Этот футболист мог снискать славу уже легендарного Александра Шовковского, ведь по уровню таланта был одним из лучших вратарей Украины середины — конца девяностых, однако травма, полученная в самом расцвете его карьеры, внесла свои коррективы. Но Илья БЛИЗНЮК не пал духом и за 15 лет профессиональных выступлений сделал себе имя и зарекомендовал себя как крайне волевой игрок.
- На данный момент я, можно сказать, нахожусь в творческом отпуске. Не так давно посещал Федерацию футбола Украины, был на выборах нового президента ФФУ, — начал разговор Илья. — Пока есть свободное время, активно слежу за выступлениями наших команд в еврокубках.
Если говорить о результатах, которые наши команды показали на прошлой неделе, то хотелось бы сказать, что все они закономерны. «Шахтер» проиграл настолько крупно, потому что рано опустил руки. Безусловно, удаление сильно повлияло, но это не основная причина. «Бавария» во Львове устояла вдесятером, а горняки нет. Почему? Выбрали неправильную стратегию, разуверились в собственных силах, дрогнули, а немцам только того и надо было. Касательно красной и пенальти, то я считаю, что все по делу.
«Динамо» проиграло очень обидно… Практически весь первый тайм киевляне выглядели уверенно, контролировали игру, а потом их как будто подменили. Во втором отрезке матча «бело-синие» и вовсе откровенно подсели и начали действовать на отбой — из-за этого и такой результат. Но он не катастрофический, абсолютно! В Киеве будет совсем другая игра: соберется полный стадион, ребята будут заряжены максимально. Уверен: подопечные Реброва нивелируют результат первой встречи и пройдут дальше.
Порадовал «Днепр», однако итог первой игры не позволяет ему расслабляться — слишком мал запас в один гол. В Амстердаме нужно будет сильно попотеть, чтобы удержать преимущество, а тут еще дисквалификации Ротаня и Зозули… Мирон Богданович тренер опытный, должен правильно выбрать стратегию и тактику на матч и добыть нужный результат.
— Проясните ситуацию с вашим увольнением из ФК «Полтава».
— Детализировать, собственно, нечего, а в подробности вдаваться не хочу. Дело в том, что я до сих пор не знаю истинной причины… Хорошо, что сейчас меня это уже не касается — это пройденный этап.
— Имел место конфликт с руководством?
— Об этом не может быть и речи. Никакого конфликта или разногласий с руководством клуба и его президентом Леонидом Соболевым у меня не было.
— Уже есть предложения возглавить какой-то клуб?
— Были, но по некоторым причинам они меня не устроили. Вы уж простите, но детализировать, что именно и какие клубы общались со мной, я не буду.
— Команды отечественные или из-за рубежа?
— Наши, отечественные.
— Представители Премьер-лиги или низших дивизионов?
— Все-то вы хотите знать. Ну, хорошо, скажу. Было одно приглашение от к луба Премьер-лиги и два — от клубов первой лиги. Сотрудничество, которое мне предлагали руководители клуба элитного дивизиона, оказалось несерьезным, слабеньким, а с представителями первой лиги не сошлись в финансовых вопросах. Все предельно просто.
— Некоторые говорят: для того, чтобы стать хорошим тренером, нужно забыть, каким ты был игроком. Какая тренерская философия Ильи Близнюка?
— С этим утверждением я согласен полностью. А что касается моей философии и моего видения… Тут ответить не так уж просто. Я получил предложение стать тренером, войти в тренерский штаб, когда был игроком, сделал мне его Александр Ищенко. На тот момент я выступал за «Ростов», и у меня был на руках контракт еще на год. Но я решил его расторгнуть и принять предложение Ищенко стать его помощником в мариупольском «Ильичевце», когда клуб выступал в первой лиге.
