Темур Парцвания: "Гармаш в аэропорту сказал, что в чемодане бомба"

4063 06.04 2018   05:06
Автор: Олег Барков

Наш сегодняшний герой рубрики "Пятничные разговоры о прошлом" прошел тернистый путь, поработал сразу с несколькими классными специалистами, успел сменить гражданство и искренне полюбить Украину. Сейчас Темур Парцвания защищает цвета донецкого "Олимпика", но своего пока что наивысшего достижения добился в 18 лет – в финальной части легендарного Евро-2009 Темур был основным центральным защитником команды Юрия Калитвинцева, сыграл во всех пяти матчах турнира без замен и заслуженно поднял над головой кубок.

В первой части интервью Парцвании FootBoom Темур вспомнил самые интересные моменты своего детства, переезд в Киев и выступления на континентальном чемпионате среди юношей.

"Изначально я должен был поступить в академию "Шахтера""

- Для начала, расскажи правду – где ты родился? Многие источники сообщают о Тбилиси, но насколько я знаю, это не так.

- Сам не понимаю, почему так произошло. На самом деле я родился в Зугдиди, а 2005 году я приехал в Украину. Открою секрет, изначально я должен был поступить в академию "Шахтера", но в итоге все же выбрал Киев. Попал в академию "Динамо", но вскоре уже выступал за "Динамо-2" и молодежную команду.

- Как ты попал в Киев?

- Мой папа хотел, чтобы я уехал в Украину. Почему именно сюда? В то время академии "Динамо" и "Шахтера" были одними из лучших в Восточной Европе. Плюс, был пример Каладзе, который пробился на самый высокий уровень через выступления в чемпионате Украины.

- Каха Каладзе был настоящей легендой для любого грузинского мальчишки в то время?

- Он был примером для подражания для меня, всегда мечтал стать таким футболистом, как он. Каха выиграл много титулов с "Динамо" и "Миланом", дважды побеждал в Лиге чемпионов.

- Кто заразил тебя футболом в детстве?

- Мой папа очень хотел, чтобы я был футболистом. Он очень футбольный человек, поиграл в футбол, затем работал арбитром. Он живет футболом. Я не скажу, что был очень талантливым мальчишкой, просто старался через труд доказывать, что могу. За это я очень благодарен своему отцу, он привил мне это трудолюбие. Благодаря ему я стал тем, кем являюсь сейчас.

- У тебя есть братья или сестры?

- Да, у меня две старшие сестры. Они не играют в футбол, но они очень красивые, высокие, спортивные девушки.

- Менять гражданство легко согласился?

- Я попал в академию "Динамо" и сразу же сам решил сменить гражданство на украинское. Это было мое решение и решение моей семьи. Мы понимали, что для того, чтобы карьере в "Динамо" ничего не угрожало, нужен украинский паспорт. Ты попадаешь в "Динамо-3", это вторая лига, а там уже легионер не может играть. Чтобы обойти эту проблему, мы решили принять украинское гражданство. Потом меня уже в юношескую сборную вызвали.

- Когда ты приехал в Киев, русский язык знал?

- Очень плохо, но понимал. Постепенно выучил, затем даже украинский. В академии жил с Пашей Пошторенко, он сам из Броваров, говорил на украинском языке. У него многому научился.

- В школе проблемы были?

- Если честно, в школе я тут не учился почти (смеется, - прим. авт.). Тренер говорил, ты украинский не знаешь, значит и в школу ходить не нужно. Шучу.

"Калитвинцев очень сильно подготовил нас к Евро-2009 психологически"

- В 2007 году ты в составе сборной Украины противостоял Грузии. Было непривычно играть против родной сборной?

- Да, это был какой-то турнир в Турции. А в сборной U-19 мы как-то обыграли грузин в матче отборочного этапа Евро, единственный гол в том матче как раз я забил. Я был счастлив забить этот мяч, это ведь был мой первый гол в футболке сборной. Но особо не радовался, я ведь все-таки родился в Грузии.

- Друзья в составе соперника были?

- Да, было много ребят, которых я знал, в том числе и тех, с кем дружу.

- Как проходила подготовка к Евро-2009?

- Мы собрались в Киеве, прошли сбор. Затем перебрались в Донецк, где был второй сбор, в ходе которого мы провели ряд спаррингов. Кстати, в одном из матчей нам противостоял мой нынешний клуб "Олимпик", мы сыграли вничью тогда – 2:2. Тогда у нас была физически крепкая команда, несмотря на то, что нам было по 18-19 лет. Мы были отлично готовы к турниру.

- Готовились к чемпионату Европы вы с Юрием Морозом, но потом команду возглавил Юрий Калитвинцев…

- Изначально эту команду вели Калитвинцев и Мороз. Затем Юрий Николаевич сосредоточился на работе в "Динамо", а Юрий Леонтьевич полтора года работал с нами. При нем мы тоже росли, показывали хорошую игру. А накануне Евро тренерский дуэт воссоединился.

- Чиновники как-то мотивировали вас?

