Футбольный суицид, или "До свиданья, дядя Пэт!"

8247 05.11 2017   21:08
Фото - lequipe.fr

Вы уже наверняка видели это, так что описывать "маваши" Патриса Эвра, направленное в ухо болельщику, перед игрой "Марселя" против португальцев нет нужды. Раймон Доменек назвал это "самоубийством в прямом эфире", и экс-тренер сборной Франции как никогда близок к истине. Длительная дисквалификация, плавно переходящая в завершение карьеры – такая перспектива светит защитнику, который теперь вряд ли сможет спокойно гулять по улицам Марселя.

Плохая игра – первопричина

Мне не нравится лаять с собаками на загнанного лиса, и, кроме того, болельщики "Марселя", любят ненавидеть, оказывая сумасшедшее давление на игроков своей же команды (спросите у Жиньяка). Никакое оскорбление не оправдывает агрессию в такой ситуации, хотя и делает ее по-человечески понятной… Интересно в этой истории другое – то, с какой скоростью звезда мировой величины деградировал до футбольного хулигана с расшатанной психикой и практически нулевыми перспективами продолжать приключение даже без этого карате.

Патрис Эвра прибыл в "Марсель" почти год назад, зимой 2017 года, из "Ювентуса" с послужным списком, который вряд ли нуждается в комментариях. Бывший капитан сборной Франции сыграл в пяти финалах Лиги чемпионов, один из которых закончился триумфом (в 2008 году с "Манчестер Юнайтед"), за его плечами 7 национальных чемпионств и уйма других трофеев командных и индивидуальных.

Читайте также: Леонарду Жардим: "Патрис Эвра немного потерял голову"

Райский уголок на юге Франции представлялся отличной гаванью для бывалого пирата. Комфортная зарплата, статус бесспорного игрока основы в именитом клубе, а также важная роль в реализации чемпионского проекта. Чего еще желать? И вот после нескольких месяцев это решение стало ловушкой для Патриса. По нескольким причинам.

Не будем забывать, что первопричиной ссоры игрока с общественностью стала спортивная составляющая. С начала сезона показатели Эвра разочаровывали от матча к матчу, достигнув дна в домашнем поединке против "Ренна" в пятом туре Лиги 1. На левом фланге провансальцев трава в тот день примялась в одном направлении. Опытный латераль агонизировал, пропустив все или почти все атаки соперника через свою зону. Фаны "Велодрома", еще не отойдя от разгрома в Монако (1:6), мечтали четвертовать Эвра.

Даже партнер Эвра Грег Сертич лайкнул насмешливый пост
по поводу "мощной" игры Пэта против "Ренна"

Если провалы на футбольном поле подвинули Эвра на скамейку, открыв дорогу в стартовый состав безупречному Жордану Амави, то другая сторона дядюшки Пэта, его несносный эгоцентризм теперь положит конец любым отношениям с командой и, очевидно, футболом, в целом.

Самое интересное, что Патрис Эвра, постоянно конфликтующий с болельщиками в соцсетях, прекрасно понимал и осознавал возможные последствия своих действий. Игрок видел реакцию общественности под своими постами и видеороликами. На следующий день после поражения от "Ренна" Эвра, попавший под нещадный огонь критики, организовал раздачу еды бездомным на улицах Марселя. Безусловно, дело богоугодное, но, как справедливо заметили наиболее сдержанные болельщики, искренняя благотворительность делается тихо. А дешевый пиар на пакетах с едой от человека, зарабатывающего четверть миллиона евро в месяц, выглядел плохо организованной попыткой отвлечь внимание от бретонского позора.

Читайте также: "Марсель" отстранил Эвра за удар фаната своей команды ногой по голове

Сдается мне, Эвра и сам давно понял, что пора подыскивать хороший гвоздик для своих поношенных бутс. Однако просто так сойти с поезда он не мог – для непомерно раздутого эго футболиста неприемлемым было признать неизбежное поражение в битве с морщинами и сединой. Пэт сдал, но спокойный выход на пенсию – это не для него.

Эго: ключ ко всему

Прибытие Патриса в "Марсель" после трех замечательных сезонов в "Юве" изначально смахивало на попытку Биксанта Лизаразю заиграть здесь же на закате карьеры. История оказалась еще более болезненной, чем история Лиза, униженного в Кубке Лиги Бранко Бошковичем. Что сказал Эвра в интервью La Provence через несколько дней после подписания контракта с "Марселем"? "Я выбрал "Олимпик", потому что многие протестовали против этого... Мне нравится такого рода вызовы. Я такой и не изменюсь", – отметил тогда Пэт. Невозможно изменить человека, который всю жизнь щедро питал свое эго. Эвра всегда верил только в одну вещь в этом мире – в Эвра.

