Олег Лыга: история 17-летнего нападающего, обошедшего Андрея Воробья

16058 17.01 2017   09:00
Фото - Романа Мальчевского

Александра Александровича Ежакова называют крестным отцом полтавского футбола. За десять лет работы на Полтавщине заслуженный тренер Украины воспитал массу профессиональных футболистов. Андрей Пятов, Александр Чижов, Владимир Чеснаков, Олег Баранник, Алексей Чичиков, Артем Громов – все они являются воспитанниками Ежакова.

Сейчас заслуженный специалист работает в академии стрыйской «Скалы», но перед этим Ежаков успел потрудиться на благо футбольной Киевщины. В столичном регионе Александр Александрович приложил свои навыки, опыт и знания к открытию первого в Украине Центра индивидуальной подготовки футболистов, а также поработал в Вышгороде, Вишневом, Бородянке и Песковке. Именно в Песковке (Бородянский район) родился нападающий, который, возможно, станет еще одним воспитанником Ежакова, во всеуслышание заявившем о себе - Олег Лыга.

Предыдущий год для 17-летнего парня выдался богатым на различные события. Летом Олег в составе киевского «Динамо» стал чемпионом Украины в категории U-17, а осенью произвел фурор в чемпионате Киевской области. Лыга, забивший 10 голов в 11 матчах за песковский «Рубин» (восьмая команда по итогам сезона), был признан лучшим нападающим чемпионата Киевской области, обойдя таких довольно известных в прошлом мастеров, как Андрей Воробей, Сергей Третьяк и Евгений Шупик.

Читайте также: Чемпионат Киевской области. 26-й тур. "Джуниорс" и "Десна" завершили сезон на мажорной ноте

17-летний нападающий, по своим физическим данным и манере игры напоминающий Харри Кейна (к слову, как и англичанин, Лыга свой путь в футболе также начал «в воротах»), сейчас тренируется в молодежной команде каменской «Стали», которая готовится к старту на Мемориале Макарова. В разговоре с журналистом FootBoom Олег Лыга отметил вклад, который в его развитие внес Александр Ежаков, а также рассказал о неудачном просмотре в «Шахтере», о времени, проведенном в юношеской команде «Динамо», и о том, почему после довольно неплохого сезона покинул расположение академии гранда украинского футбола.

Тренер называл меня «деревянным по пояс»

- С чего началось твое увлечение футболом?

- Отец с сестрой всегда смотрели матчи киевского «Динамо». Вот так и я полюбил футбол. Во дворе всегда играл со старшими ребятами. Однако, чтобы попасть в футбольную секцию, пришлось ждать, когда мне исполнится восемь лет. Моими первыми тренерами были Чморик Виктор Иванович (в Песковке) и Кириленко Александр Васильевич (в Бородянке). До этого занимался рукопашным боем.

- После того, как начал заниматься футболом, с рукопашным боем завязал?

- Нет. На первых порах пытался совмещать занятия этими двумя видами спорта. Дело в том, что в футболе было мало шансов: мой тренер называл меня «деревянным по пояс». Да и ребята были намного старше меня. Но я не сдался – занимался рукопашным боем, закалял характер. А футболу я полностью отдался после того, когда в ДТП погиб наш тренер по рукопашному бою. После этого трагического случая секция закрылась.

- Расскажи об успехах детской команды песковского «Рубина», за которую ты играл.

- Когда мне было 13 лет, в Песковку приехал очень хороший тренер – Ежаков Александр Александрович. Я ему очень благодарен, он внес бесценный вклад в мое развитие и многому меня научил.

Ежакова пригласил Луцков Игорь Николаевич (канадский бизнесмен украинского происхождения, - прим. FootBoom), который очень много делает для развития спорта в поселке, занимается развитием нашего спортивного центра. Сан Саныч собрал команду из ребят 1999-2000 годов рождения. В первый сезон мы выиграли чемпионат Киевской области, а я стал лучшим бомбардиром турнира. В следующем сезоне мы уже играли в чемпионате Украины (1998-1999 г.р.). Первую половину турнирной дистанции мы прошли без поражений. Однако после перерыва у нас сменился тренер – и все поменялось.

