На этой неделе исполнилось ровно 100 дней с прихода Паулу Фонсеки в «Шахтер». В интервью «Великому футболу» португальський специалист подвел первые итоги на посту главного тренера донецкой команды.
- Можно ли сказать, что адаптация в «Шахтере» завершена?
- Если честно, я еще привыкаю, потому что каждый день случаются непредвиденные ситуации, с которыми я не был знаком. Но период адаптации проходит достаточно хорошо. Меня здесь отлично приняли, и я учусь с ребятами чему-то новому. И это меня радует.
- Как вас принимала команда? Как приходило представление вас игрокам? Может, потребовали какую-то песню спеть или был иной ритуал?
- Какого-то особого ритуала не было. Я считаю, что смена тренера абсолютно обычное явление. Конечно, кого-то это могло удивить, ведь предыдущий тренер проработал в команде целых 12 лет, но меня встретили прекрасно.
- В августе, после вылета от «Янг Бойз», общались ли вы с президентом клуба? Какая была его реакция?
- У нас не было разговора на эту тему. Но президент всегда держит руку на пульсе. Хочет знать все о жизни клуба. Как чувствуют себя игроки, тренеры, что происходит внутри команды. Я думаю, что президент – это и есть душа клуба. Его поддержка всегда с нами. Его любовь распространяется на каждого и мы это чувствуем. После поражения от «Янг Бойз» президент поддержал нас. Ведь то, что случилось в том матче, было чем-то абсолютно ненормальным. Но такое случается. Если проанализировать оба матча, то могу точно сказать, что мы могли все решить еще во Львове. Хотя даже в Швейцарии мы создали восемь явных голевых моментов, а соперник пробил всего четыре раза и забил два гола. Нам просто не повезло в серии пенальти. Мы должны воспринимать это как урок.
- Центральная пара защитников Ордец – Кривцов не оправдала себя, по всей видимости, в первую очередь с «Янг Бойз». Процесс поиска еще продолжается?
- Я понимаю, куда вы клоните. Если говорить о матче с «Янг Бойз», то оба центральных защитника сыграли хорошо. Они не виноваты в поражении. Виноват только я. Почему сейчас больше играют Кучер и Ракицкий? Я уже не раз отвечал на этот вопрос. Они позже вернулись со сборной, и им понадобилось время, чтобы почувствовать наш тренировочный процесс, понять чего я от них хочу. Уже потом я начал применять ротацию, менять состав, чтобы увидеть кто на что способен.
- Начинали сезон 4-4-2, сейчас идет уход в схему с одним нападающим. Это будет вариация в зависимости от соперника или все-таки будет 4-4-2?
- На самом деле мы можем полностью использовать эти две схемы. Хотя сейчас у нас все лучше получается схема с одним нападающим. Но никто не может обещать, что время какой-то игры мы резко все не поменяем, и не будем играть по-другому. Каждый момент диктует игра. Чего потребует – так я и поступлю. Считаю, что тактическая схема – это важно, но не до такой степени, что от нее все зависит. Игра делится на другие моменты. Нужно понимать, что тактическая схема это статичная вещь. Вы можете поставить любой матч и посмотреть, как мы играем: как команда двигается, как продумывает свою игру. Очень важна динамика.
- Какие задачи поставлены на сезон президентом клуба в еврокубках и чемпионате?
- Понятно, что наша главная цель – это стать чемпионами Украины. Да, мы не попали в групповой этап Лиги Чемпионов. К сожалению, такое случается. Но, тем не менее, сейчас мы будем играть в Лиге Европы. Нам очень нужно ответственно отнестись к этому турниру. Там встречаются очень сложные соперники. Впрочем, «Шахтер» должен всегда выходить с единственным желанием – победить. Именно поэтому, цель на сезон – золото чемпионата и как можно дальше пройти в Лиге Европы.
- Была ли конкретизирована цель: выйти в финал или выиграть Лигу Европы?
- Сколько раз такое происходило в истории «Шахтера»? Сколько раз команда играла в финале Лиги Европы? Конечно, мы все этого очень хотим, но в то же время, я реалист и понимаю, насколько это сложно, и какие команды играют сейчас в Лиге Европы. Этот турнир даже можно назвать мини Лигой Чемпионов. Я точно могу сказать: никто не хочет выиграть эту Лигу Европы больше, чем я.
- Выпал соперник, которого, вы больше всего не хотели «Брага»…
- Если честно, то я очень не хотел, чтобы в соперники попалась именно эта команда. И это из-за моих внутренних чувств. Но теперь могу сказать: я хочу победить «Брагу». Этот клуб для меня теперь, как любой другой соперник. «Брага» играет все тем же составом, и она очень хорошо знает меня, но и я хорошо знаю «Брагу». С «Брагой» мы будем драться как с любой другой командой. Как мы будем строить нашу игру? Точно так же, как и против любой другой команды. Я всегда говорил, что «Шахтер» независимый от поля и соперника старается демонстрировать один и тот же футбол. Держать марку. Это комбинирующий футбол, владение мячом. Мы будем все время атаковать и играть на половине поля соперника.