Возможно, без этой слепой веры в большую карьеру не было бы ни финала ЛЧ, ни золотых медалей в Италии и Англии. Патрис Эвра начинал карьеру как второразрядный форвард в итальянских "Марсала" и "Монца". Отвергнутый академиями ПСЖ и "Ренна" он погрузился в "болото" Серии С. Короче говоря, уроженец Дакара принадлежал к той категории нападающих, которые быстро уходят из спорта, не сумев проявить бомбардирского таланта.

Читайте также: Раймон Доменек: "То, что Эвра сделал в Португалии, — это настоящее самоубийство"

Еще один шанс игрок получил в "Ницце", выступавшей тогда во втором дивизионе. Дебют явно не задался: 13 ноября 2000 года его команда проиграла 2:7 в Шатору. Впоследствии Сандро Сальвиони предпочитал оставлять Патриса на скамейке или дома. "В первый раз, когда я встретил его, он пожал мне руку, даже не взглянув на меня. Он был надменным, до предела презрительным", – скажет потом итальянец, сыгравший в судьбе нашего героя решающую роль.

Будущий латераль "Монако", "Манчестер Юнайтед", "Ювентуса" и "Ле Бле" Эвра никогда не благодарил того, кто превратил его в защитника, дав тем самым путевку в большой футбол. Кажется, он напрочь забыл о своем втором рождении в Д2 на стадионе "Стад Франсис Ле Бле". "Когда тренер сказал мне идти на фланг обороны, я думал, что он шутит... Сегодня мне говорят о Лизаразю или Роберто Карлосе, но моим кумиром всегда был Ромарио", – как-то обмолвился Эвра.

Неуклюжий нападающий на глазах превратился в цепкого защитника, в настоящего воина. Позже Сальвиони описывает своего подопечного, как "скромного, уважительного, вежливого" мальчика. В 2002 году он стал лучшим левым защитником Лиги 2, а позже одним из главных героев "Монако" а-ля Дешам.

Эвра вышел на новый уровень и мгновенно раскрылось его второе "я", источавшее остроты по любому поводу. Общественно-политическая деятельность Лилиана Тюрама? "Недостаточно бродить в очках и шляпе, чтобы стать Малкольмом X".  "Арсенал" и его прекрасная игра? "Когда вы побеждаете, вы говорите, что хорошо сыграли, но здесь была битва одиннадцати мужиков против одиннадцати детей". Его возвращение в сборную в 2011 году? "Вот так вот, заменить Эвра не так-то просто...".

Читайте также: Чемпионат Франции. 12-й тур. "Марсель" крушит "Кан", "Лилль" борется за Бьелсу

Место этого защитника в стартовом составе "Ле Бле" никогда не было бесспорным, в отличие от позиций Абидаля или Лизаразю. При этом для "петушков" много более важна была не его производительность на поле, а его… характер воина и лидера. Он доминировал в раздевалке, снискав славу доброжелательного дяди для молодежи и прозвище "министр триколорных дел". На пресс-конференциях он выступал не хуже Стива Джобса.

На одной из них он с широкой улыбкой молвил: "Я люблю себя все время. Я никогда не стану критиковать себя. Пэт-2010 или Пэт-2014, я люблю их обоих".  Однако в течение последнего десятилетия он вынужден сосуществовать с двумя "Пэтами". С тем, которого уважали болельщики из Манчестера или Турина, замечательным воином и лидером раздевалки наравне с Фердинандом, Невиллом, Руни, Буффоном, Кьеллини и другими. И другим "Пэтом", игроком сборной, биографию которого навсегда пометил южноафриканский шрам.

Он взял много на себя в той роковой кампании ЧМ-2010. Получив капитанскую повязку "Ле Бле" от Доменека, Патрис стал инициатором забастовки команды против тренерского штаба после отчисления из сборной Анелька. Эвра считал, что страна должна быть ему благодарной за прощание с Раймоном, но удивляет в этой истории то, как Пэт, подбивший товарищей на бунт, сам проскочил между капель.

В новом поколении французов во главе с послушным "племянником" Полем Погба, для "дядюшки" нашлось место на родном фланге, не в последнюю очередь, из-за невысокой конкуренции на этой позиции. Он считал себя незаменимым и сумел в этом убедить всех. И все же Пэт со временем начал тускнеть, в то время как эго его продолжало расцветать. В результате футболист стал слишком старым и слабым, чтобы и дальше нести этот груз. Бросить его Эвра не мог, поэтому попросту был раздавлен собственным "я". Могло ли быть иначе?..

Эвра пытался ударить болельщика, но попал в себя. Сдав в спортивном плане, получив увольнительную от клуба и находясь в ожидании сурового наказания от УЕФА, Эвра совершил 100-процентный суицид.

"Любовь к футболке, уважение болельщиков, профессионализм. Многого требуем?"
Стоит ли говорить, кому адресован вопрос

Популярні новини