Матчи 3 тура чемпионата Франции проходили не в традиционном для Лиги 1 ритме пятница-воскресенье – три поединка были передвинуты на вторник-среду. Причиной этому послужило проведение саммита G7 в Биаррице. Безопасность властелинов мира потребовала скопления дополнительных сил, особенно на фоне недавних "желтых жилетов", и футболу пришлось подвинуться. Видимо, какие-то струны Вселенной были задеты – бабочка махнула крылом – поскольку вдруг первыми победами отметились сразу 5 команд: "Нант", "Бордо", "Брест", "Монпелье" и "Марсель"! И все по делу, вполне заслуженно. Были закрыты последние нули в столбике забитых и пропущенных, и ситуация в целом запутывается еще больше, что не может не радовать.
Вместе с тем, с началом чемпионата на новый виток пошла конфронтация фанатов и местных спортивных чиновников, особенно LFP. Там давняя история вражды, приведшая к абсолютному антагонизму сторон – что бы ни делали ранее Фредерик Тирье, а теперь Натали Буа де ля Тур, болельщики тут же выражают свое категорическое "фе".
К примеру, в прошлом сезоне доставалось LFP за почти повсеместный запрет на посещение матчей фанами гостей. Периодически подогревали настроения людей президенты и тренеры клубов, но и понять их можно – есть возможность поездить по стране с целью поддержать любимый клуб, а ее отбирают по непонятным до конца причинам. Дискриминация чистой воды!
Читайте также: Чемпионат Франции. 3-й тур. Первый гол Бенедетто, первая победа "Марселя"
Это только одна из тем, широко освещаемых в баннерной переписке и при помощи вокального искусства на стадионах. Французские фанаты отточили мастерство слога в своих растяжках так, что Ляфонтен бы позавидовал. И инструмент этот действенен, в первую очередь, потому что изображения неизбежно тиражируются повсюду. Как бы ни старались убрать из трансляции – соцсети и новостные ленты ведущих изданий мгновенно все показывают.
В заключительном матче тура "Ницца" принимала "Марсель" в рамках Лазурного дерби. Мало того, что дерби, так еще и дебют новых владельцев местного клуба, чопорных Рэтклифов. Все начиналось вполне благообразно, пока фанаты "Ниццы" не запели. Вначале они прошлись по марсельцам ("п..дики"), вынудив Тюрпена на 28-й минуте прервать матч в первый раз – диктор попросил зрителей прекратить использовать оскорбительные выражения. Пока арбитр разговаривал с капитанами, за воротами сползло вот то, что стоит на заглавной фото.
На растяжке написано: "Добро пожаловать, Ineos. Мы в Ницце тоже любим крутить педали". Слово pédale разукрасили в радужные цвета, цвета ЛГБТ, и не нужно знать французский, чтобы догадаться при чем тут велосипед. А вся красота игры слов открывается, когда узнаешь, что Рэтклиф весной купил британскую велокоманду "Team Sky" (теперь она зовется "Team Ineos"). Самое интересное, что Рэтклиф, в принципе, ни при чем, как, по большому счету, и гомофобия, но к этому мы вернемся.
Читайте также: "Ницца" – "Марсель": прогноз RMC (ничья дня)
"Мы не можем прерывать матч каждый раз, когда какие-то идиоты что-то делают. Иначе мы так никогда и не сыграем. Это абсурд"
Вилан Сиприен, игрок "Ниццы"
Тюрпена растяжки окончательно добили, и арбитр отправил команды в раздевалки минут на 10 (ушел только "Марсель")! Несколько игроков "Ниццы" побежали увещевать своих поклонников, но те и не думали сворачиваться, успев отправить даже несколько посланий "преступного" содержания.
Ранее в этом же туре "Брест" принимал "Реймс" (1:0), и на 53-й минуте арбитр останавливал матч из-за тех же гомофобных зарядов. Болельщики притихли лишь тогда, когда диктор припугнул прекращением игры.
"Невозможно запретить людям петь. Вместо этого они будут петь что-то еще, но если они раздражены, то продолжат. Если они хотят останавливать матчи за такое, они будут останавливать их каждые выходные"
Матиас Отре, капитан "Бреста"
В параллельном матче "Анже" громил "Метц" (3:0), а болельщики хозяев отличились шуткой ниже плинтуса. "Судья любит ч*** в заднице – гомофобно ли это для женщин?". Степень хамства фанатов умножает тот факт, что арбитром встречи была Стефани Фраппар. Та самая женщина-арбитр, которая работала на Суперкубке УЕФА и в финале женского чемпионата мира. Соединить гомофобию и сексизм в одном предложении – это виртуозный ход, который едва ли избежит наказания. Но, опять же, в данном случае Фраппар, как и Рэтклиф, стала заложницей чужой войны.
Читайте также: "Ницца" – "Марсель". Анонс и прогноз матча
Дело в том, что французскую лигу возглавляет Натали Буа де ля Тур, которая после мартовского Класико между ПСЖ и "Марселем" дала старт преследованию гомофобии на стадионах: "Гомофобия на трибунах? Я постоянно это слышу. Кажется, это уже стало частью фанатской культуры, но это не значит, что с этим нужно смириться".
А еще раньше эту тему подняла Роксана Марасиняню (пловчиха, чемпионка Европы и мира, а также призер Олимпийских игр), с 2018 года занимающая пост министра спорта Франции. "Если ФИФА останавливает игры из-за расистских выкриков, то почему нельзя делать то же самое, когда со стадиона доносятся гомофобные оскорбления? Надеюсь, все понимают необходимость принятия таких мер. Необходимо расширять сферу применения санкций и за расовую дискриминацию, и за гомофобию", – сказала, как отрезала.
Впрочем, на словах министр не остановилась и, заручившись поддержкой президента ФФФ Ноэля Ле Грэ, в Клэрфонтене лично попросила арбитров останавливать встречи каждый раз, когда происходит что-то подобное. А просьбу скрепила соответствующим указом. Ответка Роксане пришла в это воскресенье, когда ПСЖ принимал "Тулузу" (4:0). "Парк де Пренс" обратился к Марасиняню с двумя персональными приветами: "Аресты, гомофобия: чемпионат демагогии начался" и "Роксана, ты плывешь против течения".
И все это только начало.
***
Безусловно, определенные правила для фанатов должны существовать, прежде всего, в части, касающейся безопасности всех участников и зрителей футбольного матча. С другой стороны, нельзя игнорировать и общечеловеческие моральные принципы – откровенное свинство (да, и не только расизм или гомофобия), должно наказываться.
Как видим, французские болельщики, объединившись, готовы зайти достаточно далеко на тропе этой войны. Угрозу отмены матча вряд ли можно назвать надежным сдерживающим фактором, а вот факт осуществления угрозы может иметь весьма негативные последствия для футбола в стране, где буквально только что те же болельщики буянили, но не в цветах клуба, а в желтых жилетах.