Александр Севидов: "Есть один исполнитель с нестандартным мышлением как у Рыкуна. Это Безус"

1143 21.09 2013   12:14
Фото - fckarpaty.lviv.ua

Журналисты Football.ua во Львове встретились с главным тренером Карпат, который ответил на все интересующие нас вопросы.

- Александр Владимирович, перед стартом нынешнего чемпионата вы говорили о том, что вместе с подопечными поставили задачу не опускаться ниже 10 места. После победы над Шахтером Карпаты находятся в десятке, но до последнего времени были очень близко к зоне вылета. Что скажете о старте команды?

- Могли стартовать лучше, но потеряли много зачетных баллов. К сожалению, наша игра сейчас не намного лучше, чем количество заработанных очков. А задача финишировать в десятке не снимается.

- А почему именно в десятке?

- Потому что если ставить задачу не вылететь из Премьер-лиги, тогда просто не интересно работать. Возможно, мы ставим немного завышенную задачу, но так намного интересней, потому что ребят нужно чем-то мотивировать.

- Тогда же, перед стартом, вы говорили, что главная проблема команды – несыгранность. Позади уже практически треть чемпионата. Проблема остается той же?

- Она есть, но уже уменьшается. Просто когда в команде много опытных игроков, понять друг друга им легче. Сейчас же у нас высокие требования к молодым исполнителям, и, кроме всего прочего, происходит процесс отсеивания, потому что не все молодые выдерживают нагрузки, которые на них свалились. С одной стороны, отсюда травмы, с другой, через первую команду прошли уже 12 человек из молодежного состава и команды U-19, остались, пускай, немногие, но те, кто остался, сейчас играют регулярно. А проблема не только в несыгранности, а и в разной готовности футболистов. Поэтому двухнедельная пауза в чемпионате была для нас как никогда кстати. Мы знали, что впереди – блок из четырех поединков против грандов, поэтому хорошо подготовились к нему.

- Ставка на молодежь – рискованный ход.

- Это стратегическая линия развития клуба. Судя по настроению нашего президента, эта линия будет выдержана. Лично мое мнение таково, что для такого клуба, как Карпаты, это единственный правильный путь. Потому что у Карпат очень хорошая школа, и нам не хватает только одного – терпения. Молодые парни, приходящие к нам из школы клуба, совершают много ошибок на поле и за его пределами. Часто их приходится переучивать, для чего нужна выдержка.

- Она нужна в первую очередь главному тренеру или руководству?

- Выдержка нужна и мне, и руководству, потому что не все дается сразу. Ну, раз я принял эту концепцию, более того – она мне очень нравится, я с удовольствием наблюдаю за прогрессом львовской молодежи, пускай работа дается мне нелегко, но это благодарный труд.

- Прогресс молодых футболистов – что это, на ваш взгляд: распечатка ТТД, в которой указаны постепенно улучшающиеся показатели, чисто визуальные впечатления или что-то другое?

- Это сложно объяснить. Прогресс – это когда футболист не совершает те ошибки, которые совершал раньше. Один из тренеров НБА на вопрос о том, чем отличается любитель от профессионала, так и сказал: "Профессионал совершает меньше ошибок в простых ситуациях". А чем ниже уровень, тем больше ошибок. К нам приходят наши юные воспитанники с недостатком тактической и физической подготовки или психологической, как вот Страшкевич. А уже сейчас тот же Вадик по-хорошему «обозлился», начинает идти в подкат за подкатом, как, например, Олег Голодюк, который в матче против Говерлы сделал столько подкатов, сколько не делал за всю свою карьеру, это говорит о степени ответственности футболистов. В моем понимании, это и есть прогресс, когда люди просто прониклись тем, что от них требуют.



- Олег Лужный, будучи тренером Динамо, много внимания уделял жизни футболистов вне поля. Говорят, доходило до того, что он приезжал в ночные клубы, оставлял охранникам свой номер телефона и просил информировать о приезде туда игроков Динамо. Вы, как тренер, следите за жизнью подопечных вне футбольного поля?

