В центре внимания: "Аякс"

3607 22.12 2012   12:18
Фото - uefa.com

Несколько лет назад топ-менеджмент «Аякса» принял решение сменить курс развития, в результате чего целому ряду игроков из звездной команды Луи ван Гаала были предложены разнообразные посты в структуре клуба. Франк де Бур и товарищи пытаются построить новый «Аякс» как на поле, так и вне его.

Ни для кого не секрет, что «дело Босмана» в первую очередь ударило по долгосрочным перспективам таких команд, как «Аякс». Последние два десятка лет «Аяксиды» прощались со своими лучшими игроками задолго до того, как те достигали пика игровой формы. Нынешний технический директор клуба Марк Овермарс был одним из тех, кто решил пойти иным путем. Нет, от продажи футболистов в более именитые клубы никто не отказывался - просто в Амстердаме решили последовать примеру того же «Порту» и отпускать игроков лишь тогда, когда они уже полностью реализовали себя в рамках того проекта, который строит Франк де Бур.

Взглянув на финансовую отчетность «Аякса», станет ясно, что главной проблемой для клуба в последние годы была не только продажа игроков (иногда за копейки), а удручающая ситуация с телетрансляциями. В те сезоны, когда «Аяксиды» оставались за бортом группового турнира Лиги чемпионов, их прибыль от телетрансляций падала с обычных 16-20 млн. до 6-9 млн. евро. Это можно объяснить тем, что трансляции Эредивизии котируются значительно ниже матчей топ-чемпионатов и приносят крохи каждому из голландских клубов. Главные составляющие бюджета команды из Амстердама - прибыль от продаж билетов, атрибутики, напитков, еды и тому подобного в дни матчей, а также спонсорские и рекламные соглашения.

За последние двенадцать лет трансферное сальдо «Аякса» шесть раз было выше десяти миллионов, в остальном же были либо минимальные убытки, либо совсем небольшая прибыль. Это, казалось бы, хороший результат, но если амстердамский клуб не зарабатывал денег на трансферах и при этом не выступал в групповом турнире Лиги чемпионов, то его бюджет сокращался примерно на треть.

Чрезмерные траты на зарплаты и трансферы привели к тому, что в 2012 году клуб погряз в долгах. Официально сумма долга не разглашается. Но, к примеру, убытки за 2010 год составили 22.9 млн. евро, а это наибольшая сумма за последние семь лет. Спасительной соломинкой для клуба и его нового руководства, которое в очередной раз сменилось летом 2011-го, являются матчи Лиги чемпионов. Учитывая высокие рейтинги трансляций игр с участием «Реала», «Боруссии» и «Манчестер Сити», менеджменту «Аяксидов» можно немного передохнуть и перекрыть часть долгов за счет поступлений от УЕФА (к слову, эту же процедуру финансовые менеджеры «Аякса» проворачивали и в прошлом году).

Де Бур, пожалуй, идеальный наставник для нынешнего «Аякса». Ведь Франк как никто другой понимает, что сейчас следует забыть о больших трансферных тратах и сосредоточиться на воспитанниках клубной академии, а также молодых проспектах, которых скауты амстердамского клуба присмотрели в других клубах за небольшие деньги. Приоритетом для де Бура, безусловно, является построение команды. Своей команды, с нужными ему игроками, которые не покинут клуб по первому мановению кредитной карточки одного из английских менеджеров или итальянских спортивных директоров.

***

Игровые идеи де Бура берут начало в том классическом «Аяксе» 70-х Михелса и середины 90-х ван Гаала. Тотальный футбол – ни больше, ни меньше. Но, несмотря на это, излюбленной игровой формацией тренера «Аяксидов» является не 4-3-3, а 4-1-4-1.

Вермеера сложно назвать вратарем-либеро, ибо выходы за пределы штрафной, подстраховка защитников или навесные передачи на половину поля соперника - не его конёк. Кеннет действует очень аккуратно, потому большая часть его передач адресована Альдервейрельду и Мойсандеру.

Центрбеки «Аякса» чаще всего пасуют мяч на фланг крайним защитникам: Альдервейрельд – ван Рейну, а Мойсандер - Блинду. Рикардо, как правило, получает мяч сразу после того как переходит на чужую половину поля. Дэйли же запросто может сместиться на позицию левого вингера и уже там, вблизи штрафной оппонента, принять мяч. Крайние защитники команды де Бура действуют по-разному. Ван Рейн - это классический универсал, который действует строго по бровке, лишь иногда смещаясь в зону инсайда. Рикардо нацелен на то, чтобы выполнить проход по флангу, а после - навесить в штрафную. Если же правый защитник красно-белых действует без мяча, на подборах, то он может удивить соперника, к примеру, тем, что, овладев мячом, не станет отдавать передачу, а пробьет с острого угла. Блинд - игрок далеко не такой предсказуемый. Дэйли в любой момент может сместиться с фланга в центр на позицию «десятки», принять передачу, сыграть в стеночку с партнером и завершить атаку ударом, переместившись на позицию центрфорварда. Блинд постоянно взаимодействует с левым полузащитником, ведь Бабель (либо Буррихтер) делает много черновой работы (уводит крайнего защитника, забегает в офсайд и якобы открываясь под пас) для того чтобы подключения Дэйли были эффективны.

