Горан Пандев: "После того, как мы вышли на Евро, руководство Федерации футбола Македонии оставило себе часть призовых"

6162 03.06 2021   05:18
Фото - Getty Images

Именитый форвард Северной Македонии Горан Пандев в интервью FourFourTwo рассказал о критической ситуации в македонском футболе, неожиданном успехе в квалификации, а также поделился ожиданиями от предстоящего Евро-2020, в котором его национальная команда попала в одну группу со сборной Украины.

- Что значит для вашей страны участие на Евро-2020?

- Мы вошли в историю, и она останется навсегда. Когда я впервые услышал о Лиге наций и о том, что она дает одно квалификационное место одному из участников Лиги D, то увидел в этом уникальную возможность для Северной Македонии. Пять лет назад мы посмотрели друг другу в глаза и решили, что не имеем права упустить такой шанс.

У нас хорошее сочетание опытных игроков и молодых талантов, многие из них уже играли на чемпионате Европы U-21 в 2017 году. У нас также есть очень хороший тренер Игор Ангеловски, который сыграл также большую роль в нашем прогрессе. Он определил основную группу из 20 игроков и полагался на нее в течение последних пяти лет. Мы стали настоящими друзьями, которые хотят показать, что изменения возможны и необходимы. Наш секрет - это коллектив.

- Расскажи нам о финале против Грузии.

- Когда мы приехали, у стадиона нас ждали более 10 тысяч грузинских болельщиков. Атмосфера в Тбилиси была напряженной, так как они тоже очень хотели пройти квалификацию. Игра за "закрытыми дверями" была для нас преимуществом - на мой взгляд, мы были лучшей командой и показали это на поле.

Мы знали, что победим: были настолько сосредоточены, что просто не могли проиграть. Помню свою речь в раздевалке перед началом игры: сказал одноклубникам, что это может быть мой последний матч за сборную. Я рад, что забил тот гол, который позволил нам пройти - для нашей страны это было похоже на победу на Евро. Все вокруг было столь эмоционально.

Теперь давайте посмотрим, сможем ли мы показать тот же свой дух и на самом Евро.

- Считаешь ли ты участие на турнире шансом улучшить ситуацию с футбол в Македонии в целом?

- Определенно. На родине предстоит много работы, потому что в прошлом у нас были очень тяжелые времена. Не было настоящего и конкретного видения ситуации, и слишком многие люди хотели воспользоваться этим.

Я даже завершил карьеру в сборной на два или три года, потому что просто не мог выносить, как обстоят дела. Но с приходом Ангеловски все изменилось к лучшему - по крайней мере, на поле. Он навещал меня в Генуе, и у нас был настоящий разговор по душам. Я сказал ему свое честное мнение, а он мне свое. Он убедил меня вернуться, и с тех пор мы добились больших успехов.

К сожалению, нам все еще не удается сосредоточиться и воздействовать на футбол в больших масштабах. Имею ввиду, сделать акцент по усовершенствованию детско-юношеского футбола, который находится не в лучшей ситуации, стадионы разваливаются, а наши тренировочные базы далеки от современных.

- Федерация футбола Македонии могла быть более профессиональной?

- Это скорее политическая структура, чем спортивная, управляемая людьми, которые никогда по-настоящему не имели отношения к футболу. К сожалению, это хаос. После того, как мы прошли квалификацию на Евро, руководство оставило себе часть призовых. Они сказали, что тоже принимали участие в квалификации. Ты можешь в это поверить?

Эти деньги следовало направить на строительство детских площадок, покупку оборудования, развитие молодежных секторов и обеспечение того, чтобы дети играли в футбол. У нас так много молодых талантов, но большинство опускают руки в возрасте 15 лет из-за отсутствия организации. Евро - это огромная возможность исправить все, и мы должны ею воспользоваться.

- В будущем планируешь вернуться в Македонию, чтобы играть более активную роль в развитии футбола в стране?

- Некоторые люди просили меня стать президентом нашей футбольной ассоциации, но я не этого хочу. Я уже делаю свою часть работы. В 2010 году я основал Академию Пандев в Струмице, где родился. Это футбольная академия на 400 мальчиков с ультрасовременным учебным центром и 60 комнатами для проживания игроков. У нас есть два поля с искусственным газоном и одно с настоящей травой, а также раздевалки и тренажерный зал.

