Вячеслав Грозный: "Столкнулся с парадоксальной проблемой"

1486 21.11 2016   16:40
Фото - Денис Руденко, FootBoom.com

Украинский наставник тбилисского "Динамо" Вячеслав Грозный - о своем пребывании в Грузии и построении команды.

— Вячеслав Викторович, вы настроены сделать турнирное чудо и постараться впрыгнуть на подножку уходящего поезда и обойти ФК Чихура?

— Грузинский чемпионат со следующего сезона, с марта, переходит на систему весна-осень. До моего прихода уже никаких шансов не было обойти соперника. Команда провалила сезон, и об этом знают и президент, и болельщики. Почему это произошло?

Из команды ушло три ведущих футболиста, на двух из которых держалась вся атака. Один из них Иашвили, опытнейший игрок, отдававший передачи, он вел конструктивную игру. Второй — Квилитая, который забивал целый «мешок» мячей. Он отгрузил соперникам 30 мячей и уехал за рубеж. Третий ушедший – это защитник достаточно серьезного уровня – игрок сборной, он также уехал заграницу.

— Почему эти позиции не закрывались, скажем, легионерами?

— Согласно клубной стратегии, выработанной президентом, есть нацеленность дать шанс молодым воспитанникам Академии, которую также финансирует со своего кармана президент клуба Роман Пипия. Он долгое время вкладывает деньги в инфраструктуру, в развитие детско-юношеского футбола и хочет, чтобы была отдача. Чтобы молодые игроки имели возможность играть.

В противном случае, какой смысл набирать посредственных иностранцев и тем самым не давать возможность играть молодым талантам?

— Это ведь уже не дань моде, а цивилизованный путь развития футбола…

— Мы видим, что многие клубы в Украине идут этим путем. А иностранцев топ-уровня, к сожалению, и в Украину уже сложно заманить.

Курс, который избрал президент тбилисского Динамо – это курс на то, что молодые игроки должны не просто тренироваться с командой, а практически из них должен быть сформирован костяк. Эта команда должна за три сезона, оббившись в ущерб даже результату, на выходе получить результат, который демонстрирует Динамо Загреб.

Этот клуб каждый год продает игроков, собирает самых талантливых со всех Балкан и не только. И каждый год продает: Рог, Пьяца… Этот путь, наверное, правильный. Человек вкладывает деньги, значит, он выбирает свой путь.

— То есть перед вами стоит задача выстроить футбольную вертикаль в клубе?

— Естественно меня приглашали с этой целью. Я мог 1 января приступать к работе, но договорились о том, что нет смысла терять полтора-два месяца на знакомство. Чемпионат будет идти до 20 декабря, включая систему плей-офф. Есть смысл мне сразу познакомиться в тренировочном процессе, чтобы определить с кем из молодых ребят связывать ближайшую перспективу, а кого отдать в аренду. Мало того, я общался и с руководством академии, мы будем на тренировках, в том числе, и сами будем проводить тренировки со штабом первой команды. Мы договорились заняться обучением и повышением квалификации детских тренеров.

У нас тренируется более 80% футболистов от 16 до 21 года. Этот путь выбран и результат игры команды пока не на первом плане. Важно качество работы с молодыми игроками, прошедшими Академию, или пришедшими в группе талантливых игроков, если таковые есть.

Путь игроков среднего уровня не интересен сегодня. Путь любой национальности высокоталантливых игроков – интересен. Но только молодых игроков. Следуя этой стратегии, президент клуба правильно говорит: «Ну да, можно выиграть Кубок страны, мы каждый год его выигрывали. Мы и чемпионами становимся, ну и что? Мы потом играем в Европе с Динамо Загреб и уступаем с крупными счетами. Играем с ПАОКом — та же картина. Ну что толку мне брать посредственных легионеров, если результата никакого нет? А наши молодые игроки не получат возможности».

— С молодежью Академии уже успели познакомиться?

