Хижина дяди Томаса

1233 29.05 2013   18:05
Фото - bild.de

Они ушли почти одновременно. Алекс Фергюсон и Томас Шааф. Учитывая, сколько каждый из них проработал на своей должности – можно сказать без «почти», просто одновременно. У любителей футбола был отличный шанс сравнить и оценить. И, может быть, погрустить над судьбой одного из последних «футбольных романтиков» в топ-чемпионатах. Сэр Алекс покидал свой пост, завоевав юбилейное 20-е чемпионство для МЮ; покидал, увенчанный лаврами, оглушенный фанфарами и окуренный фимиамом. С Шаафом торопливо расстались, не дожидаясь даже конца чемпионата. (Или это он торопливо расстался? Официальная формулировка «расторжение контракта по обоюдному согласию» мало о чём говорит). Чемпионата, в котором «Вердер» занял самое низкое место за всё время работы этого тренера. Теперь уже бывшего тренера.

Да, потом, через пару дней, несколько подходящих слов всё-таки было сказано. В форме некоего «заочного диалога» между Томасом и болельщиками, болельщиками и Томасом, Томасом и командой. Наставник благодарил фанатов за поддержку и вспоминал о великих победах, одержанных в клубе. «Это было великолепное время». На последний матч сезона, в Нюрнберге, игроки «Вердера» вышли в футболках с надписью: «Спасибо, Шааф». Но даже к такому трогательному эпизоду примешивались горечь и раздражение: матч этот, не имевший никакого турнирного значения, бременцы проиграли. Опять. В том же самом расхлябанно-рыхлом стиле, которым был отмечен весь этот год Шаафа. Худший его год в «Вердере». Последний...

Последний из четырнадцати – напишет кто-нибудь, подсчитав время, проведённое герром Томасом на посту главного тренера. На самом деле цифры надо переставить. Не из четырнадцати, а из сорока одного. Далёким июньским днём 1972 года 11-летний мальчик, росший без рано умершего отца, пришёл записаться в футбольную секцию «Вердера». Так и началась история Шаафа в бременском клубе, прервавшаяся две недели назад. Первый профессиональный контракт, подписанный в семнадцать лет. Семнадцать сезонов на зеленых полях Германии – сначала в дубле, потом в первой команде. Выбор в пользу спортивного образования, обучение в знаменитой кёльнской школе тренеров. Ещё в 27 лет, вовсю играя за «Вердер», Шааф помогал тренировать юношескую команду, а после завершения карьеры начал работать с аматорами. И когда в мае 1999-го за плохие результаты был уволен Феликс Магат (знал бы тогда Томас, сколько раз ещё пересекутся в бундеслиге их пути!), руководство клуба логично предложило освободившуюся должность Шаафу. Тогда он ещё не носил знаменитых усов, но рассудительность и умения были уже те самые – фирменные, шаафовские. Проблемную команду нужно было спасать от вылета в Бундеслигу 2, а выход в финал кубка, оформленный ещё при Магате, в такой ситуации особо никого не радовал. Ведь соперником была сама «Бавария», с большим отрывом выигравшая салатницу и уверенно двигавшаяся к победе в ЛЧ.

В первых трёх матчах при новом наставнике «Вердер» одержал три победы и досрочно гарантировал сохранение места в высшем дивизионе. Самое интересное произошло уже после завершения чемпионата, 12 июня. «Бавария», по-видимому, была так подавлена сенсационным камбэком от Шерингэма и компании, что на финал кубка страны собраться как следует уже не смогла. Основное идополнительное время закончились вничью 1:1, а серию пенальти для Бремена выиграл Франк Рост. Сезон, до прихода Шаафа грозивший окончиться катастрофой, в итоге принёс трофей.

Всего таких важных трофеев за эпоху Томаса Шаафа будет пять. Самый ценный из них – конечно, выстраданная «серебряная салатница» 2004 года. Для Бремена то был как раз такой сезон, когда получается всё. Буквально всё. Попали в яблочко с двумя возрастными новичками: ветеран Райнке в воротах и Валерьен Исмаэль в центре обороны с ходу вписались в игру команды, такой надёжной защиты у «Вердера» не будет больше никогда. А впереди! Ещё не растолстевший до неприличия Айлтон. Ещё здоровый Иван Класнич. Ещё не уехавший на родину Жоан Мику, именно тогда отыгравший лучший сезон в карьере. Роскошная победа в Мюнхене над «Баварией» (3:1) официально сделавшая «Вердер» чемпионом страны. Завоевание кубка, на пути к которому бременцы едва не вылетели от скромных соседей из полулюбительского «Любека» - ещё раз показав, как тонка была грань между великим и смешным даже в те, «тучные» годы Томаса Шаафа...

