"Днепр" - "Шахтер". Разбор полетов

1078 22.04 2013   10:27
Фото - Анна Барко, FootBoom.com

FootBoom.com разбирает матч 25-го тура украинской Премьер-Лиги между «Днепром» и «Шахтером» с тактической точки зрения.

После кубковых баталий Луческу сменил сразу шестерых игроков. Большинство замен, сделанных «Мистером», в первую очередь касались полузащиты. Так, Степаненко и Фернандиньо сформировали дуэт опорных, Мхитарян сыграл плеймейкера, а Эдуардо и Тейшейра - вингеров. Логичной стала и замена Чигринского на Кучера. Рокировку Пятова на Каниболоцкого можно считать психологическим ходом. Ведь Луческу дал поиграть Антону в топ-матче, не рискуя в случае его ошибки утратить что-либо в турнирной таблице.

Рамос же ограничился всего двумя заменами – Федецкий и Чеберячко сменили Шахова и Мазуха. В отличие от осеннего матча, тренер днепропетровцев отказался от постоянного высокого прессинга, а также расширил зону действия крайнего правого защитника, который теперь принимал участие в позиционных атаках. Оба тренера использовали одинаковые схемы – 4-2-3-1.

В связи с отсутствием травмированного Джулиано, тренер «Днепра» изменил роли нескольких полузащитников. Ротань играл гораздо глубже, чем ранее, старался выполнять подборы/перехваты, а после - начинать атаки первым пасом. При этом плеймейкер хозяев редко использовал длинные навесные передачи, а в основном пасовал на средние/короткие расстояния низом. Чаще всего адресатом таких передач выступал Коноплянка. Он же и разгонял большую часть быстрых атак «Днепра». Кравченко действовал от «штрафной до штрафной», участвовал в борьбе и комбинациях в центре поля, в завершающей стадии атаки старался занимать позиции, оптимальные для ударов со средних и дальних дистанций.

Несмотря на схему 4-2-3-1 и позицию атакующего полузащитника, Зозуля вовсе не играл классическую «десятку». Роман прежде всего взаимодействовал с крайними полузащитниками и форвардом - комбинировал и помогал выйти из-под прессинга. Матеус по большей части был сосредоточен на завершении комбинаций или поиску свободных зон, в то время как его партнеры оборонялись. Зозуля не мог позволить себе такой роскоши, потому отрабатывал каждый эпизод до конца, порой преследуя соперника по 30-40 метров, пока тот не упирался в блок из двух опорных полузащитников. Такой тактический приём помогал тормозить атаки гостей, а также изматывать соперника, снижая нагрузку на Ротаня и Кравченко - явно не тех игроков, которые способны без ошибок выполнить большое количество отборов.

В оборонительной фазе игры команда Рамоса выстраивала два редута пред воротами Лаштувки. Первый формировали защитники, второй – опорники и крайние полузащитники. Атакующий полузащитник и форвард действовали в районе центральной линии и редко смещались на небольшое расстояние к своим воротам. Во многом такая система игры была рассчитана на то, чтобы выманить соперника на свою половину поля, отбиться ввосьмером, а после воспользоваться свободным пространством за счет двух юрких игроков, которые к тому моменту уже находились на половине поля соперника.

Если гости начинали готовить фланговый навес, то две вышеназванные линии обороны «Днепра» сжимались, сужая игровое пространство до минимума. Таким образом, перед штрафной образовывался блок из восьми футболистов. Это позволяло подопечным Рамоса избегать постоянных перемещений Мхитаряна, Адриано и Тейшейры, а также иметь численное преимущество во всех ключевых зонах и к тому же перекрыть сопернику всё отличные позиции для ударов со средних дистанций.

