FootBoom.com разбирает матч 23-го тура украинской Премьер-Лиги между «Динамо» и «Шахтером» с тактической точки зрения.
После победы над «Черноморцем» Олег Блохин сделал всего одну замену в стартовом составе - Михалик сменил дисквалифицированного Хачериди. Мирча Луческу в очередной раз применил ротацию и в сравнении с предыдущим матчем выставил пять новых игроков – Пятова, Кучера, Степаненко, Эдуардо и Срну. Оба тренера использовали схемы 4-2-3-1.
Велозу, Аруна и Ярмоленко стали теми игроками, вокруг которых строилась игра «Динамо» в атаке. Мигел зачастую принимал передачи от защитников, которые играли предельно аккуратно, и далее задавал вектор атакам. Лукман постоянно перемещался по всему фронту – то помогал крайкам выходить из-под прессинга, то смещался на одну линию к Идейе, тем самым добавляя вариативности атакам и оказывая давление на центрбеков. Андрей старался использовать малейшие огрехи соперника при перестроениях, смещался в зону между центральным и крайним защитником, оттягивал крайних защитников соперника, разрывая компактную линию обороны.
Правый вингер хозяев смещался в центр и помогал Аруне выходить из-под прессинга, а также создавать ситуации «два в два». Последнее, возможно, было самым оптимальным решением, ибо Ярмоленко за счет техники и умения сыграть корпусом мог запросто продавливать или обыгрывать соперника. Вероятно, ни Велозу, ни Гармаш не смогли бы обеспечить Лукману такой поддержки. Ведь у Мигела явные нелады с борьбой корпус в корпус, а Денис, к сожалению, чаще фолит, чем обыгрывает соперника.
Киевляне владели мячом только 42% времени, но старались атаковать разнообразно. При этом не всегда задействовав большое число игроков. Ведь Велозу, Тайво и Силва редко вместе совершали рейды к штрафной, чаще всего располагаясь в 20-25 метрах от центра поля. Таким образом, киевляне использовали пять игроков, ориентированных в большей степени на аккуратную игру и оборону, и ещё пять – на атаку и маневры.
У хозяев нередко возникали проблемы при розыгрыше контратак в несколько действий. В первую очередь это обусловлено тем, что соперник был готов к такому развитию событий и, как правило, сразу после потери мяча на одной линии с Кучером уже находились Срна, Шевчук и Ракицкий. Если же Ярослав не успевал вовремя вернуться в оборону, то его страховал Степаненко.
Во время розыгрыша оппонентом позиционных атак киевляне использовали три вида прессинга – высокий, глубокий и фальшивый. В первом случае Аруна и Идейе прессинговали центрбеков, мешая тем выполнять длинные навесные передачи, а Гусев, Гармаш и Ярмоленко блокировали Шевчука, Срну и Фернандиньо, когда те пытались перейти центр поля, владея мячом. Во втором случае бело-синие выманивали соперника на свою половину поля, а после перестраивались так, чтобы иметь в игровой зоне (там, где находится игрок соперника, владеющий мячом) сразу шесть футболистов. В третьем варианте только форвард находился на половине поля соперника, при этом действуя пассивно и не прессингуя защитников. Остальные игроки смещались как можно ближе к своей штрафной, максимально сужая игровое пространство. Это чаще всего позволяло взять передышку после смен нескольких фаз игры.
Несмотря на то, что в оборонительной фазе игры постоянно участвовало девять, а то и десять футболистов (да-да, Идейе иногда включался в эпизоды и помогал Аруне, а не стоял в центре) подопечные Блохина всё же пропустили два мяча. В первом случае гостям удалось дезориентировать и разорвать связку опорников «Динамо», а также увести Аруну далеко от штрафной, чтобы тот не смог быстро сместиться в нужную зону. Во втором – просто использовать большое количество пространства и численное преимущество (8х6), которое было обусловлено тем, что атакующий хав и вингеры «Динамо» не успели вовремя вернуться в оборону.