И семь выходов на замену для нашего соотечественника, 34-летнего Виктора Скрипника. Он долго не играл, почти год пропустил из-за тяжелых травм, но успел внести лепту – пусть и скромную – в триумф «Вердера»-2004. Праздновал вместе во всеми и завершал карьеру как победитель. Пройдёт девять лет, и обозреватель 11Freunde Алекс Раак, подводя итоги неоднозначной эры Шаафа, на страницах журнала в своеобразном открытом письме от души скажет тренеру: «Большое спасибо». И подробно перечислит – за что. За титул, за победы, за Аилтона и Мику, за игры в Лиге чемпионов, «даже за Лион». Нам, украинцам, стоит, очевидно поблагодарить Шаафа за доверие к Максимову и Скрипнику. Именно при этом тренере первый стал обладателем кубка Германии, второй – золотого дубля.

...Упомянутая статья Раака была опубликована уже после ухода Шаафа. Уже ничего нельзя было вернуть, изменить, улучшить – оставалось только смотреть назад и подводить итоги. Годом ранее этот же автор писал в совсем другом ключе. Августовский материал 2012-го призывал смотреть в будущее с оптимизмом и поддерживал бременский «Projekt Neuanfang» - проект «Новое начало». Трансферная кампания, в результате которой «Вердер» покинула дюжина игроков (среди них заслуженные Налдо, Визе, Боровски, Марин... чуть раньше отбыл за океан Фрингс) казалась Рааку провозвестником новой эпохи. Теперь в клубе нет ни Шаафа, ни его многолетнего соратника Клауса Аллофса, ни Сократиса Папастатопулоса – одного из тех игроков, с кем болельщики и журналисты связывали будущее «Вердера». На 99% уходит де Брюйн – другой новобранец-2012, успевший хорошо себя зарекомендовать на берегах Везера. Печальный итог работы «поздних» Шаафа и Аллофса как раз в том и состоит: нечастые трансферные удачи оборачивались скорым расставанием, потому что с европейскими богачами «Вердер» (середняк бундеслиги по финансовым возможностям) бороться был не в силах никогда. Те же, кто задерживался в команде, рано или поздно либо растворялись в общей серости и нестабильности, либо и вовсе шли ко дну. Вы помните, что Мехмет Экичи года три назад считался одним из самых талантливых «проспектов» бундеслиги?!

Что-то надломилось. Что-то в один роковой момент пошло не так. Велик соблазн назвать такой «точкой бифуркации» памятный финал Кубка УЕФА – против кого играл «Вердер», вы помните. До этого момента тоже бывало разное, но всё-таки команда Шаафа была силой, с которой в Европе считались. Но после проигранного финала КУЕФА, после ухода Диего и завершения карьеры Бауманном «Вердер» попрощается и с еврокубковыми успехами. Ещё один шальной заход в группу ЛЧ, с плачевным результатом – и всё. А дальше команда попала в порочный круг, знакомый очень многим «разжалованным» коллективам: нет доходов от той же Лиги чемпионов – приходится сокращать затраты и перекраивать бюджет – нет возможности для топ-трансферов – ухудшаются спортивные результаты – см. пункт 1. Аллофс перед уходом в сытый и богатый «Вольфсбург» мрачно докладывал бременским акционерам о рекордных убытках за предыдущий финансовый год. 14 миллионов евро! Арсен Венгер, чьи тренерские проблемы в последние сезоны стали сильно напоминать о проблемах Шаафа, хотя бы удерживал свою команду в первой четвёрке.

Как раз когда «Вердер» вынужден был ограничить себя в средствах, и полезли наружу со страшной силой все, до тех пор терпимые, недостатки и слабости команды, вся ограниченность герра Томаса как тренера. Разве раньше мы не знали, что Шааф (сам в прошлом неплохой защитник – вот парадокс) не умеет наладить игру в обороне? Но раньше это как-то компенсировалось яркими личностями в атаке и потому казалось скорее симпатичной чертой, этаким «искренним футболом». Яркие личности с тех пор как-то повывелись, а ляпов в обороне меньше не стало.

А разве было для кого-то секретом, что «Вердер» не всегда психологически стабилен – проще говоря, пропустив один мяч, может развалиться с треском и грохотом? Вспомните игры против «Лиона» в плей-офф ЛЧ, когда Бремен был ещё ого-го. Но в нынешнем и прошлом сезонах крупных поражений стало недопустимо, непозволительно много, и подобный «искренний футбол» уже никого, кроме совсем уж хардкорных мазохистов, радовать не мог. Попытка Шаафа искусственно омолодить команду на фоне постоянных травм игроков основы никого обмануть не могла: Аффольтер, Фюллькруг, Хартерц, Ти, Тринкс, Трибулл... они попросту не потянули эту телегу.

И решение об уходе, принятое после долгих переговоров за закрытыми дверями, в такой ситуации выглядит логичным шагом. Не будем уж подчеркивать, что шаг этот нужно было сделать куда раньше. Томас Шааф уходит, предварительно вернувшись на ту самую точку, с которой когда-то стартовал. Как и 14 лет назад, он спас «Вердер» от вылета, выиграл борьбу за выживание. Со всем остальным будет разбираться Робин Дутт, выдернутый из уютного административного кресла в DFB. Тренер, чьи методы и философия настолько отличаются от методов и философии предшественника, насколько это вообще возможно. А значит, бременскую команду ждут большие перемены и потрясения. Возможно – очень болезненные.

Но «Вердеру» не привыкать.

Популярні новини