- Во-первых, думаю, Олег, вряд ли этим занимался, это было раньше, до него. Я немного по-другому к этому отношусь. Безусловно, я интересуюсь жизнью ребят, но главное для меня – никогда их не обманывать. Вы ведь знаете, как футболисты общаются между собой – сегодня ты его обманул, а завтра об этом знает вся страна. Я стараюсь очень корректно к этому относиться и никогда не следил за игроками. В бытность футболистом луганской Зари моим партнером по команде был Владимир Фурсов, которого, к сожалению, уже нет с нами. Так вот, он иногда проносил на базу самое дешевое пиво, набранное прямо в пакет, и говорил: "Большой вес не мешает мне развить большую скорость". Я убежден, что если ты попытаешься ограничить в чем-то футболиста, он обязательно будет искать какие-то другие ходы. Мы идем по другому пути: стараемся убедить футболистов, что пить, курить и одновременно играть в футбол не получится, уже немного другое время – время колоссальных нагрузок. Недавно общался с Александром Спиридоном из Шахтера. Так вот, у них такой футболист, как Хюбшман, пробегает за тренировку до 12 км. Представьте, если бы он при этом пил и курил – да он бы умер через месяц! Так что нужно убеждать, а заставить сейчас практически никого нельзя.

- И вам удается убедить своих футболистов? Пиво на базу не носят?

- Не всех, хотя пиво, конечно, не носят. Но в плане нарушения спортивного режима игроки стали более сознательны в том, что касается алкоголя и сигарет. Безусловно, остались нарушения режима, к примеру, опоздания, но у нас есть договоренность, что после 11 вечера в городе их видеть никто не должен. Если они будут замечены – будут наказаны, потому что они – профессионалы, и должны не только играть, но и тренироваться в полной готовности. Ведь это тоже часть их работы, как говорил Кристоф Даум.

- Как вы будете себя вести, если ваш подопечный будет забивать в каждой игре, но при этом ни для кого не будет секретом, что он нарушает режим?

- Если серьезно подойти к этому вопросу, то вы просто не сможете мне сейчас привести пример настоящего бомбардира, нарушающего режим.

- Банально, и не бомбардир, но тяжело не вспомнить в этом контексте выдающуюся игру Рыкуна года четыре назад.

- Перефразируя Семена Альтмана, "Сашу не троньте, Саша – это святое". Это уникум. Украинского игрока с такой светлой головой мы еще не скоро увидим. Возможно, у нас сейчас есть только один исполнитель с таким нестандартным ходом мышления.

- Кто?

- Роман Безус.

- А Милевский?

- Этот футболист невероятно талантлив, но проблемы он создал себе сам. Конечно, может быть, Украине повезет, и мы еще увидим его в деле, но…

- На ваш взгляд, тренер должен быть воспитателем, зная о проблемах футболиста с режимом?

- Непременно. Многих ли вы мне навскидку назовете футболистов, которые стали чемпионами Европы со сборной U-19 и сейчас стабильно играют в Премьер-лиге?

- Тяжело вспомнить, если честно. Разве что Парцвания иногда играет, Кривцов, Петров (фактор неожиданности сыграл свою роль, да так, что не удалось вспомнить Гармаша, Рыбалку, Карнозу, Чайковского и других. Всех чемпионов вспоминали уже возвращаясь с интервью. – Прим. А.В., М.С.)…

- Дальше раскрылись действительно единицы. И вина не абстрактная, а конкретная – игроки перестали прогрессировать. Поэтому я уверен, что футболистов нужно убеждать не делать то, что пойдет им во вред. Видимо, эти ребята плохо прониклись словами, не сделали полезных выводов.

- Уделяете ли вы внимание интеллектуальному развитию футболистов?

- Конечно.

- Каким образом?

- Когда-то в Крымтеплице я задал вопрос нескольким молодым ребятам из нового поколения, ну, которое выбирает Пепси: «Ребята, вы знаете, кто такой Суворов?» Не поверите – не ответил никто! Безусловно, футболист должен быть всесторонне развит хотя бы в тех аспектах, которые ему более-менее интересны. Не только же вставлять наушники в уши и слушать Dr.Dre! Вы понимаете, что творится в их головах? Хотя есть у нас игроки, которые читают книги – например, Игорь Пластун. Но была вот недавно ситуация. Говорит мне один молодой футболист: "Я хочу обследоваться в Германии". Говорю: "Не вопрос, отправлю за свой счет, если назовешь столицу Германии". Не назвал.

"Откровенно говоря, футбола в нашем исполнении сейчас мало, но это только пока"

- Если говорить исключительно об игре, что вы считаете главным своим достижением в Карпатах на данном этапе работы?