Первая команда играет в первоклассный футбол, два года назад мы выиграли Кубок Македонии и играли в отборочных матчах Лиги Европы. Я вложил свои деньги, чтобы помочь нашему футболу, но я не могу делать это в одиночку.

- Сможет ли Евро-2020, если оно пройдет успешно, убедить УЕФА сохранить в будущем аналогичный формат Лиги наций?

- Мне нравится формат Лиги Наций. Считаю, что это справедливый турнир. В отборочных матчах чемпионата мира мы находимся в одной группе с Германией и Лихтенштейном. Я не хочу никого обидеть - мы сами достаточно долго находимся в таком положении - но какой смысл в том, что эти двое играют друг против друга? Это пустая трата времени. В Лиге Наций вы сталкиваетесь с командами своего уровня, что ведет к более интересным и ровным играм. Что касается Северной Македонии, то увидим к чему это все приведет. Наш успех может поддержать инициативу малых стран, но все может пойти и другим путем.

- Каковы твои ожидания от Евро? Чем Северная Македония может удивить людей?

- В первых двух играх мы встретимся с Австрией и Украиной, и они будут нелегкими. Нам нужно успешно стартовать. Мы верим в свои шансы, но необходимо твердо стоять на ногах. Обыграв Германию в отборочных матчах Чемпионата мира в конце марта, ожидания высоки, и люди на родине думают, что мы можем победить кого угодно! Может, более худший результат против них был бы для нас лучше. (Смеется) Наши оппоненты будут настороже, но мы должны сосредоточиться на себе и своей игре.

- Итак, о той победе над Германией - их первом поражении в квалификации ЧМ за почти 20 лет. Насколько это было значительным?

- Нам было страшно, если честно! Мы показали отличную игру против Румынии в первой игре, но проиграли 2:3, упустив так много моментов, а затем обыграли Лихтенштейн 5:0 дома. Игра с Германией была для нас третьей за неделю, и мы подумали, что, возможно, слишком устали, чтобы противостоять столь сильному сопернику.

Однако мы хорошо подготовились, а затем нам повезло, что счет на табло был 0:0, а перед перерывом мы и вовсе извлекли максимум, воспользовавшись своим моментом. Как оказалось, они тоже очень устали, поэтому во втором тайме все прошло приблизительно в таком же формате.

Все их игроки выступают в больших клубах и играли каждые три дня в течение всего сезона. Некоторые из них поздравили нас за уровень и качество игры, которое мы показали, что было очень приятно.

- Можно ли сравнить выход сборной на Евро-2020 с победой с "Интером" в Лиге чемпионов 10 лет назад?

- Не уверен, что можно сравнивать эти два события. Никогда не забуду, что мы сделали с "Интере" - мы действительно вошли в историю, выиграв первую Лигу чемпионов с клубом за 45 лет.

Когда мы вернулись из Мадрида, улицы были заполнены болельщиками и флагами. Жозе Моуринью играл тогда ключевую роль в нашем успехе, как отец. У нас есть групповой чат под названием "The Treble", в котором мы все, и он всегда так мил со всеми присутствующими там.

Тем не менее, моя семья находится в Северной Македонии, это мой дом, моя родина. Если мы выйдем из группы, уверен, что вся страна выйдет на улицы, чтобы приветствовать нас дома.

- Если команда, и ты в частности, хорошо выступите на Евро-2020, это сможет убедить тебя продолжить играть? Твой тренер в "Дженоа" Давиде Баллардини сказал, что побьет тебя, если ты уйдешь на пенсию.

- Он здоровенный парень! Мне придется регулярно оборачиваться. (Смеется)

Я планирую завершить карьеру после Евро, потому что хочу проводить больше времени со своей семья. У меня трое детей, и я крайне мало их вижу.

Хотя сложно сказать. Иногда по ночам говорю себе: "Я играл перед тысячами людей в течение 20 лет, и теперь все, что я вижу, - это пустые сиденья. Было бы неплохо попрощаться с болельщиками". Мы обыграли Германию, поэтому у нас, может быть, даже есть шанс успешно пройти квалификацию на чемпионат мира.

С другой стороны, думаю о перспективах тренировочных сборов в Австрии: о том, что предстоит очередная сложная работа в летнюю жару... И, честно говоря, уже сам не знаю, его хочу!

Слушай, мне уже 37...