Михаил Фоменко: "Патриотизм нужно доказывать работой, а не словами и песнями"

914 29.12 2014   10:59
Фото - dynamo.kiev.ua

Вся наша страна пережила невероятно сложный год, и футбол не мог стать исключением. Тяжело было и сборной Украины, хотя ниже определенного уровня национальная команда не опустилась. Свое лицо и свои бойцовские качества сохранила, и в этом со мной согласился главный тренер «сине-желтых» Михаил Фоменко, с которым мы попытались подвести итоги уходящего года…

— Михаил Иванович, вы согласны, что этот год был непростым для нашей главной команды?

— Естественно. А для кого он был легким? Футбол не может быть оторван от общей жизни людей, и пустые трибуны украинских стадионов — лишнее тому подтверждение.

— Насколько болезненным вы находите кризис, в который попал весь наш чемпионат?

— Глупо отрицать его наличие, но нужно быть волшебником, чтобы в одночасье остановить этот процесс. Давать оценку уровню нынешнего первенства прежде всего должны главные тренеры клубов, но я не стану отрицать, что он заметно упал. Вы же помните, как мы заканчивали прошлый сезон и как летом c трудом набрали 14 коллективов для участия в соревнованиях. О чем еще можно говорить?

— Нынешнюю ситуацию сравнивают с тем, что происходило в начале 90-х годов. Вы тогда работали в украинском чемпионате…

— Думаю, что сравнивать некорректно. Тогда все развивалось, строилось, двигалось вперед, а сейчас, по-моему, наоборот. Поэтому мы должны благодарить тех людей, которые в сложившихся условиях находят возможность содержать клубы, вытягивать их.

— По футболистам сборной ощущалось, что чемпионат Украины находится в глубоком кризисе?

— Разумеется. Хотя ребята больше думали не об этом, а переживали о ситуации в стране. У нас ведь много игроков из тех регионов, в которых, мягко говоря, неспокойно. Думаю, что это сказывалось и на их подготовке к играм, хотя я могу сказать футболистам большое спасибо за морально-волевые и бойцовские качества. За счет этого они вытащили не один матч.

— В том числе и контрольные поединки, в которых уровень наших соперников оставлял желать лучшего. Согласны ли вы с такой постановкой вопроса и сказалось ли это в процессе подготовки к старту в отборочном турнире ЧЕ-2016?

— Мы неоднократно обсуждали эту тему. Я не могу говорить о том, чего не было: дескать, играли бы с Бразилией — и все было бы по-другому… От нас мало что зависело, в Украину отказывались ехать многие сборные, поэтому выбирать не приходилось.

— Может, надо было самим сесть в самолет и полететь на встречу с сильным противником?

— У нас было предложение съездить в турне перед чемпионатом мира, но, взвесив все обстоятельства, мы приняли решение отказаться от этой идеи. Длительные перелеты, разница во времени и так далее, и тому подобное. Все это должно было происходить в отпуске, после трудного сезона.

— То есть в этой ситуации вы просто поберегли футболистов?

— И их тоже.

— Как вы относитесь к тем событиям, которые происходят сейчас вокруг управления украинским футболом? Тут, по всей видимости, тоже не удастся избежать революции…

— Не в моей компетенции обсуждать данный вопрос, но если коротко, то это похоже на процесс искусственного нагнетания обстановки. Самое интересное, что занимаются этим люди, которые сами по себе в футболе абсолютно ничего не значат. Хотя позиционируют себя так, будто достигли в этом деле всевозможных вершин. Сейчас модно поливать людей грязью, поэтому я стараюсь не обращать на это никакого внимания. Привык иметь дело с профессионалами. Вот их мнение для меня важно.

— Нет ничего удивительного в том, что в такой ситуации из стен Дома футбола то и дело поступали сведения о каких-то финансовых затруднениях. Национальной сборной они не коснулись?

— Думаю, и этот вопрос не по адресу. Его нужно задавать тем, кто занимается такими делами.

— Но сборная была одета, обута, накормлена?

— Конечно. С этим не было никаких проблем.

— В вопросах премиальных, положенных за достижение результата, тоже был найден компромисс?

— Да, у нас все четко оговорено.

— Без материального вознаграждения в главной команде страны никак нельзя даже в нынешнее время?

