Рой Макай: отказ ван Гаалу, знаменитый гол в Лиге чемпионов и причины ухода из "Баварии"

3363 25.01 2021   20:55
Фото - Денис Руденко, FootBoom

Бывший нападающий сборной Нидерландов и "Баварии" Рой Макай в интервью "FourFourTwo" рассказал о своей карьере.

- Везде пишут, что твое полное имя Рюдольфюс Антониюс Макай. Почему тебя зовут Рой?

- На самом деле это неправильная информация. Рой - это мое настоящие имя, а все остальные - вторые имена. Не верите? Можете посмотреть в мой паспорт (смеется). Не знаю, почему этот бред стал фактом. При рождении родители дали мне имя - Рой Рюдольфюс Антониюс Макай. Рюдольфюс и Антониюс - это имена моих дедушек.

- Во время выступлений за "Витесс" ты отказался от перехода к Луи ван Гаалу в "Аякс", в состав действующего победителя Лиги чемпионов. Почему?

- Люди говорили, что я - сумасшедший. Мне было всего 20, я поиграл лишь два сезона на взрослом уровне.

Ван Гаал зашел ко мне домой, чтобы обсудить возможность трансфера. Было немного пугающе видеть его в качестве гостя у себя дома (смеется). Но, знаете, мы действительно мило поболтали, хоть по итогу ничего не сложилось. Чутье мне подсказало, что лучше остаться в "Витессе". Совсем не сожалею о таком выборе.

Ван Гаал не ожидал, такого ответа. Я позвонил ему через несколько дней - Луи это решение не понравилось, и он с горяча сказал, что, возможно, мне больше никогда не представится такая возможность. Вокруг все считали аналогично. Однако спустя некоторое время Ван Гаал стал моим тренером в сборной - мы все же поработали, а критики и сам тренер оказались неправы.

- Ты стал представителем отличного поколения нидерландских форвардов: Бергкамп, Клюйверт, Хассельбайнк, ван Хойдонк, ван Нистелрой. Такая конкуренция осложняла жизнь?

- Да, иногда эта конкуренция разочаровывала, ведь у нас было столько крутых нападающих, а национальная команда играла по тактике лишь с одним. Я сыграл в 43 поединках за сборную, и больше половины из них повел на правом фланге.

Сейчас же в сборной не хватает первоклассных нападающих... Вновь складывается не самая приятная ситуация.

- Кто был лучшим нидерландским форвардом тех времен?

- Деннис Бергкамп! Он не был классической "девяткой", он - фантастический нападающий со всех сторон. Трудно объяснить словами, насколько он был хорош. Ему удавалось "волшебным образом" управлять мячами на тренировке, словно не было никого вокруг. Думаю, для многих игроков этого амплуа он стал примером.

- Почему ты перебрался в "Тенерифе" в 1997 году, хотя интерес к тебе также был и со стороны более топовых клубов?

- Тогда они вышли в полуфинал Кубка УЕФА и казались клубом, двигающимся в правильном направлении. Увы, но ничего у них не вышло - в моем первом сезоне мы чуть не вылетели. Год спустя это все же произошло, хотя мне удалось забить 14 голов и заслужить переход в "Депортиво".

- В сезоне 1998/1999 "Депортиво" финишировал шестым в Ла Лиге. Кто-либо ожидал, что уже в следующем году вас ждут чемпионские медали?

- Нашей целью было лишь выйти в Лигу чемпионов - у нас было хорошее предчувствие, что с этим мы справимся. О победе в Ла Лиге никто и не задумывался.

Все очень удачно совпало по итогу. У нас было мало потерь из-за травм, а в домашних матчах мы были непобедимы. К тому же и "Барселона", и "Реал" выдали просто ужасный сезон. Когда подобное происходит - нужно быть всегда готовыми и зацепиться за такой шанс.

Несмотря на все "совпадения", мы действительно заслужили те золотые медали - команда была на высоте.

- Ты был весьма эффективен в паре с Джалминьей, который однажды ударил головой главного тренера команды Хавьера Ирурету. Каким он был в жизни?

- Он мог быть абсолютным гением на поле - в любой момент находил партнеров передачей и забивал потрясающие голы, в том числе со штрафных, а иногда хватал карточки на ровном месте. В этом был весь Джалминья.

То, что произошло между ним и Ируретой - очень плохой поступок. Все игроки присутствовали и были свидетелями этой ситуации. В его адрес прозвучали резкие слова, но каждый игрок должен осознавать, что является частью команды и должен оставлять подобное без действий.

(В 2002 году во время товарищеского матча Джалминья поссорился с главным тренером команды Хавьером Ируретой и даже ударил его головой. На следующий день он извинился перед игроками команды, которые пытались его успокоить, и которых он отталкивал. Но перед Ирурутой он отказался извиняться. Сам тренер заявил, что Джалминья извинился перед ним в личной беседе. Уже после завершения карьеры, бразилец сказал, что не сожалеет об ударе, и что тренер оскорбил его, а все должны нести ответственность за свои поступки, - прим. авт.)

- Ты выиграл "Золотую бутсу" в своем последнем сезоне в "Депортиво". Было ли это идеальным способом попрощаться?

