Увидел свет новый выпуск журнала «Шахтер». А тем временем предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с наставником «горняков» Мирчей Луческу, опубликованное в предыдущем, сентябрьском номере клубного глянца. Команды из Лиги чемпионов – под особым футбольным микроскопом. Их раскладывают на атомы соперники, придирчиво обсуждают болельщики и тактически препарируют тренеры. Луческу играет по-крупному: журналисты УЕФА выведывают его стратегию, а он охотно раскрывает карты, пряча джокеры до поры.
– Мистер, игра «Шахтера» строится по схеме 4–2–3–1. В чем главные достоинства такой расстановки?
– Организация нашей игры очень динамична. Размещение на поле видно только в начале матча, а потом все меняется. Для меня, например, на газоне не существует «руководителя». Единственным «руководителем» является тот, у кого мяч. Он и только он решает, как действовать. Остальные его провоцируют. Мы уже играли во всех вариантах: и 4–3–2–1, и 3–4–3, и 3–5–2. Я постоянно менял систему, исходя из имеющихся в моем распоряжении футболистов. Это происходило тогда, когда я видел, что игроки не адаптированы к схеме. Я ни в коем случае не раб определенной системы! Напротив, стараюсь постоянно приспосабливаться к качествам моих футболистов, к их тактическим знаниям, тактической культуре. В «Шахтере» были такие исполнители, которые, приехав к нам, до определенного момента не знали, где им играть! Номинально они полузащитники, но не обладают нужными для этого качествами. Например, Виллиан. Мы поменяли систему, разрешили уехать нескольким футболистам, чтобы освободить для него место. Изменили систему и сыграли по системе 4–3–2–1: Виллиан был слева, там, где когда-то Брандау. Так что систему игры я меняю постоянно – в зависимости от ситуации и от имеющихся исполнителей.
– Как влияют на вашу тактику статистика, данные о количестве действий и перемещениях футболистов?
– В рамках одного матча такие цифры не имеют особой ценности. Но они важны в совокупности, на протяжении нескольких поединков или даже чемпионата! Это хорошее подспорье для молодых тренеров. Опытные наставники имеют уже наметанный глаз и осознают, что именно нужно делать, независимо от статистических данных. Кстати, я стоял у основ подобных исследований в чемпионате Италии. В 1991 году я основал в Брешии то, что в настоящее время называется Digital Search, в рамках которого анализируют соперников, собственные команды, составляют профили игроков и готовят другие данные, которые помогают тренерам. Но даже эта система в настоящее время не дает полную картину динамики игры. Это может сделать только тренер вместе со своими футболистами.
– Как вы объясняете свои тактические замыслы футболистам?
– Каждый тренер готовит игроков собственными методами. Конечно, я анализирую команды, с которыми мы встречаемся. Использую DVD (раньше – кассеты) с играми соперников и извлекаю те данные, которые меня интересуют. Потом все это представляю моим футболистам, мы с ними обговариваем, что нужно предпринять. После матча я также анализирую игру. Конечно, мы не смотрим все 90 минут, потому что ни у одного футболиста не хватает на это терпения, даже если его не было на поле! Но мы выделяем самое главное, самые важные моменты, которые могут помочь оценить то или иное действие. Это очень важно. Футболисты должны понимать организацию игры, ее принципы. Часто анализируем, насколько они выложились на поле. Изучаем их способности вернуть мяч, быстроту, с которой переводят игру от защиты к атаке, агрессивность в перехвате... Очень многое можно узнать, если следить не только за соперником, но и за собой.
– Насколько важно диктовать темп игры?
– Большие команды должны определять ритм и направление игры. Это одно из моих первостепенных требований. Футболисты «Шахтера» знают в точности, что они должны делать. Конечно, для этого нужно время. И поэтому новым исполнителям сложно сразу понять нашу систему. Требуются время, терпение и желание. А я им помогаю в этом.
– Легко ли менять тактику по ходу матча? Готовите ли вы вместе с игроками несколько вариантов сценария встречи?
– У меня в распоряжении есть только три футболиста, чтобы изменить стиль игры команды. К сожалению, мы не можем прервать матч, чтобы дать указания, как, например, в баскетболе или гандболе. В футболе для этого есть только перерыв. Каждый раз во время перерыва я пытаюсь что-то изменить, анализируя наши менее сильные стороны в первом тайме и учитывая слабости соперника. Существуют, конечно, и другие нюансы, которые касаются внутренней кухни.
