"Боруссия" (Д) – "Бавария". Разбор полетов

1816 25.11 2013   10:11
Фото - eurosport.ru

FootBoom.com разбирает матч 13-го тура бундеслиги между «Боруссией» (Дортмунд) и «Баварией» с тактической точки зрения. В материале использованы данные статистического портала squawka.com.

Перед матчем шансы Гвардиолы выглядели предпочтительнее. В первую очередь это было обусловлено его большей обоймой игроков. Вывод из строя ряда исполнителей (Рибери, Швайни, Шакири) не мешал наставнику «Рекордмайстера» варьировать тактику. Более того, он мог изменить и микротактику по ходу встречи, выпустив на замену сразу нескольких качественных игроков. Второстепенным, но не менее важным фактором, была игровая и физическая форма «Баварии». Мюнхенцы сейчас хороши! Серия из пяти побед в чемпионате - лучшее тому подтверждение.

Диспозиция Клоппа была не так ясна. Юрген был вынужден предстать перед мучительным выбором - менять ли схему игры и тем самым пытаться заново перенастроить тактику команды, нивелируя нынешние слабые места, либо же залатать дыры на скорую руку и сыграть с открытым забралом. В итоге Клопп выбрал второе и выставил двух несыгранных игроков в линию обороны.

Однако также кажется, что расчет тренера желто-чёрных был немного иным. Он хотел компенсировать недостатки своей команды в обороне за счет активных действий в прессинге (в первую очередь в подборе) и постоянного скоростного давления на соперника. Однако это был опасный ход. Фактически Юрген решил использовать самые сильные стороны в игре соперника. Ведь высокий коллективный прессинг и активная игра в борьбе за отскоки - это как раз удел «Баварии».

Но кое о чем помышлял и Гвардиола. С первых минут стало ясно, что Пеп акцентировал внимание своей команды на слабых местах соперника. Поэтому баварцы старались давать передачи в недодачу и на ход по центру, тем самым постоянно пробуя на прочность Фридриха и Папастопулоса. На левого защитника оказывал давление Мюллер. Это проявлялось в постоянных дуэлях и ускорениях Томаса в зоне ответственности Дурма. Критичными были и передачи за спину Гросскройцу. Игроки «Рекордмайстера» также были успешны в динамике. В первую очередь это стало возможным за счет их высоких индивидуальных качеств (в основном дриблинга «на клочке»), а также игры в зонах между соперниками.

Вертикальный перевод мяча стал ещё одним грозным оружием гостей. Как правило, подобные трюки баварцы затевали во время перевода мяча с фланга на фланг. Типичной была атака с дальним забросом на Роббена, который находился вдали от зоны игровых действий. При этом во время приема мяча голландцу часто удавалось выходить из-под опеки соперника. Это приводило к печальным последствиям, а именно к тому, что Роббен мог почти беспрепятственно входить в штрафную и уже там пасовать. Обычно такие передачи прерывались на последнем рубеже. Однако такая игра изматывала соперника. В первую очередь это происходило из-за важности резких включений в эпизод на рывке и предельной концентрации. То есть это истощало желто-черных как морально, так и физически...

Следует отметить, что Роббен чаще всего действовал без помощи партнеров. Алаба редко совершал высокие подключения и в целом был пассивен в атакующих действиях. Такую манеру игры швейцарца можно объяснить желанием Гвардиолы обезопасить себя от резких ускорений Кубы в быстрых атаках. Также подобные действия Алабы были обусловлены характером прессинга гостей. Ведь за счет его присутствия в центре происходило насыщение квадратов на левом фланге и ситуативное перекрытие локальных зон для вывода мяча.

Классно действовал и Лам. Опорный полузащитник «Баварии» успешно продвигался по вертикали атаки, постоянно комбинируя с партнерами. Высокая стартовая скорость и хорошая техника ведения помогали ему избегать прессинга со стороны соперника и разгонять атаки своей команды из глубины. В случае давления оппонентов в локальную зону к Ламу смещался Кроос. Такие действия помогали выйти из-под прессинга без потери в частоте атаки.

