Висенте Дель Боске: "Сборная Испании — моя последняя команда"

1434 16.04 2013   11:09

Лучший тренер мира по версии ФИФА, наставник игроков сборной Испании — действующих чемпионов мира и Европы — раскрыл «Известиям» феномен «красной фурии»

Висенте дель Боске — единственный футбольный тренер на планете, который выигрывал со своими командами чемпионат мира (2010), чемпионат Европы (2012, со сборной Испании) и Лигу чемпионов (2000 и 2002, с мадридским «Реалом»).

Нынешний наставник «красной фурии», как называют в Испании свою знаменитую сборную — рекордсмен среди испанских тренеров всех времен по количеству матчей, проведенных с национальной командой. За пять лет работы под руководством дель Боске сборная страны провела 70 встреч, в которых одержала 58 побед, шесть раз сыграла вничью и столько же проиграла.

В феврале 2011 года король Испании Хуан Карлос I пожаловал дель Боске титул маркиза. С тех пор слово «дон», употребляемое перед именем самого легендарного тренера Испании, стало не просто формой уважительного обращения к нему, но обязательным дворянским атрибутом фамилии. Хотя демократичный дель Боске не придает этим протокольным условностям большого значения — в чем лично убедился корреспондент «Известий», побывав в офисе главного тренера испанской сборной в пригороде Мадрида Лас-Росас.

— Глядя на то, как вы работали с мадридским «Реалом» и как сейчас работаете со сборной, складывается впечатление, что ваш главный принцип — не мешать футболистам: они сами сделают всё что нужно и вырвут победу.

— Вот как? (Улыбается.) Давайте по порядку. Я, честно говоря, когда закончил выступать за Мадрид, как игрок «отслужив» лет 18, и не думал посвящать себя миру профессионального футбола. Работал с молодежными командами «Реала», обучая ребят, подающих надежды. Но все же потом стал тренером профессионального клуба. Если складывается такое впечатление, как вы сказали… Значит, неплохо получается. Я ведь исхожу из того, что и как игрок может показать на поле, в команде. С этим набором умений — как с набором инструментов — и работаю. Ну, а кроме того, тренер обязан быть своим человеком в раздевалке, не чужим среди футболистов, дружить с ними. Можно сказать, что стараюсь не мешать. Но при этом решения принимаю я, и доводить их до игроков обязан тоже я. И настаивать на их исполнении. По-другому нельзя.

— Весь мир прекрасно знает, как играет испанская сборная. Почему же тогда никто не может ее превзойти?

— Да, мы действуем в одной и той же манере, в одном и том же стиле уже несколько лет и не меняем его. А зачем, если он приносит победу? Конечно, существует много вариантов и схем движений в футболе, и мы умеем играть по-иному. Но я прежде всего учитываю способности игрока, с которым работаю, а не переучиваю его. В последние годы почти всю нашу молодежь настраивают играть именно так, как это делает первая сборная — посмотрите на команды 17-, 19- и 21-летних.

— Ваш контракт со сборной истекает в 2014 году, сразу после чемпионата мира в Бразилии. Вы решили поставить точку? Думаете, что, выиграв второй ЧМ, не сможете взять третий?

— Мы еще не отобрались на мундиаль и только должны туда квалифицироваться. Я не склонен к авансам: мы имеем хорошие шансы выйти из группы, но пока работа не выполнена на 100%, нельзя говорить, что она сделана.

— Испания сейчас первая в группе. Билет в Бразилию можно считать гарантированным?

— Нет, надо еще выиграть три матча...

— Не самых сложных. Ведь совершенно точно, что в двух играх — с Финляндией и Грузией — Испания столкнется с «автобусом» в штрафной. У вас уже есть рецепт, как «открыть» его двери?

— Теория на этот счет, конечно, имеется, надо только реализовать все идеи. Если предпочтут играть от обороны, позволив нам владеть мячом и доминировать… Дожмем, думаю.

— Так как все-таки насчет взять второе золото мундиаля?

— Выиграть второй раз подряд чемпионат мира — это не просто сложно, а невероятно сложно.

— Но бразильской сборной в 1958 и 1962 годах это удалось.

— Мы тоже постараемся (улыбается).

— Вы считаете, что уходить нужно на подъеме с титулами, а не с ощущением, что лучшее уже в прошлом и ничего нового выиграть не удастся?

— Прежде всего надо уметь нести ответственность за сделанное и выполнять обещанное. А уходить… Что запоминает современный болельщик из матча? Десяток моментов в концовке первого тайма и десять последних минут из второго. Можно невнятно провести первые полчаса, но отработать финальные минуты с блеском — и все будут считать, что вы провели отличный матч. Так и с карьерой: к финалу надо подойти в высокой точке.

— Контракт со сборной закончится, когда вам будет всего 64 года…

— Ничего подобного! Я же декабрьский, контракт у меня закончится, когда мне будет еще 63! (Смеется.)

— Пенсионный возраст в Испании начинается с 65, а может быть, его и еще повысят. Чем собираетесь заняться в ожидании выхода на пенсию?

— Найду что-нибудь, что мне будет приносить какой-нибудь заработок (улыбается).

— Если вам поступит предложение, например, тренировать сборную России — примете?

— Нет. Никаких больше сборных, никаких клубов. Испанская сборная — моя последняя команда. До 2014 года я в ней проработаю или до 2015… Или до 2018… Неважно. Но на этом всё.