– Насколько ценны футболисты, которые умеют контролировать мяч на высокой скорости, преодолевая большую дистанцию?
– Это опять же один из важных пунктов. Наш главнейший принцип игры – ускорение футболистов, которым удается забрать или перехватить мяч. Способность выиграть пространство! Мы обладаем такими игроками – быстрыми, техничными. Надеюсь, что им удастся применить все их качества.
– Защитники, умеющие выполнять функции плеймейкеров, становятся все более популярными. Как за последние десять лет изменилась роль защитников?
– Сильно изменилась. Конечно, все защитники – и великие в том числе – должны быть в первую очередь игроками атаки, должны иметь наступательное видение, а не только защитное. Поэтому и игра поменялась – стала более захватывающей, быстрой. Это было бы невозможно только при помощи игроков середины поля или игроков атаки. Но этого можно добиться с футболистами, которые начинают с защиты и обладают качествами нападающих, то есть быстротой, хорошим владением мячом и видением игры, позволяющими создать численное превосходство. Поэтому спросом пользуются защитники с такими качествами. В настоящее время они стали настолько же важными, как и нападающие. Раньше ценились больше всего форварды – и гонорары им платили за захватывающую игру, забитые мячи. Сейчас очень много великих команд, которые хотят выиграть титул и ищут защитников, имеющих вышеуказанные качества.
– Стало ли умение перехватывать мяч важнее подкатов?
– Перехват мяча является важным тактическим приемом. Важно знать, когда это сделать, как, в какой зоне поля и так далее. Потому что это самое важное в нынешнем футболе! И чем дальше от собственных ворот перехватываешь мяч, тем опаснее можешь стать, тем больше у тебя шансов забить. А уже потом, в зависимости от зоны поля, меняется образ игры команды. Одно дело, когда перехватываешь мяч в защите. Другое – когда в середине поля. И совсем иная игра выходит, если перехватить мяч в атаке. Тут требуется опыт, тактическая культура. Но особенно важны качества предвидения, скорости и техническая ловкость.
– Насколько важным является сейчас умение играть в длинный пас?
– Длинные пасы имеют свою важность и очень значимы. Это строение игры, если его использовать с умом. Не хочу вдаваться в подробности, нет смысла. Но это исключительно важный технический элемент. Вовремя сделанный длинный пас может вывести из игры всю команду соперника.
– Насколько успех «Шахтера» связан с тактической выучкой? Сколько здесь от природного таланта, а сколько – от упорного труда?
– Учитывая факт, что на протяжении всех этих лет мы постоянно меняли футболистов, и очень ценных футболистов, я бы отвел организации игры значительный процент. Мы теряли исключительно важных исполнителей. Говорили, что без них эта команда не выстоит. Но мы выстояли и продолжили выигрывать титулы. Мы можем сыграть на высоком уровне в Лиге чемпионов и показать захватывающий футбол. Поэтому считаю, что в настоящее время в мировом футболе главным является организация игры! К этому необходимо добавить способность футболиста пожертвовать собой, бегать, перехватывать мяч, сотрудничать с другими. И, наверно, только после всего этого важен талант… Талант должен поддерживаться всеми: и тренерами, и игроками. Но, повторюсь, в настоящее время в футболе качества игрока, связанные с сотрудничеством со своим коллегой по команде, более важны, чем индивидуальный талант.
– Каждый год вместе с другими специалистами вы посещаете Форум элитных тренеров в Ньоне. Что это мероприятие дает лично вам?
– Это важно. Тренеры встречаются на таком мероприятии, могут обменяться идеями, познакомиться друг с другом, начать более глубоко уважать друг друга. Вы видите, что на уровне важных матчей уже не возникает проблем между тренерами на кромке поля. Между болельщиками – да, но между тренерами – никогда! Эта сторона очень важна для будущего мирового футбола.
– В чем важность образования для тренеров? Какой совет вы бы дали начинающим наставникам?
– Для меня самым важным в отношениях с игроками является образование. Я никогда не начинаю работу в новой команде, не поговорив с футболистами об образовании, отношении, дисциплине, инструктаже, концепции… И только в последнюю очередь говорю со своими игроками о результате. Если все это будет соблюдаться, результат окажется просто следствием! Но, если одним из этих пунктов пренебречь, результаты всегда будут случайными.