- В том сезоне ты показал отличную результативность, забив в 15 матчах 19 голов. Приз лучшего бомбардира турнира вновь достался тебе?

- Нет. Меня обошел парень, который забил 20 мячей. Правда, он сыграл на одну игру больше.

- А что это за история, когда тебя пригласили в Германию?

- В мае 2012-го с командой из Черниговской области (город Бобровица), тренером которой был уроженец нашего района, поехал на детский турнир в Барселону. Эту поездку запомню на всю жизнь - все было организовано на высшем уровне! Среди наших соперников не было команд с громким именем. Мы угодили в группу, в которой противостояли трем немецким командам. Одержав две победы и сыграв вничью с коллективом из Мюнхена, в плей-офф попали на команду из Хорватии, которой уступили со счетом 1:3. Помню, что ко мне тогда приставили персонального опекуна. Этот защитник очень грубо играл, даже нанес мне травму. Но я доиграл матч, забил гол. Жаль, что не удалось победить. Если не ошибаюсь, именно хорваты стали победителями того турнира.

Так вот, упомянутая раньше команда из Мюнхена мной заинтересовалась, предлагали переехать с семьей в Германию. Но оказалось, что им нужны ребята, рожденные не раньше 2000 года, а я родился в мае 1999-го…

- Ты всегда играл в атаке? Или тренеры пробовали тебя и на других позициях?

- Когда я только пришел в футбольную секцию, у меня почти ничего не получалось. Поэтому я встал в ворота. В этом амплуа у меня уже лучше получалось. Несмотря на то, что отец был против, я продолжал оставаться вратарем, пока мне не сделали операцию на руке. После этого ворота я уже больше не защищал.

Косовский - очень эмоциональный, но Босх еще эмоциональнее

- В начале 2015-го ты побывал на просмотре в юношеской команде «Шахтера», которая была участником Мемориала Макарова. Как там оказался и что помешало закрепиться в команде?

- Это было после того, как Ежаков покинул Песковку. Сан Саныч позвонил в клуб и попросил, чтобы меня посмотрели. Просмотр длился около недели: мы тренировались, бегали кроссы, участвовали в турнире среди ребят 1998-1999 г.р. Я принял участие в одном матче: вышел во втором тайме, когда команда уже уступала со счетом 0:5. В следующем поединке на поле я уже не выходил, а после него мне сказали, чтобы я езжал домой – мол, сейчас в команде много людей, поэтому нет возможности меня посмотреть. Позже я еще пару раз приезжал на тренировки, но никто ничего мне не говорил.

Потом уже новый тренер «Рубина» звонил Зубову и спрашивал про меня. Геннадий Александрович сказал, что таких нападающих как я в команде уже четыре человека. После этого в «Шахтере» я не появлялся.

- Зато спустя полгода очутился в киевском «Динамо»...

- Снова-таки, это случилось благодаря Ежакову. Сан Санычу позвонили из клуба и спросили обо мне. Позже он сообщил, что меня ждут на просмотре в Киеве. Команда в то время как раз готовилась к финальной части детско-юношеской лиги, до старта которой оставалась неделя. После первой тренировки ко мне подошел селекционер «Динамо» Александр Гуржеев. Он познакомился со мной, дал свою визитку и сказал, чтобы я звонил, если возникнут какие-либо вопросы. С понедельника по четверг я ездил на тренировки, после чего команда отправилась на финал.

Уже где-то через месяц мне позвонил Виталий Владиславович Косовский и спросил, хочу ли я играть в его команде. Конечно, я ответил, что хочу, после чего он предложил мне приехать на стадион «Динамо». В тот момент меня переполняли эмоции - я не мог поверить, что буду играть за «Динамо». На следующий день я приехал на стадион и подписал юношеский контракт.

- Расскажи, как проходили тренировки в «Динамо».

- Я ходил в эйфории до того времени, пока не начались сборы. Нет, с физическими нагрузками я справлялся без проблем, поскольку к ним меня еще в свое время подготовил Ежаков. Тяжело был в другом плане - для меня все было новым. На тренировках, порой, были такие упражнения, что у меня голова шла кругом – не понимал, что происходит, не понимал, что от меня хочет тренерский штаб. Понимание всего этого пришло со временем. В начале тренировок мы работали на скорость с тренером по физической подготовке, а потом переходили на игровые упражнения.

