ПСВ – "Черноморец". Разбор полетов

2355 14.12 2013   09:15
Фото - uefa.com

FootBoom.com разбирает матч шестого тура группового этапа Лиги Европы между ПСВ и «Черноморцем» с тактической точки зрения. В материале использованы данные статистического портала squawka.com.

Перед последним календарным матчем этого года у «Черноморца» была всего одна потеря – дисквалификация Бергера. Одесситы решили её с помощью ротации и выхода в центре обороны Петра Ковальчука. Хозяевам пришлось хуже, так как у них из-за дисквалификации не было основного центрбека - Брумы, а также была снижена вариативность замен из-за травм Схаарса и Матавжа. Если потерю Схаарса хоть как-то удалось компенсировать без особых потерь в качестве игры, то вот с Брумой было хуже. Появление в основе не сыгранного с партнерами Занки Йоргенсена внесло дисбаланс в линейность работы обороны ПСВ. Это прямым образом повлияло на его взаимодействия со вторым центрбеком, а также на образование коридоров между ним и правым защитником ПСВ.

Следует сказать, что Григорчуку удалось удивить соперника выбором схемы. Коуч одесситов отошел от привычной схемы 4-2-3-1 и использовал горячо любимую голландцами 4-3-3. Вероятно, выбор новой схемы был обусловлен атакующими недостатками 4-2-3-1 в сравнении с 4-3-3. Кроме того, применение 4-3-3 позволяло «Черноморцу» добиться численного равенства в центре. Это было немаловажно в игре с командой, которая строит свои комбинации за счет «троек», основная роль в которых отведена центрхавам.

Однако всё было бы слишком просто, если бы Григорчук ограничился прямолинейной и академичной интерпретацией схем и идей тотального футбола. Поэтому с первых минут можно было наблюдать за вариативностью при смене позиций и перестроениях со стороны одесситов. В оборонительной фазе одесситы перестраивались на 4-2-3-1. При быстром выходе из обороны в атаку на 4-3-3. Если же нужно было держать мяч на чужой половине, то прослеживалась формация 4-2-1-3. При перестроениях ключевую роль играли Гай и Антонов. Центральный полузащитник часто выдвигался вперед и занимал позицию «десятки». Центрфорвард ситуативно смещался вглубь в центр или отходил к флангу, освобождая позицию финишера для резких включений Джа Джедже.

В организации игры гостей ключевыми были действия при верховых передачах. С одной стороны, успешная игра на втором этаже позволяла снизить эффективность «черпачков» соперника. С другой - быстро выводить мяч из обороны. При этом одесситам лучше всего удавались вертикальные передачи на свободных игроков на чужой половине. Если же по какой-либо причине игроку «Черноморца» не удавалось выйти из-под опеки соперника во время приема верховой передачи на чужой половине, то в 60% эпизодов следовал проигрыш верховой дуэли. В целом можно констатировать общее равенство в качестве действий вверху со стороны обоих команд.

С классической игрой в короткий и средний пас дела у гостей обстояли хуже. Суммарно гости выполнили 205 коротких и средних передач, но только 149 из них дошли до адресата. Следует отметить, что кроме привычных для любой команды потерь на чужой половине, уязвимыми были фланги. При этом критичными стали действия Зубейко. Правый защитник «Моряков» допустил семь потерь на своей половине после неэффективных передач вперед. В отличие от партнера, Сантана показал лучшую эффективность и допустил всего одну потерю при коротких и средних передачах в направлении атаки.

Общая невысокая эффективность при выводе мяча из обороны одесситами была обусловлена удачными действиями ПСВ в прессинге. Следует отметить, что хозяева варьировали свои действия и прибегали к разным видам прессинга. При неспешном выходе из обороны со стороны соперника они могли использовать классический зональный прессинг и перекрыть пространство в пределах третьей четверти поля за счет действий тройки форвардов. Если же потеря мяча была совершена во время розыгрыша позиционной атаки, то хозяева мгновенно насыщали зону мяча в центре или организовывали фланговый заслон. Обычно в организации фланговой блокировки принимали участие три игрока ПСВ. При этом на соперника выходили только двое, а третий держался на расстоянии 3-5 метров и препятствовал выводу мяча накоротке. Насыщение бровок позволяло замедлить быстрые атаки соперника. Более того - спровоцировать его на лишние 1-2 поперечные передачи.

Отдельно стоит выделить и контрпрессинг голландцев. Основная его идея заключалась в синхронных действиях двух групп игроков. Первую составляли центральный и крайний форварды, вторую - центрхавы. При его реализации первая группа оказывала давление на защитников соперника, а вторая выполняла страховку на случай ошибки игроков первой группы. Также вторая группа прерывала короткие вертикальные переводы от соперника.

Голландцы также не стремились к быстрому розыгрышу атак после овладевания мячом на чужой половине. Как правило, если они выполняли отбор или перехват, то далее следовала все та же неспешная комбинация. В развитии быстрых атак с половины соперника были возможны индивидуальные ускорения, а также дриблинг игроков ПСВ.

По большей части голландцы старались использовать классическое расширение игры за счет действий крайних защитников, попутно создавая давление в центре за счет смещений в зону к центрфорварду крайних атакующих игроков. Центральные полузащитники в свою очередь поджимались к чужой штрафной, уплотняя игру. Такие действия способствовали успешной борьбе на подборах со стороны ПСВ.

Однако атакующая модель голландцев срабатывала лишь в том случае, если им удавалось воспользоваться ошибками или пассивной игрой Риеры и Джа Джедже. Также крайне важным для подопечных Коку было разбить трио полузащитников, вытянув вверх по вертикали Бобко или Гая. Только в таком случае у хозяев появлялась возможность для использования свободных зон на углах штрафной «Черноморца», а также пространства в зоне на дуге.

При общем превосходстве хозяев в суммарном количестве всех типов ударов (23/7) и отдельном количестве ударов в створ (7/2) решающей стала конверсия ударов. Так, одесситы старались выводить игроков на ударную позицию, отдавая передачи на ход или в борьбу в ситуации «один в один». Их соперник был более небрежен и предпочитал нахально отдавать передачи в зоны, где находились сразу двое или трое игроков соперника. В итоге это привело к тому, что голландцы сумели нанести всего два удара в створ из пределов штрафной соперника. При этом в большинстве эпизодов они были ограничены пространством и временем, что также повлияло на качество их действий в завершении.

*****

В конечном итоге решающими в матче стали тактическая дисциплина и умение отдать последнюю передачу в выгодную для удара позицию. Критичным для хозяев стало неумение быстро ориентироваться в ситуациях, моментально принимая решение и удачно подстраиваясь под передачу или отскок. А ведь именно это умение отличает хороших игроков от признанных миром мастеров, и оно же в отдельных матчах проводит грань между продолжением борьбы и вылетом.

Популярні новини