Центральные полузащитники «Аякса» выдвинуты вперед и располагаются на одной линии с вингерами. Левый центральный полузащитник Эриксен (либо Шёне), получив мяч, чаще пасует, а не бьёт. Кристиан может поменяться местами - но не ролями - с Бабелем. При этом Эриксен может сместиться ближе к флангу или на фланг, если Блинд не выполнил рывок, и будет комбинировать с партнерами. А Райан, хоть и будет играть на позиции центрального полузащитника, в первую очередь будет ориентирован на то, чтобы принять передачу, пойти в обводку, а после - пробить по воротам.

Правый центральный полузащитник де Йонг не ограничивается лишь комбинационной игрой. Сим зачастую атакует вторым темпом. То есть сначала он комбинирует с партнерами, отвлекает внимание опорных полузащитников соперника, а после - врывается в чужую штрафную, если там есть свободные зоны. Перед таким смещением капитана его партнеры, которые находятся в штрафной, начинают быстро перемещаться и сбивать с толку оппонентов, которые, как правило, не успевают уследить за рывками «Аяксидов» и оставляют свободные зоны, куда и врывается де Йонг.

По задумке де Бура вингеры его команды очень мало времени проводят на флангах, а чаще всего смещаются в центр, в зону инсайда. Буррихтер (Бабель) и Хусен (Сана) могут запросто сместиться на позицию финишера. Это может произойти в том случае, если центрфорвард попробует увести защитников, освободив зону перед воротами. После этого крайним полузащитникам только и остается переиграть визави на фланге с помощью обводки и выйти на ударную позицию. Следует отметить, что из всех вингеров у Буррихтера лучше всего поставлен удар, Сана лучше всего координирован, а Хусен великолепно действует без мяча и может вовремя обыграться с партнерами.

Интересно, что де Бур построил игру своей команды так, что на позиции форварда в любой момент может оказаться практически каждый из игроков группы атаки, за вычетом центрбеков и опорного полузащитника. Следует упомянуть и то, что тренер «Аякса» постоянно меняет стартовый состав, и на позиции номинального центрфорварда могут играть Эриксен, Фишер, Буррихтер или кто-то ещё. В обозримом будущем это место наверняка застолбит за собой Виктор Фишер. Воспитанник академии «Де Тукомст» прекрасно организован, подкован тактически, что немаловажно для игры с частой сменой позиций, у него хорошо поставлен удар, и он отлично работает с мячом на скорости. Его конёк – прием мяча, короткий рывок и удар с ходу.

Подопечные де Бура чаще всего преодолевают редуты соперника с помощью коротких передач. Диагонали Альдервейрельд и партнеры в основном используют в тех ситуациях, когда нужно перевести мяч с центральной зоны на фланг. Игроки «Аякса» охотно идут в обыгрыш и с помощью рывков, обводок и финтов могут оставить оппонента не у дел. При выполнении финтов и обманных движений игроки красно-белых нередко теряют мяч. Это можно объяснить неопытностью большинства футболистов. Если все зоны перекрыты, то подопечные де Бура в последнюю очередь будут пасовать назад, а сперва постараются выполнить поперечную передачу.

Большинство атак «Аякса» имеет следующий алгоритм – центр-фланг-центр. После того как мяч оказался на фланге, подопечные де Бура стараются завершить атаку в три действия – две передачи и удар. Де Йонг и партнёры чаще всего пасуют в свободные зоны или туда, где у оппонента нет численного преимущества. Полузащитники «Аякса» могут выполнить заброс черпачком на форварда, но опять же передача будет выполнена лишь в том случае, если, скажем, Фишер будет иметь достаточно игрового пространства, чтобы использовать свое преимущество в технике и скорости, а риск вступить в заведомо проигрышную силовую борьбу будет минимальным.

В чужую штрафную редко смещается больше трех футболистов «Аякса» (стандарты не в счёт). Подопечные де Бура предпочитают завершать комбинации быстро, без перепасовок в штрафной площади. Когда игрок, овладевший мячом, не может пробить в касание, следует скидка за пределы штрафной под удар. Чаще всего оттуда бьют центральные полузащитники.

При развитии позиционных атак игроки красно-белых могут запросто создать ситуацию «четыре в пять». То есть на одной линии с четвёркой защитников соперника окажется сразу пять (!) игроков «Аякса». Такой приём подопечные де Бура используют довольно часто. В ином варианте футболисты красно-белых создают ситуацию «четыре в три», то есть вингеры и центрфорвард смещаются на одну линию с защитниками оппонента. При этом центральные полузащитники отвлекают опорников соперника.