- А как себя проявлял Виталий Владиславович Косовский?

- Он всегда был такой заводной! В рабочем процессе Виталий Владиславович очень эмоциональный. Правда, Альберто Босх был еще более эмоциональнее. Сначала думал, что Косовский ко мне предвзято относится, ведь он постоянно кричал на меня. Я не мог понять, почему Виталий Владиславович так много от меня требует. Потом до меня дошло, что тренер видит, что я могу больше, и соответственно требует этого.

- Как распределялась работа между Босхом и Косовским, кто за что отвечал?

- Альберто был куратором старших академических групп, он со всеми работал. Косовский и Босх хорошо ладили. На теоретическом занятии перед тренировкой или игрой слово всегда первым брал Виталий Владиславович, а Альберто делал дополнения к сказанному.

Считаю, что наша команда была хорошо слаженной за счет того, что Косовский и Босх были максимально требовательными. Они хотели, чтобы мы прогрессировали. Виталий Владиславович всегда говорил, чтобы при атаках не забывали обороняться: «В атаку бежим быстро, а назад – еще быстрее!». Альберто, в свою очередь, акцентировал наше внимание на том, чтобы мы играли в тот футбол, которому нас обучают, несмотря на счет на табло. «Какая дисциплина на поле, такая и в быту. Если в быту все хорошо, тогда и на поле все будет получаться, - говорил Босх. – Если вы будете работать хорошо, тогда и матч выиграете». За день до игры с «Шахтером» испанец нам сказал: «Вы хорошо работали, значит должны победить». Так и получилось – мы победили со счетом 3:0.

- Босх общался с вами через переводчика?

- Нет, он знает язык. Помню, как на первом собрании перед тренировкой, когда я приехал на первый сбор, Альберто пошутил: «Кто меня не понимает, пусть учит испанский». С переводчиками работали Мельгоса Унаи и Висенте Гомес.

- Личные беседы с футболистами и, в частности, с тобой, тренеры проводили?

- Конечно! Они со всем общались. На сборах мы участвовали в турнире. Косовский с Босхом вызывали к себе футболистов по позициям и объясняли, что необходимо делать на поле. Я лично много раз общался с Виталием Владиславовичем. Он всегда твердил, что футбол должен быть у нас на первом месте. Все остальное – после футбола.

- В сезоне 2015-2016 ты забил восемь голов и таким образом помог «Динамо» завоевать золотые медали чемпионата U-17. Какой матч запомнился больше всего?

- К сожалению, я не так часто играл, как мне того хотелось. Как на зло, меня преследовали травмы. В первом матче – против харьковского «Металлиста» – я вышел на замену и за отведенные мне 5-8 минут успел отметиться забитым мячом. В следующем поединке я вышел в старте и дважды поразил ворота «Кремня». Однако в концовке встречи получил травму – перелом руки, из-за которой выбыл почти до конца года. Позже, перед матчем с «Шахтером», я заболел.

Зимние сборы были тяжелее летних. Мне очень хотелось тренироваться и доказать, что я не случайно попал в команду. После трех недель сборов в товарищеском матче у меня случился надрыв задней поверхности бедра. Таким образом, я снова выпал из обоймы, на восстановление ушло больше месяца. Перед финальной частью я работал с тренером по физической подготовке. К общей группе присоединился только за день до выезда.

В первом матче мы играли против запорожского «Металлурга». Все прогнозировали, что мы добудем легкую победу. Но случилось иначе: в начале поединка мы пропустили мяч, после чего, несмотря на все наши старания, нам никак не удавалось отыграться. За пять минут до окончания встречи тренер выпустил меня на замену – и на последней минуте я сравнял счет. Наверное, именно этот матч и гол стали самыми запоминающими. Кстати, после поединка сказали, что инициатором моего появления на поле был именно Косовский.

- После выигрыша золотых медалей ты покинул «Динамо». Почему?

- Дело в том, что тренерский штаб U-19 не видел меня в своей команде. Поэтому мы с агентом приняли решение разорвать контракт.

Перед Рождеством получил «подарок» от своего агента

- Других вариантов, кроме того, чтобы играть за родной «Рубин» в чемпионате Киевской области, не было?