— Знаете, президент в беседе со мной любит повторять, что для него важна стратегия, а не сиюминутный результат, который ничего дает. Мы в еврокубках потом все равно не сможем нормально играть, потому что это все временные всплески, не системные. Важно, чтобы молодые игроки прогрессировали. У нас есть особенно хорошее поколение 17-летних. Они летом следующего года станут выпускниками. Многие считают, что это звездный выпуск, там много сверхталантливых игроков. Поэтому я спокойно к этому отношусь и система такая, что команда не может бороться за чемпионство. Нет ни состава, и нет возможности бороться. Мне еще до прихода это сказали, что надо еще за третье место побороться.

— В этих условиях, можно ли говорить какой вы будете исповедовать стиль игры? Атакующий или оборонительный? Я так понимаю, что это действительно уже не во главе угла стоит?

— Тактика игры подбирается под исполнителей, которые в команде. Безусловно, мне надо еще познакомиться с кадровыми возможностями. В тех командах, где я работал, я старался прививать достаточно активный атакующий футбол. Команды много забивали – и киевский Арсенал, и Днепр и другие. Плюс они не так много и пропускали. Поэтому будем стараться играть в современный футбол с учетом особенностей, менталитета и грузинской футбольной культуры.

Дело в том, что ребята любят с мячом работать больше на атаку, чем на оборону. Поэтому есть проблема с отбором мяча – прессинг, черновая работа, работа без мяча – это большая проблема, как на детско-юношеском, так и во всем взрослом футболе. Это действительно серьезная проблема. С мячом любят работать, без мяча – нет. Поэтому придется перестраивать.

Лучший футболист мира более трех минут с мячом не встречается в игре. Вся остальная работа идет без мяча. Поэтому придется переубеждать. Эти проблемы в первой команде, они же и во всей пирамиде детско-юношеского футбола Грузии, и Динамо Тбилиси в том числе.

— Но ведь в Грузии больше заточены на атаку техничные футболисты?

— Безусловно, мы не будем играть в закрытый футбол, это не по духу тбилисскому Динамо, ни грузинскому футболу. Будем даже где-то в ущерб обороне играть на атаку, приоритет, безусловно, атаке. И я это реально понимаю, короткие «стенки», комбинации, высокотехничный футбол, это то, что нравится болельщикам, что нравится футболистам.

Все тренировки через мяч, с мячом. Но нужно и качество работы с мячом, и скорость принятия решения, все это необходимо вне всякого сомнения. Ну а что? Мы две недели только работаем. Мало того, они молодые ребята, многие из них никогда не играли еще в профессиональный футбол. Поэтому такая ситуация – я не пришел на готовую команду, я как раз пришел в тот период, когда нужна практически полная перезагрузка.

Этот процесс ориентирован на трехлетний цикл для молодых игроков, которые получат шансы, я их посмотрю вместе со своим штабом, и попробуем дать им толчок в большой футбол, насколько это удастся.

— Какая у клуба инфраструктура и финансирование? Какие условия для работы?

— Президент вкладывает свои деньги. На базе первой команды два натуральных и одно искусственное поле. Есть все условия для работы и тренерский блок большой, и возможности для просмотра видео, и восстановительный центр есть. Все, что необходимо для работы, никаких проблем нет. Я сейчас столкнулся с парадоксальной проблемой – есть условия для работы, но нет качества у футболистов.

Президент хочет и поддерживает, но того качества у игроков, которым необходимо давать игру, пока нет. Просто надо искать как по всей Грузии, так и за ее пределами. Мы надеемся, что у нас и из Динамо Киев молодые таланты появятся и будет обмен игроками, клубы заключат между собой договор, потому что у киевского и тбилисского Динамо давние традиции, можно сказать, дружба.

Команды будут участвовать вместе в турнирах. Динамо Киев получит приглашение на турнир Виталия Дараселия в апреле будущего года. Там должны быть большие клубы — и Барселона, и Атлетико Мадрид, и Динамо Тбилиси, и Динамо Киев, еще ряд клубов топ-уровня.

