В конце августа 2012 года донецкий «Металлург» оказался в непростом положении.
Команда, которую в тот момент возглавлял Владимир Пятенко, неудачно стартовала в чемпионате страны (после 6-го тура донецкие «металлурги» занимали 14-е место, опережая только вернувшихся в «элиту» запорожский «Металлург» и «Говерлу») и на стадии второго квалификационного раунда вылетела из Лиги Европы, неожиданно уступив норвежскому «Тромсе» (1:1 и 0:1).
Неплохо укомплектованному и защищенному в финансовом плане коллективу нужна была перезагрузка, которую руководители «Металлурга» осуществили традиционным способом.
Обсудив сложившуюся ситуацию с Владимиром Пятенко, они предложили ему заниматься детско-юношеским футболом, а на пост главного тренера пригласили Юрия Максимова.
Преемник Пятенко оказался в беспроигрышном положении. Опуститься ниже его команда просто не могла, но в то же время располагала всем необходимым для того, чтобы шаг за шагом подниматься вверх.
В первом матче под руководством Максимова «Металлург» обыграл на выезде запорожских одноклубников (2:1) и поднялся в турнирной таблице сразу на пять строчек. Во время паузы в чемпионате, связанной с матчами национальных сборных, Юрию Вильевичу и его помощникам удалось сбалансировать физическое состояние игроков, которые до этого полтора месяца отыграли в режиме «два матча в неделю», в игру команды были внесены некоторые тактические коррективы, и дела «Металлурга» постепенно пошли на лад. Команда Максимова продолжила победную серию, обыграв в гостях «Карпаты» (1:0) и дома «Арсенал» (5:0) и оказалась на 5-м месте. Выше находились только «Шахтер» и участники серебряной гонки - «Металлист», «Динамо» и «Днепр».
На этой же позиции донецкий «Металлург» и финишировал, проведя весеннюю часть чемпионата по тому же сценарию, что и осеннюю. Команда Максимова неудачно стартовала - в трех турах с начала марта «металлурги» набрали лишь одно очко, сыграв на своем поле вничью с «Ильичевцем» (0:0), но потом набрала приличный ход и легко обошла в турнирной таблице тех же мариупольцев, «Кривбасс», «Зарю» и «Черноморец».
Мартовские перепады в игре «Металлурга» были связаны, на мой взгляд, с тем, что во время зимнего антракта Юрий Максимов на своей манер продолжил перестройку командной игры. В свое время Николай Костов сделал акцент на качественный контроль мяча, использование средних и коротких передач, с аккуратным и порой достаточно медленным продвижением вперед. Того же курса придерживался и Пятенко, который был ассистентом болгарского специалиста и возглавил команду после недолго пребывания у ее штурвала россиянина Андрея Гордеева. Максимов заставил «Металлург» играть быстрее, чаще использовать вертикальные передачи, нашел место в основном составе и для Жуниора Мораэса, и для Драмана Траоре, сделав вывод, что держать одного из них на скамейке запасных - непозволительная роскошь.
Эта ставка целиком и полностью себя оправдала. По результативности «Металлург» уступил только все тем же представителям «большой четверки», а Жуниор Мораэс и Драман Траоре забили на двоих 20 мячей (11 и 9 соответственно). И это притом, что малийский нападающий неудачно провел концовку чемпионата. В шести турах на финише чемпионата Траоре не записал в свой актив ни одного результативного удара, хотя партнеры регулярно создавали ему моменты для взятия ворот.
Параллельно с перестройкой командой игры шла кадровая «ломка» (эти процессы, как правило, взаимосвязаны). Весной Юрий Панькив выиграл у Александра Бандуры спор за пост «номер один», Владимир Полевой закрыл позицию левого защитника, на свой уровень вернулись опытные Константинос Макридис и Велизар Димитров, заметно вырос в плане понимания игры Данилу, пришелся ко двору техничный Леонарду, который в некоторых матчах удачно исполнял роль «джокера». В то же время постепенно ушли в тень Василий Прийма, Джордже Лазич, Геворг Казарян и Зе Соарес, которые на старте прошлого чемпионата были ключевыми игроками «Металлурга». Но, как говорится, все течет, все меняется.