При розыгрыше позиционных атак гостям часто удавалось добиваться численного равенства на флангах, но не в центре у чужой штрафной. Постоянные смещения Эдуардо в центр помогали отчасти компенсировать этот недостаток. Фланговые защитники «Шахтера» действовали по-разному - Срна предпочитал выполнять конструктивные передачи, располагаясь недалеко от центральной линии, а Шевчук совершал рейды по бровке практически до углового флажка и часто вступал в единоборства с Силвой. Больше всего игроков было сосредоточено на правом фланге атаки «Шахтера». Возможно, именно поэтому Блохин в перерыве снял с игры Тайво, выпустив Селина и, таким образом, сделав выбор в пользу обороны, а не атаки.
Похоже, что после ухода Виллиана Луческу не рискнул сразу перестраивать игру команды, а доверил похожую роль Тайсону. Экс-игрок «Металлиста», так же, как и нынешний игрок «Анжи», смещался с фланга в центр, а то и вовсе на другой фланг, постоянно комбинируя с партнерами и обыгрывая соперников. Интересно, и то, что «Мистер» в первую очередь снял с игры не Эдуардо, а Тайсона, разменяв ураганную скорость на возможность Косты поставить корпус в борьбе с оппонентом. Эдуардо же после выхода Дугласа стал играть левого вингера и в основном старался помогать партнерам выходить из-под прессинга, либо выполнять передачи с фланга в центр.
Игроки «Шахтера» на удивление неэффективно разыгрывали быстрые атаки. Всему виной постоянные лонгболлы на Адриано, которые киевлянам удалось нейтрализовать с помощью коллективных усилий центрбеков и опорников. Так, Вида вступал в верховые единоборства с Адриано, а Михалик страховал его. Велозу и Гармаш мешали Мхитаряну, Тайсону и Эдуардо действовать на подборах.
Ещё в начале второго круга «горняки» синхронно выстраивали две линии обороны, когда соперник разыгрывал позиционную атаку на их половине поля. Первую линию составляли защитники, вторую - опорные полузащитники и вингеры. Сейчас же все изменилось. Мхитарян не всегда успевал навязать борьбу Велозу, а Тайсон (Коста) и Эдуардо не успевали вернуться в оборону, оставляя без подстраховки Шевчука и Срну. Вячеслав и Дарио старались компенсировать это за счет грамотной позиционной игры, что не всегда выходило.
Нелучшим образом выглядел и Степаненко. В отличие от Фернандиньо, Тарас не всегда эффективно взаимодействовал с крайним защитником и вингером при создании ситуаций «три в два» на фланге. К тому же Степаненко часто ошибался в тех ситуациях, когда надо было подстраховать сместившегося за пределы штрафной Срну. То есть не опускался на одну линию к Шевчуку, Кучеру и Ракицкому, которые сужали линию обороны. Скорее всего, из-за вышеописанных огрехов Луческу в перерыве выпустил Хюбшмана, который ошибался гораздо реже.
В целом игроки «Шахтера» выполнили больше передач, чем соперник (434 против 317), допустив при этом 19% брака. Киевляне и дончане разыграли большую часть атак через правый фланг - 41% и 58% соответственно. Это можно объяснить тем, что у гостей на правый фланг постоянно смещались Тайсон и Фернандиньо, а у хозяев там действовал Ярмоленко. Подопечные Луческу одиннадцать раз пробивали по воротам, подопечные Блохина – четырнадцать. Эдуардо выполнил четыре обостряющие передачи - это лучший показатель среди всех игроков.
Во многом исход встречи предопределили неэффективные действия киевлян в завершающей фазе атаки, а также ошибки при перекрытии зоны 11-метровой отметки. Горняки же, несмотря на победу, допустили целый ряд огрехов в оборонительной фазе игры, которые смогли компенсировать успешными действиями в атаке.