- Нет, на самом деле никто не заходил. Мы понимали, что это домашнее Евро, серьезно готовились, но у нас в соперниках были Англия, Сербия, Франция, Испания. Никто не ожидал, что мы выиграем. Калитвинцев очень сильно подготовил нас психологически, мы были уверены в себе. Он нам говорил: "Ребята, вот вы вернетесь в ваши клубы, вам будут что-то рассказывать опытные футболисты на тренировке, а вы ему свою ксиву показываете – мастер спорта международного класса". Почти всем, кто играл на Евро-2009, дали МСМК.

- Мотивация дала результат.

- Да. Мы сыграли вничью первый матч со Словенией (0:0), затем расписали мировую с Англией (2:2). В этом матче я допустил ошибку, после которой англичане забили. Шла подача со стандарта, я неправильно держал своего оппонента Гослинга, и он забил. Но эта ошибка меня не сломала, я наоборот собрался и понимал, что не должен больше подвести. А в заключительном туре мы должны были только обыгрывать Швейцарию. Так получилось, что удалили Каверина, мы остались в меньшинстве. Несмотря на это, мы атаковали, шли вперед и все же забили. Никогда не забуду этот момент, словами те эмоции не передать. Шевчук взял мяч на фланге, выполнил прострел, а Рыбалка забил.

- Кто был лидером вашей команды на тот момент?

- Команда у нас была сплоченная, каждый знал друг друга очень давно. Я играл за 90-й год, хотя сам был на год младше. Капитан – это и есть лидер. Поэтому Кирилл Петров, без сомнений, был тем человеком, который умел найти подход ко всем. Не только на поле, но и за его пределами. Нужно уметь собирать компанию. Мы старались жить так. У нас было много игроков "Динамо", в то же время и много игроков "Шахтера". Но общались мы все вместе. Я даже больше проводил времени в компании "горняков" в сборной – дружил с Чайковским, с Бутко.

"Мне противостоял Дани Уэлбек"

- Кто запомнился в составе англичан?

- Кайл Уокер играл у них на фланге, в средней линии – Данни Дринеуотер, который в будущем выиграл чемпионат Англии в составе "Лестера". Ну и, конечно, Дани Уэлбек, мне пришлось как раз ему противостоять на поле.

- Вы с Сергеем Кривцовым составили пару основных центрбеков, несмотря на то, что были на год младше основного костяка.

- Да, мы с ним играли и за 90-й год, и за 91-й. Я его очень давно знаю. Нас тренер наигрывал долгое время. Мы понимали друг друга без слов.

- Какую речь произнес перед финалом Юрий Калитвинцев?

- Он назвал состав и сказал: "Ребята, вы и так много сделали. Просто выйдите на поле и сыграйте в свое удовольствие, так, как вы умеете".

- Кто поздравлял команду в раздевалке после триумфа?

- Если честно, я все празднование в раздевалке пропустил – попал на допинг. Два часа не мог сдать анализы на фоне таких эмоций. Как потом уже видел на фото, было много чиновников, в том числе и Григорий Суркис. Мы писали историю.

- В первом же матче против Словении на стадионе в Донецке собралось почти 13 тысяч зрителей, а финал собрал полный стадион. Какой тогда была поддержка сборной Украины в Донбассе?

- На тот момент это были первые мои матчи при таких заполненных трибунах. Народ на стадионе поддерживал нас безумно круто. В финале вообще было какое-то сумасшествие! Неприятно лишь то, что, когда мы вернулись в Киев с трофеем, нас никто не встретил – ни болельщики, ни журналисты. Как-будто мы каждый год побеждаем на континентальных турнирах. В Донецке было все наоборот. Нас провожали словно национальных героев – под гостиницей собралось много народу, все нам аплодировали и не хотели отпускать.

- Тебя удивил выбор Дмитрия Кушнирова, который стал полицейским?

- Он был очень сильным футболистом, играл в "Динамо-2", с хорошим ударом и техникой. Это его решение, я уважаю его. Но как футболист, считаю, он мог добиться большего. А в целом, из того состава сборной все играют на высоком уровне. Кривцов, Гармаш, Рыбалка, Шахов успели поиграть в национальной сборной. Считаю, что 80 процентов той команды могли заиграть в "Шахтере" или в "Динамо", в том числе и я, но были свои нюансы, которые помешали этому.

- Смешных историй в сборной хватало?

- Не без этого, конечно. Как-то раз ездили в Ирландию на турнир. Проходим осмотр в аэропорту, тут Гармаш решил пошутить. Его чемодан взяли на осмотр, а он говорит – там бомба. Ну в Ирландии ребята серьезные, забрали его в кабинет, часа два ждали Дениса, пока его осмотрят с ног до головы. Думали, что террорист. Гармаш всегда мог хорошо пошутить.

- Общаетесь с ребятами до сих пор?

- Нет, тесно не общаемся. При встрече, конечно, вспоминаем былые времена.

- Премию за победу на Евро-2009 получил солидную?

- Да, конечно. Купил себе телефон, а остальное отдал родителям. Они распорядились так, как нужно было. Я их должник до конца своей жизни. Они мне дали много. Если же говорить о сумме, то на те деньги я мог спокойно купить хороший автомобиль.

Продолжение следует...

Популярні новини