Не менее интересными были функции Мартинеса. Испанец ситуативно играл две роли. Первая – опорный полузащитник «волнорез», вторая - атакующий хав, нацеленный на активный прессинг и создание силового давления на соперника. Обе тенденции были более чем успешны. Так, с помощью активного прессинга соперника Мартинесу удавалось тормозить темп атак и оказывать давление на более уязвимого к прессингу Бендера. А его успешные действия в игре в пас помогали продолжать владение и разворачивать атаки команды по диагонали. В целом до замен именно Лам и Мартинес были важнейшими игроками при построении атак и разгоне комбинаций в центральной зоне. Выкладки с передачами, которые приведены выше - лучшее тому подтверждение.

Ключевыми стали баварские замены в конце первой трети второго тайма. После выхода Гетце и Алькантары Гвардиоле удалось перестроить игру и немного перенастроить микротактику. Это проявлялось в увеличении частоты комбинаций, создании преимущества на локальных участках правой половины соперника и частых комбинациях «тройками». Расширил спектр действий и Роббен. В последней трети матча Арьен стал чаще менять позицию, усложняя сопернику задачу по своей нейтрализации.

Появление Гетце также сигнализировало о переходе от игры с таранным форвардом к игре с «фальшивой девяткой». Это, в свою очередь, означало более вариативные действия в атаке, постоянные открывания в зоне инсайдов Мюллера и Роббена, а также присутствие большого числа игроков в чужой штрафной и неясный до последнего момента адресат финальной передачи под удар. Появились и любимые Гвардиолой передачи "в недодачу" и пасы вдоль линии штрафной.

Но наиболее критичным стало фирменное ускорение игры за счет высокой частоты передач. Именно оно окончательно добило несыгранную и уставшую к тому моменту оборону Дортмунда. Позиционные ошибки и неудачные действия в борьбе привели к первому и третьему голу. Второй гол стал следствием неслаженности действий при организации желто-черными прессинга и перестроениях после потери мяча.

Был ли у Дортмунда шанс на отыгрыш или победу? Пожалуй, нет. И дело тут не в действиях после пропущенного мяча, а в изначальном качестве игры исполнителей группы атаки. Да, желто-черным эпизодично удавался быстрый переход в атаку. Моментами они удачно держали мяч и доводили до штрафной динамичные атаки. По-прежнему была высокой точность передач Левандовски (61%), а его ложные смещения давали определенный эффект разреженности в опорной зоне у соперника.

Однако в завершающей стадии все было намного хуже. Это проявлялось в частых ситуациях «один в два», а то и «один в три». Естественно, коллективная опека со стороны соперника и недостаток времени и пространства не давали шанса игрокам Дортмунда на успешное завершение комбинаций. Отсутствовала и вариативность при обострениях из глубины, которую обычно создавали Хуммельс и Суботич. Все это отразилось на низком количестве ударов и слабой их реализации. За матч игроки «Боруссии» нанесли 7 ударов по воротам соперника (6 из них из пределов чужой штрафной), 4 из них пришлись в створ, но ни один не стал голевым. Примечательно, что Левандовски нанес всего лишь один неточный удар.

*****

В завершение хочется отметить, что игра была проиграна хозяевами ещё до её начала. Роковой стала ошибка Клоппа сыграть с соперником "в его игру", что, естественно, ни к чему хорошему не привело. Важными факторами поражения стали физическая и психологическая усталость желто-черных, а также слабая сыгранность центральных защитников и неповоротливость Гросскройца. Победу «Баварии» также предопределили удачные замены Гвардиолы во втором тайме.

"Боруссия" (Д) - "Бавария" 0:3. Возвращение джедая

"Боруссия" (Д) - "Бавария" 0:3. Видео. Гётце забивает на "Вестфалене"

Популярні новини