- Думаю, да. В том сезоне провел все матчи Ла Лиги и забил 29 голов. Это было невероятно, ведь никогда даже и не ожидал, что смогу добиться подобного в карьере. Особенное чувство - стать четвертым нидерландцем, выигравшем этот трофей. Марко ван Бастен, Вим Кифт и Кес Кист - и мое имя стало рядом. Я все еще остаюсь последним нидерландцем, которому удалось выиграть этот трофей.

Кстати, именно "Золотая бутса" позволила мне ощутить, что готов сделать следующий шаг в карьере - перейти в один из топ-клубов Европы.

- Твой переход стал одним из рекордных на ту пору для "Баварии" - 18,75 млн. евро. Почти сразу начал оправдывать все потраченные финансы. Быстро ощутил себя комфортно в Бундеслиге?

- "Бавария" все хорошо изучила, словно сделала на пять баллов свое домашнее задание. Они почувствовали, что я являюсь одним из тех нападающих, которые могут "выстрелить". Мог как забивать и находить пространство за спинами защитников, так и отвлекать внимание обороны на себя. В прессе часто обсуждали, стоит ли Макай этих денег. Но в клубе никогда не давили на меня - за это отплачивал голами.

- Ты пользовался большим успехом у фанатов, которые называли тебя "Фантом" и "Голевая машина".

- Было и такое. Правда, пресса иногда коверкала мое прозвище "Фантом", переворачивая все с ног на голову - они задавались вопросом: играл ли я вообще в матче...

Мои отношения с фанами были шикарными, с теплом вспоминаю то время. Я любил болельщиков, но самым важным для меня было то, что думали обо мне главный тренер и мои партнеры по команде.

- Ты забил самый быстрый гол в Лиге чемпионов. В 2007 году на 10,12 секунде домашней игры с "Реалом" смог положить мяч в ворота соперника. Как это возможно?

- Матч был очень важен для нас, ведь решалась судьба выхода в 1/4 финала. "Реал" тогда выиграл в первом матче со счетом 3:2, поэтому важно было оказать серьезное давление на них с первых минут.

Роберто Карлос нанес неудачный удар, и Хасан Салихамиджич подобрал мяч. Затем мне удалось забежать между Серхио Рамосом и Иваном Хельгерой, так что у меня появилась возможность нанести удар по воротам. Оставалось лишь, чтобы Хасан смог выдать передачу. Все вышло шикарно - я завершил эпизод точным ударом в угол. Не было времени даже осознать значимость гола для меня лично - так быстро все произошло.

В 2011 году "Валенсия" также забила очень быстрый гол (10,96 секунды, ). Мои сын и дочь написали мне смс: "Жонас побил твой рекорд!". Когда пришел домой, то просмотрел оба гола на разделенном экране, чтобы увидеть, кто быстрее. Мой мяч попал в сетку немного быстрее, так что дети остались счастливы.

Надеюсь, еще долго никто не сможет повторить подобного!

- Ты три года поработал под руководством Магата в "Баварии". Предлагал ли он когда-нибудь лечить травму сыром, как он советовал это ребятам в "Фулхэме"?

- Нет, в работе с Феликсом не было ничего необычного. Единственное, на что я тогда клал сыр - это бутерброды!

Его тренировки были намного тяжелее, чем мы привыкли при работе с другими специалистами. Но у меня с ним всегда шло по маслу, до сих пор остаемся в хороших отношениях. Под руководством Магата мы стали первой командой, сделавшей два раза подряд "Золотой дубль". Позже он показал, насколько хорош в своем деле, сделав чемпионами и "Вольфсбург".

- Тебе удалось поработать со многими топ-тренерами: Хиддинк, Хитцфельд, ван Гаал, Райкаард, Адвокат... Кто был лучшим?

- Оттмар Хитцфельд. Хоть никогда и не выигрывал с ним трофеи в "Баварии", но он был отличным тренером. Мне нравилось, как он обращался с игроками. Ему удавалось находить подход: когда нужно - пнул бы вас ногой под зад, когда нужно - мог обнять и утешить. Он умел понимать людей и взаимодействовать с ними.

- Ты забил за "Баварию" 102 гола. Почему решил уйти?

- В моем последнем сезоне "Бавария" финишировала на четвертом месте. Знал, что клуб собирается обновлять состав. К нам приехали Лука Тони, Мирослав Клозе и Лукаш Подольски.

В "Баварии" никогда не настаивали на моем уходе, но я прекрасно осознавал, что будут играть другие ребята. Возвращение в Нидерланды привлекло меня, ведь не играл дома более 10 лет. "Бавария" поступила в отношении ко мне очень уважительно. У клуба были более выгодные предложения по моему трансферу, но они согласились отпустить меня в "Фейеноорд".

- Хет-трик в ворота "Херенвена" - идеальный финальный аккорд перед уходом?

- О том, что это будет моя последняя игра, я еще ранее заявил на пресс-конференции. Марио Бен, тогдашний наставник "Фейеноорда", спросил меня, сколько минут я хочу провести на поле, ведь завершающие карьеру футболисты часто уходят в разы раньше финального свистка, чтобы получить индивидуальный шанс попрощаться с болельщиками. Сказал, что дам сигнал.

Решил, что стоит покинуть поле на 75-й минуте - после моего третьего гола в матче. Так вышло, что мой последний удар в карьере оказался результативным. Очень горд таким прощанием!

Популярні новини