Перемещения игроков обозначены прямой линией, передачи - пунктиром

Ахиллесовой пятой обороны хозяев были фланги. Подопечные Луческу частенько пользовались этим. Эдуардо и Шевчуку удавалось растягивать связку Мандзюка и Федецкого и сводить всё к ситуациям «один в один». Кроме того, бразилец мог отвлечь крайков соперника, а после - отпасовать партнеру, который был никем не прикрыт. Если же защитники «Днепра» сужали линию обороны в своей штрафной, то на фланге образовывалась ситуация «два в одного». То есть Эдуардо и Шевчук противостояли одному лишь Федецкому. Это позволяло игрокам «Шахтера» иметь сразу несколько вариантов для розыгрыша мяча, будь то обыгрыш соперника или пас назад с последующим переводом мяча в центр. Возможно, этого можно было избежать, если бы Кравченко своевременно отрабатывал на фланге и страховал партнёров. К слову, у «горняков» с фланговой игрой было всё в порядке. Ведь Мхитарян, Степаненко и Фернандиньо всегда приходили на помощь вингерам и крайним защитникам.

Основной акцент атак «Шахтера» пришёлся на левый фланг обороны «Днепра». Такое решение Луческу позволило «горнякам» не только загрузить большим объёмом оборонительной работы Коноплянку и Стринича, а и в случае потери мяча сконцентрировать трех-четырех футболистов на том участке поля, через который хозяева чаще всего разыгрывают контратаки. Тренер дончан, в отличие от первой половины сезона, немного изменил роль Срны, который действовал очень высоко.

Эдуардо и Тейшейра не ограничивались лишь игрой на фланге. Алекс постоянно смещался в центр и помогал Мхитаряну и Адриано оказывать давление на соперников, а Алвес да Силва успевал разгонять контратаки и комбинировать в центре поля в тех ситуациях, когда надо было перевести мяча с фланга на фланг. Если вингеры смещались в центр, их зоны не всегда занимали крайки. Так, Шевчук мог остаться на одной линии с Кучером, а Ракицкий или Степаненко при этом смещались на фланг и поддерживали атаку вторым темпом, словно это делает крайний защитник.

Фернандиньо же играл гораздо глубже, чем обычно. Это стало очередной новинкой от Луческу. Бразилец часто страховал зону правого защитника, пока тот атаковал. Также он вместе со Степаненко, Кучером, Ракицким (Шевчуком) образовывал блок по всей ширине поля, который отсекал Зозулю и/или Матеуса от партнеров.

Проиграв первый тайм, Луческу удалось изменить ход игры с помощью замен. Мирча попросту перехитрил своего оппонента, выждав, пока тот сделает первый шаг, а потом ударив в самое уязвимое место. Рамос, выпуская Кулакова на правый фланг и переводя Федецкого в центр, вряд ли рассчитывал, что эти изменения не помогут укрепить фланг, а внесут дисбаланс в оборонительные построения. Так и вышло, ибо Луческу выпустил Раца, который вместе со смещающимся к нему Адриано, постоянно держал в напряжении Кулакова и Мандзюка. Румынский «мистер» также сделал, как говаривал Остап Бендер, «ход конем», и акцентировал Тайсона не на фланговой работе, а на постоянных смещениях в центр, в ту зону, где действовал Федецкий. В итоге Артёму попросту не хватало навыков игры на позиции опорника, а также скорости и координации в игре против юркого бразильца.

Перед эндшпилем матча Мирча добил оппонента, "опустив" Срну, который в последние минут двадцать сосредоточился исключительно на оборонительных действиях и нейтрализации рывков Коноплянки. В отличие от Тейшейры, Дуглас не так часто смещался в центр, а старался вытянуть на себя как можно больше соперников, после чего с помощью корпуса придержать мяч и отдать передачу ближнему игроку. Кроме этого, вышеназванная замена помогла ещё больше загрузить оборонительной работой Коноплянку и Стринича, которые и без того устали к концу матча.

Ничейный результат тяжело оценить однозначно. С одной стороны, несмотря на все свои старания, «Днепр» слишком отдалился от второго места, а с другой - команда Рамоса смогла остановить победное шествие «Шахтера» благодаря грамотной игре в обороне, быстрым атакам и блоку у входа в свою штрафную площадь. «Горняки» же приятно удивили новыми наработками: смещениями на левый край Степаненко и Ракицкого и высокой позицией Срна а-ля Дани Алвес.

Популярні новини