- Были. Я поехал в киевский «Арсенал», в котором формировалась команда U-19. Тренировался с «канонирами», но позже поступило более интересное предложение от «Ворсклы». В Полтаве пробыл около месяца. После товарищеского матча с «Днепром» тренер юношеской команды Вадим Левкович сказал, что готов взять меня в свой коллектив. Но в команде очень много ребят, поэтому он подаст заявку руководству клуба и уже оно будет решать, кто останется, а кто нет. Причем, как мне сказали, предпочтение будут отдавать местным ребятам. Поэтому я принял решение уехать домой, о чем сообщил своему агенту. Позже я вернулся в «Арсенал», в котором к тому времени поменялся тренер. Но общего языка с руководством клуба я так и не нашел. Вот так я и оказался в «Рубине»...

Мой агент не хотел, чтобы я играл в чемпионате области. Было предложение поиграть за харьковский «Солли Плюс» в чемпионате Украины среди аматоров. Но, честно говоря, я уже устал ездить, поэтому и отказался. Потом, когда я уже выступал за «Рубин», поступило предложение от «Чайки», еще одного участника чемпионата Украины среди аматоров. В этой команде меня все устраивало: мне было хорошо, комфортно, к тому же, я понравился тренеру. Но по правилам ФИФА, игрок в течение одного сезона не может быть заигран более, чем за два клуба. За одну команду я уже был заигран («Рубин»), поэтому не стал рисковать.

- Где интереснее было играть: в чемпионате Украины U-17 или в чемпионате Киевской области?

- Ну как сказать. В чемпионате U-17 в нашей группе было только пару сильных команд. А в чемпионате области играют мужики. Они физически сильнее, обыграть их сложнее. Старался не уступать им в единоборствах. Просто в чемпионате U-17 мы играли в, так сказать, более правильный футбол. Даже если соперник был явно слабее нас, мы все равно должны были соблюдать на поле дисциплину, придерживаться плана на игру и выполнять установки тренерского штаба. А в чемпионате области играют исключительно на победу – бьют вперед, а ты, нападающий, бери и цепляйся за мяч. Хотя были пару команд, которые показывали комбинационный футбол – «Оболонь-Бровар-2» (Киев) и «Джуниорс» (Шпитьки). Киевляне старались играть правильно, но при этом показывали не самые успешные результаты. Мне понравилось, как играла против «Рубина» команда «Джуниорс». Полузащитники шпитьковчан очень хорошо связывали в центре поля.

- Как ты воспринял новость о том, что тебя признали лучшим нападающим чемпионата Киевской области?

- Честно говоря, был удивлен. Думал, что этот приз получит тот, кто забьет больше всего мячей. Конечно, был очень рад получить эту награду.

- Каковы твои дальнейшие планы?

- Мне предлагали остаться в «Рубине». Насколько я знаю, в следующем году команда планирует взять участие в первой лиге чемпионата Украины U-19. Но я перед собой ставлю максимальные задачи. Хотелось бы продолжить карьеру за границей. Но, во-первых, мой агент хочет, чтобы я поиграл на хорошем уровне в Украине. Во-вторых, необходимо, чтобы мне исполнилось 18 лет.

Перед Рождеством получил «подарок» от своего агента Сергея Михайловича Емельянчика – просмотр в дубле каменской «Стали». На данный момент тренируюсь с этой командой. Скоро стартуем на Мемориале Макарова, по итогам которого и определится моя дальнейшая судьба.

Читайте также: "Сталь" просмотрит лучшего нападающего чемпионата Киевской области

- В завершение, расскажи о своих кумирах в футболе.

- Мне импонирует «Барселона» и «Бавария», сейчас нравится еще, как играет «Челси. А из футболистов мне много, кто нравится, но больше других - Месси. Лео не с нашей планеты! Мечтаю сыграть с ним в одной команде!

В Украине поддерживаю «Динамо». Сейчас киевлян много критикуют, но я верю в этот клуб. Нравится, как изменил игру «Шахтера» Паулу Фонсека. «Горняки» очень быстро выходят в атаку. А из футболистов отмечу Ярмоленко, Тайсона, Марлоса, Хачериди, Рыбалку, Сидорчука.

Популярні новини