Сборы донецкого «Шахтера» в Швейцарии подошли к своей завершающей стадии. Мы попросили главного тренера Мирчу Луческу рассказать, чем живет команда на этом этапе подготовки.
– Мистер, как прошла последняя неделя занятий?
– Ситуация довольно деликатная. Пока мы собирали своих игроков: одни раньше приехали, другие позже… Теперь уже все вернулись, только Бернард отсутствует. И Веллингтон должен прибыть 16 июля после восстановительных процедур, которые он проходит в Бразилии.
– То, что игроки попали на сборы в разное время, наверняка сказалось на ходе подготовки?
– По сравнению с прошлыми годами мы, к сожалению, отстаем от плана нашей подготовки. Это в том числе связано и с политической ситуацией в Украине. Я доволен тем, что все вернулись. Чувствую по разговорам ребят, что они собираются провести хороший чемпионат. Конечно, их интересует, каким он будет, в каком формате пройдут состязания, смогут ли они расти, прогрессировать в профессиональном плане. Футболисты спрашивают меня об этом, их волнует, что ждет турнир, после того как число команд в нем сократилось до 14. Каким будет регламент? Формат? И я понимаю их тревогу. Игроки говорят: «14 команд – это всего лишь 26 матчей в чемпионате. Чем мы будем заниматься все остальное время? У нас игры Лиги чемпионов, мы ведь должны к ним готовиться. Что будем делать остальное время, если в чемпионате будет только 26 матчей? Отдыхать три месяца? Мы молодые футболисты, хотим играть в сильном чемпионате». Таково мнение игроков.
– И что вы им ответили?
– Сказал, что наш клуб анализировал ситуацию. И предложил ФФУ и Профессиональной лиге формулу, которая позволит сделать чемпионат сильнее, чем он был до настоящего момента. Согласитесь, это ненормально, когда после первых пяти туров, по сути, известно, кто вылетает из Премьер-лиги, а кто будет бороться за титул. Наша формула чемпионата была одобрена большинством клубов. Сначала 26 игр в режиме «каждый с каждым». Затем первые четыре команды должны играть между собой и определять, кто станет чемпионом, кто будет выступать в Лиге чемпионов и Лиге Европы. Следующая группа – из четырех команд, которые соревнуются между собой, разыгрывая еще одно место в Лиге Европы. К сожалению, только одно, теперь ведь представительство Украины в этом турнире уменьшилось. А последние шесть коллективов, естественно, бьются за то, чтобы не вылететь из высшего дивизиона. Вот это и есть настоящая интрига, жесткая конкуренция, мотивация к совершенствованию клубов.
– Считаете, болельщикам такой формат должен понравиться?
– Это очень важная формула для болельщиков. Потому что она позволит сохранить интерес к турниру до последнего дня. Уже не будет такого, чтобы кто-то выиграл чемпионат за месяц до его окончания. И за пять туров не станет известно, кто вылетает. Будут полные стадионы. Отсюда прямая финансовая заинтересованность каждого клуба. Интересно будет не только болельщикам, но и спонсорам, телевидению. Мы с игроками обсуждали эту формулу.
– Они согласились, что в этом случае интерес к чемпионату повысится?
– Да. Мы бы, наверное, приблизились по уровню к ведущим чемпионатам Европы. Естественно, что мастерство футболистов будет расти, если ведущие клубы страны станут встречаться между собой чаще, скажем, четыре раза. Когда «Шахтер» играет с «Металлистом», «Динамо», «Днепром», стадионы всегда заполнены. И в Донецке, и на выезде. Если бы в первую четверку вошли «Черноморец» или, допустим, «Карпаты» – любой клуб, – все равно арены были бы полными. Важно привести зрителей на стадион. Не одну-две тысячи, а чтобы были полные трибуны. Как это сделать? Думаю, это единственный вариант: повысить соревновательность. Футбол от этого выиграет. Иначе чемпионат скатится вниз. 26 игр не позволят ни успешно выступать в еврокубках, ни рассчитывать на крепкую национальную сборную. А так у каждого клуба было бы на два тура больше, чем даже при 16 командах в чемпионате.
– Но есть еще и кубковые игры…
– Благодаря Кубку только несколько команд провели бы больше встреч. Остальные будут скучать, смотреть со стороны и ждать момента, когда им тоже удастся провести какой-нибудь матч.
– Предложенный формат одобрили не все участники Премьер-лиги. Почему, как полагаете?
– Скажу так: если кому-то боязно играть в таком формате, лучше пусть честно признаются в этом. В силу известных обстоятельств команды из Донбасса все свои игры будут проводить вне родных стен. Наши прямые конкуренты большинство матчей сыграют дома. Это не вполне этично, не так ли? Нарушается принцип равенства возможностей. Но за счет верно выбранного формата мы дадим шанс чемпионату не утратить свою привлекательность для всех. При этом обострив интригу и создав еще ряд позитивных моментов, о которых я уже говорил ранее.
– Если в конце концов будет принята иная схема проведения первенства?
– Разумеется, мы все равно будем участвовать. Но чемпионат не будет иметь должной силы.
– «Днепр» инициировал другой формат, где после двух кругов команды делятся на две группы, по 6 и 8 клубов соответственно. Чем такая система хуже?
– Здесь другая крайность. В варианте «Днепра» слишком много матчей. Нам не хватит времени, чтобы их провести. Климатические условия и состояние полей не позволят нам сыграть больше игр, чем в прошлом чемпионате. Те два дополнительных поединка, которые предусмотрены в нашем варианте, можно сыграть или чуть раньше в феврале, или чуть позже в декабре. Да, наша идея новая, во многом революционная. Но она позволяет провести корректный чемпионат и повысить к нему интерес. Считаю, это очень важно.