Уверен, что в футбольных и человеческих аспектах мы будем всегда находить точки соприкосновения и игрок, который перерастет тбилисское Динамо, и будет очень прилично выглядеть – окажется в киевском Динамо. А игрокам, которым нужна шлифовка, и которые уже стучатся в двери первой команды, но не имеют игровой практики в Киеве, мы им предоставим такую практику.

Не секрет, что в Динамо много молодых талантливых игроков, а у главного тренера Сергея Реброва задача только выигрывать – и это нормальная ситуация. У меня тоже, была бы задача выигрывать, если были бы соответствующие возможности. Сегодня у нас ее нет, у Сергея Реброва, слава богу, есть и хочется, чтобы Киев вместе с Шахтером и другими командами успешно представлял Украину на европейской арене.

— В Динамо Тбилиси вообще не существует проблем с финасированием?

— Экономика в Грузии не может быть высокой по тем же причинам, что и в Украине. Есть причины, которые влияют на экономическую составляющую, поэтому сегодня мало болельщиков на трибунах, людям не до футбола. Многие талантливые грузинские игроки хотят уехать, не то, что хотят, при малейшей возможности они уезжают.

Знаете, с чем я столкнулся? Почти в каждой команде у меня были ребята из Грузии — один-два или несколько человек и они легко адаптировались, они достаточно коммуникабельны. Но чувствовалось, что большинство из них мало выполняет черновой работы.

Потому надо ломать психологию, объяснять и показывать, что Барселона отбирает в пределах 3-6 секунд, и Месси участвует в отборе, это же делает и Криштиану Роналду в Реале и так далее. Одно дело говорить, а другое — это начиная с академии нужно делать. Я для себя понимаю, что с детскими тренерами в академии придется перестраивать процесс и давать те упражнения, которые заставят выполнять черновую работу. Мне как тренеру этим тоже придется заниматься, в том числе и в Академии, чтобы на выходе первая команда получала игроков с требованиями, соответствующими современному футболу.

— Вы удивились, когда получили приглашение в Грузию?

— Динамо Тбилиси — это большой клуб, мне приятно, что меня сюда пригласили. Это очень здорово. Я – первый украинский тренер за всю историю, который работает в Динамо Тбилиси. Мне приятно и почетно. Мне импонирует, что президент достаточно цивилизованный, интеллигентный и умный человек, который смотрит в будущее стратегически. Он так и говорит: «Меня не интересует, почему не выиграли ту или иную игру, меня интересует диагностика молодых игроков, есть ли перспектива? Правильно ли работает академия? Или нам изменить какой-то крен. Или обучение в академии поменять?»

Он академией настолько живет, и я понимаю почему. Он видит будущее дальше, он смотрит очень далеко. Он понимает, что никакие иностранцы сюда ездить не будут, а только ребята с академии будут играть и расти. Вот как Петр Дыминский хотел и хочет сделать команду из местных ребят, своих из академии. Структуры Карпат охватили всю Западную Украину, из этого региона все ребята к ним приезжают и он дает возможность, чтобы все ребята из этой части Украины играли там.

— Условия в Академии Динамо соответствующие?

— Здесь большинство ребят из Тбилиси, есть приезжие ребята, для них в Академии питание, проживание, обучение, в том числе обучение в школе, возят учиться — все бытовые условия, в этом плане проблем нет. Только тренируйся и играй. Это очень здорово, я могу сказать: браво президенту. В этом плане хочется для такого человека работать и выкладываться. Мы, тренеры, хотим что-то сделать, чтобы он не только свои деньги вкладывал, а чтобы была отдача, чтобы эти молодые игроки пришли в первую команду, выросли, продались и хотя бы часть бюджета компенсировали.

Если президент увидит, что хотя бы один игрок востребован каким-то клубом, он по-другому начнет смотреть на эту всю картину. Стратегия у него очень правильная. И я понимаю и полностью поддерживаю. Да, каждому тренеру хотелось бы бороться за чемпионство, Кубок, Суперкубок, еврокубки, Лигу чемпионов и так далее… Но для этого большие деньги надо вкладывать, здесь это невозможно, тут никто вкладывать не будет. Для этого нужны топ-игроки, в том числе и иностранцы. Нет, этого не будет. По этому пути президент не пойдет.