— А если пригласит «Анжи»? Таких гонораров, как в этом клубе, не платят нигде больше во всем мире…

— Нет-нет! Меня регулярно «отправляют» то в Россию, то в Израиль, то еще куда…

— Вы дважды приходили в мадридский «Реал» — и как игрок, и как тренер. Сегодня «Реал» лихорадит, а все СМИ «увольняют» Жозе Моуриньо. Может быть, пришел час вашего третьего пришествия в Мадрид?

— Ни в коем случае! Я в «Реале» — это уже история. Было и прошло. Это не отказ персонально «Реалу», это просто решение, которое распространяется на всех и от которого я уже не откажусь.

— Вы играли за «Реал», тренировали «Реал», а база сегодняшней сборной — «Барселона»...

— Я просто приглашаю лучших. И не важно, какую команду они представляют. Да и если бы захотел вызвать побольше из Мадрида — не получилось бы. Там же мало испанцев! Касильяс, Рамос, Альбиоль, Арбелоа, Хаби Алонсо. Других нужного уровня пока нет. Клуб ведь ориентируется на зарубежных мастеров: Марсело, Коэнтрао, Хедира, Роналдо, Игуаин, Ди Мария, Пепе… Для меня критерием отбора является простое качество спортсмена: хороший он игрок или слабый. Это единственный принцип отбора. Какая мне разница в названии клуба, за который выступает футболист? А барселонцы… Они же еще и у себя играют в той самой манере, которую исповедует сборная.

— Тренеры, как правило, либо уходят сами, добившись успехов, либо их увольняют президенты за слабые результаты. Ваше расставание с «Реалом» в 2003 году не вписывается ни в одну из этих традиций. Не осталось обида после ухода из клуба?

— Я на самом деле был очень доволен результатами своей четырехлетней работы в «Реале». И руководство тоже. Мы четырежды выходили в полуфинал Лиги чемпионов, выигрывали трофеи… По-моему, дирекция клуба просто решила что-то поменять, потому что хотела, чтобы стало еще лучше.

— Знаменитая испанская тики-така. Сейчас много претендентов на ее авторство. Луис Арагонес утверждает, что так играла еще его сборная в 2008…

— Но Арагонес не говорит же, что это он придумал? Это всё журналисты…

— Есть еще мысль, что «тотальный футбол», в который играл Йохан Кройфф в 60-70-х годах прошлого века, — то же самое, что нынешняя тики-така...

— В футболе нет ничего недоступного для кого-либо. Все идеи лежат на поверхности, надо только их заметить. Так что тут установить «крестного отца» тики-таки не удастся. Хотя, может, кто-то и попытается. Надо помнить всегда одну очень важную вещь: тренер на самом деле — заложник и раб футболистов. На высшем профессиональном уровне, я имею в виду. Он в своих решениях зависит от мастерства игрока, и потому всю тренерскую стратегию выстраивает с опорой на это. Процесс обучения имеет место в молодежных и юношеских командах, на профессиональном уровне только пожинают плоды, а не переучивают.

— Если бы не стали футболистом, то кем тогда?

— Если честно — не знаю. Я всегда интересовался футболом, жил им. Стал футболистом. Пришел в «Реал» в 16–17 лет. В этом возрасте о будущем задумываются? Я, по крайней мере, не думал, я играл в футбол. Потом стал тренером. А теперь в оставшееся время буду посвящать себя пропаганде этой игры.

— Недавно Жозе Моуринью заявил, что результаты голосования за лучшего тренера 2012 года были подтасованы. Не считаете, что это как-то принизило ценность вашей победы в этой номинации?

— А почему вообще это мня должно волновать? Ну, прочел я об этом. А дальше что? Мне-то, собственно, какое до этого дело? Мое дело — работать.

— А потом опубликовали факс македонской федерации, и Горан Пандев, капитан их сборной утверждал, что там подпись не его…

— Нет, ну правда, мне это нисколько не интересно. И как-то я этим не озабочен. Разве я должен что-то комментировать?

— Тогда давайте вернемся к футболу. Хорошим тренером может стать только тот, кто был хорошим игроком?

— Не уверен, что это уж так обязательно. Конечно, если играл на высоком уровне — это отличная помощь, это база. Но я бы не советовал ставить успешную тренерскую деятельность специалиста в зависимость от того, каким он был игроком.

— Великий Кройфф недавно уколол Моуриньо, сказав, что тот не играл в футбол и это заметно.

— А-а, вы об этом… Думаю, что это вопрос к Кройффу.

— Вы довольны действиями судьи Виктора Кашшаи в матче Франция–Испания? Был ли, по-вашему, пенальти, когда Педро упал в столкновении с вратарем хозяев?

— Думаю, что если покопаться в моих прежних интервью, то ни в одном из них не удастся найти, что я когда-то жаловался на арбитров. Или вообще о них говорю.

— Испанские клубы сейчас имеют хорошие кантеры, где готовят отличных мастеров. Гегемония Испании в мировом и европейском футболе — это навсегда?

— Всегда выигрывать невозможно. Но быть в числе лучших — да. И не вижу оснований говорить, что мы в обозримом будущем выпадем из числа лидеров. Наши молодые хорошо выглядят на своем уровне, да и, приходя в первую сборную, в ней не теряются. Испания в любой возрастной группе — среди претендентов на победу в любом турнире любого масштаба. Хотя полностью исключать возможность ошибок и неудач нельзя.

Источник: "Известия"
Популярні новини