— Разумеется, бонусы должны быть. Не в тех размерах, что в клубах, но это нормальное явление для всего мирового футбола. Другой вопрос, что нужно отталкиваться от реалий сегодняшнего дня.

— В сборной СССР, когда вы за нее выступали, были премии?

— А как же…

— Михаил Иванович, первый блин вышел комом — национальная команда Украины неудачно стартовала в отборочном цикле Евро-2016. Неужели словаки сейчас действительно настолько неуязвимы?

— Я бы так не сказал. Мы против них неплохо играли, но пропустили несколько опасных контратак, результатом которых и стал один гол. Свои же моменты нам реализовать не удалось, но их было достаточно. Мы еще до этого матча говорили, что это непростая команда. Но у нас все думают, что сборная Украины всегда должна быть сильнее всех, а в футболе бывает всякое. С любым соперником можно играть, если выполнять все то, о чем договаривается тренер со своими подопечными.

— В этом и в других поединках отбора как-то слишком уж неубедительно выглядели футболисты «Днепра». Вы согласны, что этой осенью игроки днепропетровского коллектива находились совсем не в той физической форме, что год назад?

— Естественно, как можно отрицать очевидные факты? Чудес не бывает. На протяжении длительного периода времени с командой работал один наставник, потом пришел другой специалист, у которого немножко другие взгляды на футбол и, наверное, другие требования. Началась перестройка, а для таких процессов нужно время.

— Всю осень вас буквально засыпали вопросами по поводу форвардов. Вам они не надоели?

— У каждого своя работа. Вы — спрашиваете, мы — отвечаем. Все нормально (улыбается).

— В Украине сейчас большой кризис с нападающими. Вы согласны?

— Я неоднократно повторял одно и то же слово — стабильность. Форвардов хватает, но стабильную игру показывали далеко не все из них. Кто сейчас возглавляет бомбардирскую гонку чемпионата?

Эрик Бикфалви и Андрей Ярмоленко.

— Вот вы сами и отвечаете на свой вопрос — два полузащитника… Впрочем, я бы не стал драматизировать ситуацию. Любому нападающему сейчас непросто, на его плечах висят минимум два защитника, но, навязывая им борьбу, выполняя определенную работу, форвард создает предпосылки для атак из глубины поля. Присутствует эффект внезапности. Мы этим, кстати, пользовались.

— Такому доверию, какое было у Романа Зозули, может позавидовать любой футболист. Оставим его голы, которых не было, а возьмем ту самую не всегда видимую работу, о которой вы сказали. Вас она удовлетворяла?

— Я никогда не занимался публичными разборами игры того или иного исполнителя, поэтому все накопившиеся вопросы мы задаем ребятам внутри коллектива. Могу сказать одно — претензий по самоотдаче к Зозуле не было.

— Кроме визуальных наблюдений, чем еще вы руководствуетесь, оценивая объем работы футболистов?

— Всю необходимую информацию нам предоставляет комплексно-научная группа во главе с Владимиром Лазаренко, который ведет учет тактико-технических действий, а также дает нам анализ беговой и скоростной работы, осуществляемый одной из авторитетных компаний, с которой заключила контракт ФФУ. С помощью этих цифр мы указываем ребятам на определенные ошибки. В современном футболе без этого никак нельзя.

— Кто в сборной больше всего пробегает за матч?

— Я бы сказал не так. У нас отсутствуют исполнители, которые по этому критерию не вписываются в рамки определенного минимума. Так что претензий к ребятам нет, все они понимают, что без выполнения черновой работы результата не будет…

— Второй поединок в отборе получился не менее тяжелым, чем первый. В Белоруссии уже не в первый раз сработали ваши замены, причем вы бросили в бой дебютантов. Рисковали?

— Так это же благородное дело, если к нему, конечно, быть готовым. А ребята оказались готовы. К Сергею Сидорчуку мы присматривались еще весной, получили о нем достаточно информации и решили, что пока на таком уровне ему играть рановато. Но потом подошло время, и он своей игрой показал, что достоин места в сборной. Так что ничего неожиданного не произошло.

— Следующий матч вышел не менее нервным, хотя реализуй Андрей Ярмоленко 11-метровый, встречу с Македонией можно было, скажем так, закончить уже в начале второго тайма. Вы сами назначаете пенальтистов?

— Нет, это прерогатива игроков, им на поле виднее, кто лучше готов. А то, что не забили, — ничего страшного. Главное что проявили характер, выдержали и довели матч до победы.