Я реально понимал, куда шел. Когда меня – пригласили, мы несколько дней тут общались, я был на игре, несколько матчей по видео посмотрел. Я реально понимал стратегию. И когда я уезжал, мне президент дал время подумать. Я улетал в Киев, чтобы подумать и потом перезвонил и сказал: «Да, этот проект интересен. До Нового года я хочу посмотреть и дать свою экспертную оценку, после чего и будем двигаться дальше в том направлении, которое вы выбрали».

— Вы сказали, что работали с грузинскими футболистами в своей карьере. Расскажите о них подробнее?

— Практически во всех командах были ребята из Грузии. Могу сказать вообще о Грузии. Тут очень гостеприимные, открытые, честные, искренние достойные люди в большинстве своем. И достаточно эмоциональны.

— Ну, у вас практически такой же характер, вам не будет сложно…

— Да, мне они по духу подходят. Мне сложно было бы в Швейцарии жить и работать. Мне эмоций бы там не хватило бы. Мне сложно работать со сверхпедантами, мне интересна эмоциональная составляющая. Интересны не деньги, а человеческие отношения. Это выше всего остального. Вот это импонирует и подкупает.

Грузины открытые, но очень гордые и достойные. Есть в хорошем смысле чувство собственного достоинства. Чувство самолюбия, хорошего спортивного такого. Я обо всех могу хорошо сказать, со всеми, с кем я работал, кто-то спокойнее, кто-то эмоциональнее. Скажем, Герман Кутарба — я не знаю, кто он по национальности — абхаз или грузин.

Для меня Грузия – это игроки, которые не делились по каким-то регионам. Очень талантливый Герман Кутарба, он мог со своей половины забить мяч в ворота соперников со штрафного. Да, он сложный был, все личности сложные, но он мог одним движением решить исход поединка. Сделать то, что добросовестный и трудолюбивый игрок не сможет сделать.

Кутарба мог одним взмахом, как художник кистью, сделать такую картину, что будешь восхищаться. Естественно нужно находить подход к такому игроку, потому что они футбол немного дальше видят, чем обычные футболисты. И он не понимает, почему его партнер не находится там, куда он отдал передачу. Он удивляется, нужно ему объяснять и я объясняю: «Не удивляйся, они еще не понимают футбол как ты. Ты понимаешь его дальше, не злись на них. Они еще не читают так игру, не каждому дано так быстро понимать игру, футбол и принимать его таким, как есть».

То есть очень важно подход находить. С личностями сложнее в быту в тренировках, но легче в игре. Благодаря им, команда и достигает результата. Со средними игроками несложно ни в быту, ни в тренировках, ни в игре, но достичь результата значительно сложнее.

— За две недели, какие проблемы увидели в целом в грузинском футболе? Уровень команд сильно разнится между первой и последней командой?

— Нет, разницы тут большой нет. Седьмая это или первая команда, каждая из них может обыграть любую. Знаете почему? Индивидуальный уровень техники практически у всех грузинских футболистов высокий. Поэтому обыграть они могут, отдать могут, если не мешать им это делать, если не прессинговать. Поэтому не удивляйтесь, когда седьмая команда может обыграть первую. У нас две группы по семь команд. И первые места победителей групп играют между собой за чемпионство.

Им нужно было сделать укороченный этот чемпионат, чтобы перейти на систему «осень-весна». Это не полноценный чемпионат. Вот так они сделали, чтобы 5 марта стартовал новый чемпионат – 10 команд в четыре круга. Вот поэтому достаточно сложно – белая и красная подгруппы. В принципе, одинаковые все команды, с высоким уровнем техники, с амбициями, с самолюбием. Не смотрите на турнирную таблицу, на очки. Вы не сможете угадать, как закончится игры.

Да, есть проблемы с инфраструктурой во многих регионах. Многие строят базу, строят стадионы, но нужно время, нужно терпение – это связано с экономикой и со многими другими аспектами.

Источник: Sport Arena
Популярные новости