- К сожалению, пока главное мое достижение, если это можно назвать достижением – огромнейшее желание футболистов выходить и биться за честь своего клуба. Откровенно говоря, футбола в нашем исполнении сейчас мало, но это только пока. Наши действия пока обретают очертания целостности – до идеала еще далеко. Но и нынешнее достижение – это немало, ведь львовяне солгать не дадут – именно желания и не хватало команде порой. Я привел вам пример Голодюка, так вот, можно назвать любую фамилию, например, Зенева. Даже он теперь стелится в подкатах. Но приписывать все заслуги только себе я не стану. Мы все пытаемся донести до ребят, что защищать цвета Карпат – это большая честь. Я им каждый день повторяю, чтобы они думали об этом уже сегодня, потому что завтра на их место может придти кто-то другой, и будет думать за них. Посмотрите, какая тенденция в украинском футболе – клубы исчезают регулярно, и игроков, на примере Кривбасса, много. Поэтому чтобы сейчас попасть в коллектив Премьер-лиги, футболисту нужно пройти серьезную конкуренцию.

- Значит, вы наверняка придерживаетесь мнения, что уровень чемпионата растет?

- Безусловно. Сейчас практически нет проходных поединков, разве что за исключением «матчей без желтых карточек»…

- Но их не так уж и мало. Вон, в восьмом туре была такая.

- Знаете, это очень тонкая материя. Я бы не хотел касаться этого вопроса. Тем более, после нашей победы над Говерлой тоже начались разного рода разговоры – бредовые разговоры. Когда мы ищем странные матчи, прежде всего, нужно понять мотив: кому этого нужно, для чего, и чем для этого нужно заплатить. Но давайте обойдем эту тему.

- Тогда вернемся к разговору о вашей команде. В ее составе играют футболисты, которых клуб не так давно выставил на трансфер, например, Голодюк и Ткачук, регулярно выходящие в стартовом составе. Достаточно ли им мотивации? Бьются ли они за честь клуба после этого?

- У меня было два разговора с этими исполнителями. Хотя не только с ними – практически со всем карпатовцами. Практически – потому что, например, Кения наотрез отказался играть за Карпаты. Ну, во всяком случае, со всеми украинцами из числа 19-ти выставленных на трансфер я беседовал. Первый такой разговор состоялся сразу же после моего прихода в клуб. Я попытался объяснить ребятам, что футбольная жизнь очень скоротечна, и что это большая проблема для них. Достучаться, честно говоря, сумел не до всех. Как известно, все же Голодюк и Ткачук присоединились к нам позже. Но позже у нас состоялся еще один разговор. И сейчас Голодюк, это очевидно, один из лидеров команды.

- А к кому вы не достучались окончательно?

- К тем, кого сейчас нет в команде.

- Есть ли среди них исполнители, об отсутствии которых вы сожалеете?

- Давайте я так отвечу: это – их выбор.

- В девяти поединках нынешнего сезона вы использовали четырех игроков на позиции левого защитника: Савченко, Федорчука, Тищенко и Костевича. Эта ротация – не от хорошей жизни?

- Да, это была вынужденная ротация. Уточню: Савченко мы взяли из дубля, он еще молодой, 1994 года рождения. К сожалению, получив легкое повреждение, он сам его усугубил.

- Каким образом?

- Не сказал, что у него есть повреждение, и работал дальше.

- Видимо, хотел играть…

- Да. Но сейчас у него повреждение задней поверхности бедра и медиальной связки колена.

- Его поведение в таком возрасте – это глупо или большей мерой похвально из-за рвения?

- С его стороны, это – подвиг, а по моему мнению – глупо. Потому что из-за этого мы потеряли его не неопределенный срок.

- А если бы не потеряли?

- Возможно, он и дальше играл бы в стартовом составе. Проблемы на этой позиции, наверное, были бы, но это же молодость, никуда не денешься. Но сейчас, при ответственном отношении к себе, из Володи Костевича может вырасти футболист. Если Костевич будет в дальнейшем вести себя так, как сейчас, мы не будем искать левого защитника.

- В клубе есть еще Ощипко – экс-игрок сборной Украины.

- Я бы с удовольствием ответил, но не знаю механизма переговоров, не знаю, что у него написано в контракте, и так далее. Не владею информацией в полной мере.

Популярні новини