Главная головная боль наставника команды из Амстердама - быстрый выход из обороны в атаку. Игроки «Аякса» допускают банальные ошибки: либо делают неточные навесные передачи за центр поля, либо кто-то пытается в одиночку совершить проход со своей половины поля к воротам соперника. Если же красно-белые пытаются выйти из обороны посредством средних передач в свободные зоны, то и тут их настигает неудача, ибо очень часто кто-то из молодых игроков (Сана, Фишер) начинает передерживать мяч или идти в неоправданный обыгрыш.

Подопечные де Бура разыгрывают угловые и штрафные в похожей манере - в штрафной находится пять игроков, при этом один из них отвлекает внимание и перемещается вдоль вратарской, а четверо в эту самую вратарскую набегают. Таким образом, игроки «Аякса» имеют сразу четыре варианта развития атаки, а оппонент вынужден следить за большой группой игроков. При стандартах в чужой штрафной, как правило, присутствуют оба центрбека и де Йонг. Если же «Аяксиды» вбрасывают аут, то и тут они не изменяют своей манере игры, и стараются адресовать мяч игроку, которому противостоит всего один оппонент. Игроку, которого можно обыграть, после чего отдать пас или пробить по воротам.

Во время розыгрыша соперником угловых все игроки «Аякса» присутствуют в штрафной. При этом один игрок находится на штанге, двое - во вратарской, пятеро - в районе одиннадцатиметровой отметки, а еще двое - ближе к углам штрафной. Когда соперник разыгрывает штрафные по центру, то те, кто не задействован в стенке, выстраиваются в линию, перекрывая зоны перед входом в штрафную. При штрафных на фланге «Аяксиды» всей командой перекрывают зоны в центре штрафной и во вратарской. При аутах у своих ворот подопечные де Бура не всегда создают численное преимущество, а предпочитают отбирать мяч за счет индивидуальных действий, создав ситуацию «один в один».

После потери мяча во время позиционных атак своей команды, первыми в отбор вступают крайки. В это же время центрхавы перемещаются ниже и вместе с опорником и центрбеками стараются перекрыть все зоны в центре. Если соперник затягивает с развитием контратаки и пробует сыграть через фланги, подопечные де Бура стараются создать численное преимущество в игровой зоне (4х3) и коллективно отобрать мяч.

Центрфорвард и правый вингер активно прессингуют своих оппонентов во время розыгрыша соперником позиционных атак. Левый вингер вступает в отбор в центре поля, и зачастую ему помогает левый центральный полузащитник.

Если Блинд/ван Рейн не успевает вернуться в оборону, то его зону страхует один из центрбеков, а в центр обороны опускается опорный полузащитник. Иногда Мойсандер и Поульсен могут поменяться позициями, при этом Кристиан будет действовать как центрбек, а Никлас - как «волнорез». Когда соперник переходит в позиционную атаку, на одну линию к опорнику может опуститься кто-то из центрхавов. Следует отметить, что тот, кто оказался на позиции опорного полузащитника, зачастую вступает в силовую борьбу с соперниками в тех ситуациях, когда кипер оппонента адресует навесную передачу на половину поля «Аякса».

Во время розыгрыша соперником позиционных атак Поульсен может опуститься на одну линию к защитникам. При этом центрхавы будут перекрывать зоны перед штрафной. Подопечные де Бура обычно выстраивают две линии обороны перед воротами, часто допуская разрывы между линиями, и этим охотно пользуются соперники. На флангах игроки «Аякса» зачастую создают ситуации «два в один» или «два в два».

К сожалению, де Буру пока не удалось поставить команде игру в обороне. Ведь игроки красно-белых могут ошибиться при создании положения "вне игры", особенно когда дело касается навесных передач из глубины за спины защитникам. Блинд грешит тем, что не успевает вовремя вернуться в оборону, а Бабель зачастую попросту не знает, как играть против оппонента и не всегда успевает подстраховать партнера. Если же соперник решит разыграть «веерную атаку», то в этом случае подопечные де Бура могут допустить целый ряд ошибок - начиная с того, что дадут оппоненту пробить из центральной зоны и заканчивая тем, что просто уступят оппоненту в скорости, выключившись после этого из борьбы и статично наблюдая за происходящим. Кроме этого, Мойсандер и Альдервейрельд могут проиграть сопернику микродуэль. Особенно велик риск, когда центрбеки играют против футболистов, которые могут прикрыть мяч корпусом. Последней проблемой является быстрый переход из атаки в оборону, а точнее - неэффективный отбор мяча. Матчи с «Реалом» наглядно демонстрируют то, что при розыгрыше соперником контратак игроки «Аякса» часто допускают позиционные ошибки, неоправданно прессингуют одного врага большим количеством игроков и не успевают перестроиться.

***

Безусловно, сейчас главной проблемой де Бура являются действия в обороне. Наверняка наставник «Аякса» уделит этому львиную долю времени, не забывая при этом и об атакующей игре. Игре яркой и интересной, ведь ни одна из команд Лиги чемпионов и близко не действовала в подобном стиле. Стиле родом из далеких семидесятых, родоначальником которого по праву считается Ринус Михелс.

Популярні новини