— Со стандартами у сборной, кстати, дела по-прежнему обстоят не очень хорошо. Чего не хватает, чтобы выжимать максимум?

— Я согласен, что это наш резерв. Сегодня не получается — получится завтра. Мы над этим работаем.

— В Люксембурге был определенный отрезок игры, когда на нашу команду стыдно было смотреть, хотя перед поединком все, и вы в том числе, только и говорили, что слабых соперников не бывает. Не достучались, стало быть, до ребят?

— По всей видимости, мы не совсем убедительно озвучили всю нашу информацию, так что вины с себя не снимаем.

— В ваше время существовали такие понятия, как самоподготовка и самоанализ…

— Уверен, что все эти моменты никто не отменял. Без этого никак нельзя.

— Молодежь другая?

— Но требования прежние! Кто их выполняет, тот и двигается вперед. Так было всегда и так будет. Лучше, чем ты сам, тебя никто не настроит.

— В сборной, к слову, хватает опытных исполнителей. Вас не беспокоит высокий средний возраст команды?

— Всему свое время. Конечно, нужно потихоньку, так сказать, разбавлять, но если игроки соответствуют уровню и выполняют требования, то зачем смотреть в их паспорт? Существует конкретная работа и оценка этой работы. Вот и все.

— Главное предназначение нынешнего Анатолия Тимощука — это передача опыта команде?

— Старшие всегда делятся опытом с младшими, а у него, разумеется, есть чем поделиться.

— Рано или поздно на уровне сборных делиться становится уже просто нечем. Как вы считаете, футболист сам обязан понять, когда наступает этот момент, или тренер должен ему подсказать?

— Думаю, такие решения принимаются совместно. Тогда, когда подходит время. Если игрок видит, что уже не тянет, то какой смысл ему разрушать весь тот авторитет, который он заработал за карьеру? Я думаю, что Тимощук прекрасно это понимает.

— Вам часто задают вопросы по поводу натурализации футболистов. Тяжело понять, вы ее поддерживаете или нет?

— Все должно быть естественно.

— Судя по всему, вы придерживаетесь следующего принципа: утром — деньги, вечером — стулья. Я вас правильно понял?

— Конечно. Сначала игрок получает паспорт и все основания выступать за национальную команду, а потом уже он становится кандидатом, которого мы рассматриваем. А пока вокруг тех или иных исполнителей ходят одни разговоры.

— Так, может, подтолкнуть кого-то к принятию такого решения, если сборной это пойдет на пользу?

— В этом должны быть заинтересованы прежде всего клубы. Чтобы у них было больше футболистов с украинским паспортом.

— Вас интересуют такие игроки, как Данило Силва и Тайсон, которые в следующем году могут получить украинское гражданство? Они бы усилили команду?

— Думаю, они сами должны ответить на ваш вопрос своими действиями. Или бездействием.

— Бразильцы, о которых мы говорим, уже держат руку на сердце во время исполнения нашего гимна. Вы обращали на это внимание?

— Думаю, это вторично. Свой патриотизм в первую очередь нужно доказывать работой, а не словами и песнями. Это мое мнение.

— Но все-таки — в интервью «КОМАНДЕ» Данило Силва прямо сказал, что готов выступать за сборную Украины…

— Поживем — увидим. Сначала он должен получить паспорт.

— Михаил Иванович, следующий год сборная Украины начнет матчем с Испанией. Вы знаете рецепт игры с этим соперником, противоядие его футболу?

— Сейчас можно говорить все что угодно, но у нас впереди сбор информации, ее анализ и так далее. Точно могу сказать — будет непросто.

— Испанцы переживают некий процесс смены поколений после проваленного чемпионата мира…

— Возможно, тренер действительно определил причины такого выступления и внес некоторые коррективы. Но мне кажется, что Испания в начале лета, после напряженного сезона, после загруженности игроков в клубах, и Испания в начале весны — это две разные команды. Спад — это громко сказано. Я думаю, что там все равно хватает опытных исполнителей, а те, кто был моложе, уже набрались этого самого опыта. Еще раз подчеркну, что нам предстоит встреча с сильным соперником, но мы будем готовиться. Без боя не сдадимся точно.

Евгений Гресь

Источник: Газета "Команда"
Популярні новини