней?
- Вы все верно посчитали: плюс-минус получается именно один месяц. И лично я думаю, что этого периода вполне достаточно: особых проблем здесь возникнуть не может. Более того, хотелось бы, чтобы команда привыкла к такому ритму подготовки и в зимнее межсезонье готовила себя к официальным матчам в точно такой же срок.
- Не так давно вы сказали, что прошлое межсезонье команда играла просто великолепно, и вы не могли на нее нарадоваться. Уже нашли для себя эту «точку сборки», чтобы понять, как вернуть то радостное ощущение от игры своих подопечных?
- А здесь не нужно ничего искать. И без того все понятно. В осенней части прошлого сезона мы выдали очень впечатляющую беспроигрышную серию в чемпионате и поймали свою лучшую игру. В тот период мы играли хорошо и набрались уверенности в своих силах. И зимой, после отпуска, команда действовала не просто хорошо, а реально здорово… Однако затем, уже во втором круге, случился маленький коллапс. Думаю, наше самомнение превосходило реальные возможности, однако квартет грандов быстро остудил наш пыл.
- Примерно в тот же период вы сказали, что не так уж хотите играть в так называемый «контроль мяча». А есть ли в вашем распоряжении исполнители, которые готовы играть в него на чужой половине поля?
- Хочу сказать, что, на мой взгляд, этот самый «контроль мяча» уместен только на чужой половине поля или же как минимум в радиусе 10-15 метров от центрального круга. Нам не нужно перекатывать мяч на своей половине, мы хотим научиться вести игру, управлять ею! Но одного желания здесь мало: нужно понимать, какие средства необходимы для того, чтобы с этим справляться.
Главный тезис прост: если мы хотим вести игру, мы должны не расставаться с мячом. При этом сам контроль нужен нам не для того, чтобы мы набрали большее число касаний. Он необходим, чтобы подготовить атаку и дать возможность атакующей группе чуть передохнуть и набраться свежести для организации и реализации острого и неожиданного выпада.
- В продолжение урока тактики - вот еще одна ваша цитата: «10 вариантов развития атаки - для нас пока многовато».
- Цитата устарела. Мы уже сейчас превзошли эту цифру и спокойно охватываем более широкий диапазон вариантов. Ну а сейчас, когда в команде появились новые игроки с хорошим интеллектом, я уверен, что мы можем сделать его еще объемнее.
- Несколько абстрактный вопрос: вы наверняка знаете, что в баскетболе, гандболе или волейболе есть «плеймейкеры», которые показывают своим партнерам номер комбинации, и вся команда ее выполняет. А может ли делать такое на футбольном поле условный Гай?
- Смотрите, определенные варианты развития атаки у нас уже есть. Главный вопрос заключается в том, что в стадии ее завершения у нас должно быть несколько шаблонов, из которых нужно будет за долю секунды, правильно оценив ситуации, выбрать один - оптимальный! Более того, я и сам порой привожу в пример своим подопечным раскатки хоккеистов или комбинации гандболистов. Потому что люди не могут все время импровизировать! То есть, теоретически это возможно, но для воплощения такой модели игры необходимы исполнители с очень высоким творческим потенциалом. Международная практика и примеры лучших клубов мира доказывают, что современная тенденция заключаеются в дисциплине, а не в импровизации. Есть геометрия атаки, и в нее нужно верить.
ФЕРНАНДИНЬЮ - ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ОПОРНИКОВ В МИРЕ
- Давно заметил, что вы, судя по всему, даете своим защитникам установку выносить мяч, куда Бог пошлет, лишь в самых крайних случаях. Вследствие чего очень часто ваши игроки обороны с помощью вратаря Безотосного и опорных хавов разыгрывают «квадраты» чуть ли не в своей собственной штрафной! Я не понимаю, как ваши нервы выдерживают такие перепасовки, чреватые потерей мяча и голом в свои ворота?!
- Чтобы управлять игрой, и вратарь, и защитники не должны лупасить мяч куда попало. Они должны четко знать свой маневр и адресата для следующей передачи. Я хочу, чтобы люди уверенно играли в футбол, и это касается в том числе и голкипера. Но, безусловно, есть какая-то грань разумного, которую лучше не переступать. Играть в кошки-мышки у своих ворот и пропускать из-за этого голы, ни в коем случае нельзя. Такие ситуации нужно исключить - раз и навсегда! И когда я говорю команде, что в каких-то моментах мы должны упрощать нашу игру, то имею в виду в частности и описанные вами перепасовки. В какой-то момент я почувствовал, что мы просто перегибаем планку и допускаем слишком много ненужного риска. Сейчас эта ситуация немного выравнивается, хотя некоторые отголоски старой болячки все еще проявляются.
- Ваш соперник в матче на Суперкубок - донецкий «Шахтер» - безусловно, будет экспериментировать с составом. Согласитесь, потерять Фернандинью и Мхитаряна для горняков - еще страшнее, чем вам лишиться Политыло и Бурдужана. И, в общем-то, завершившийся на днях Объединенный турнир показал, что взаимодействие у обновленного коллектива Луческу пока еще не на высшем уровне…
- И все же послаблений для нас не предвидится. «Шахтер» не берет футболистов с улицы, у них - другие головы и другая психология, не говоря уже о технике работы с мячом. Эти люди знают, что такое добывать трофеи и добиваться результата. Вместе с тем, отсутствие Фернандинью в какой-то степени облегчит нам жизнь на каких-то участках поля. Лично я считаю, что это игрок мирового уровня, а на своей позиции является одним из лучших футболистов планеты. Так что заменить его будет архисложно даже выдающемуся клубу уровня «Шахтера».
- Уверен, вы понимаете: Суперкубок - не просто выставочный матч. Это возможность впервые за последние 19 лет завоевать трофей для клубного музея. В прошлом сезоне у вас было три попытки обыграть «Шахтер», но ни одна из них не увенчалась успехом. При этом вы всегда говорили, что вам неинтересно играть с горняками в антифутбол, поскольку, даже если это принесет вам успех, иначе как случайностью считаться не будет. Иными словами, вы отчаянно не хотите изменять своим принципам. Но как обыграть «Шахтер», не изменяя им?
- Я хочу всех успокоить на этот счет: даже изменяя своим принципам, обыграть «Шахтер» очень сложно. И даже если мы будем придумывать какие-то глупости, то нет никаких гарантий, что мы их обыграем. Поэтому мы будем играть так, как мы хотим играть вообще всегда, а не просто с «Шахтером». Осознавая всю силу соперника и престижность самого матча, но без кардинальных изменений в игровой философии. Какие-то тактико-стратегические нюансы, безусловно, будут, но никаких резких изменений не ждите. Мы просто будем играть в свой футбол.