Почему поступил именно так? Просто я четко осознал: нужно думать о будущем. В общем, решил, что пора завязывать с профессиональными выступлениями. Не стану скрывать, было тяжело перестроиться, но благодаря подсказкам опытных наставников довольно быстро начал постигать тренерские азы. Прошло не так много времени, и мне доверили «дубль», а после отставки Александра Алексеевича, по его, кстати, рекомендации, принял и первую команду. Сперва как исполняющий обязанности, потом без этой приставки.
Тренер должен учиться каждый день.
— Кто из тренеров вам импонирует? Чье видение футбола и модель игры нравятся больше всего?
— Кого-то одного выделить не могу. Например, мне нравится, как работает Роберто Ди Маттео с «Шальке» — какой они матч против «Реала» выдали! Это было нечто. Сразу видно, что наставник отлично умеет работать с молодежью, что у него нет страха перед великими клубами, видно, что он умеет классно настроить, мотивировать. А это не каждому дано. Команды Ди Матео всегда демонстрируют содержательный футбол — это не может не нравиться. Очень ярко засияла тренерская звезда Диего Симеоне. Его «Атлетико» поставил всех на уши в прошлом сезоне. Импонирует, как трудятся монстры тренерского цеха Жозе Моуриньо и Пеп Гвардиола. Из наших тренеров нравится видение футбола Сергея Реброва.
В целом же надо брать от каждого понемногу и пропускать через себя, добавлять свое. Именно такой симбиоз может дать результат. Нужно шагать в ногу со временем, ничто не стоит на месте, футбол — не исключение. Постоянно требуется движение вперед.
— Я знаю, что вы проходили стажировку в немецком «Вольфсбурге». Что нового почерпнули в Германии?
— Очень плодотворная выдалась командировка. Сразу внесу ясность: с представителями «волков» мы просто общались, а сама стажировка прошла в «Бохуме» и «Фортуне» из Дюссельдорфа.
У немцев есть чему поучиться. Основной акцент моей стажировки в этих клубах был сделан на том, как правильно выстроить вертикаль руководства клубной системы от детско-юношеской секции до главной команды. Много внимания было уделено именно детскому футболу. Как воспитывать юного игрока, чтоб он впоследствии стал исполнителем экстра-класса, какие критерии отбора детей в команду, как правильно им давать нагрузки и многое другое. Также проводился анализ новшеств тренировочного процесса, аналитические лекции по развитию футбола в целом.
Подобная стажировка у меня не первая. Пару лет назад я был на подобной стажировке в гельзенкирхенском «Шальке», когда от ФФУ поехал туда по программе защиты тренерской лицензии Pro. Такие вояжи безумно важны для молодых тренеров в плане саморазвития и образования.
— Если говорить о ваших выступлениях на профессиональном уровне, то с каким клубом связаны самые лучшие воспоминания?
— Много хорошего было, много позитивных воспоминаний осталось, и связаны они не с одним клубом. Всегда приятно вспомнить выступления за кировоградскую «Звезду», «Днепр», «Ростов». Мог бы в этот перечень внести и «Динамо», но… за киевлян я толком и не поиграл. Однако я очень благодарен нынешнему президенту киевского клуба Игорю Суркису за то, что он для меня сделал. Я получил тяжелейшую травму, и только в столичном клубе меня могли поставить на ноги, полноценно реабилитировать и восстановить после очень сложной операции. Пройдя этот нелегкий этап, я вернулся в большой футбол и, более того, даже в сборную Украины попал.
— После перехода в киевское «Динамо» звезду не поймали?
— Нет. Мне пресекли раз витие звездной болезни еще в 17 лет (смеется). Было это в запорожском «Металлурге» при тренере Жиздике. Тогда в команде играли Таран, Сивуха, Башкиров… Они кого угодно могли быстро поставить на место. Все нужно было доказывать только работой. Как на фоне этих людей можно было чувствовать себя какой-то там звездой? Поскольку я прошел такую школу, и речи быть не могло о звездности и завышенном самомнении даже после приглашения в киевский клуб.
— Какой самый памятный матч в карьере?
— Их было несколько. Например, в память навсегда врезался победный домашний поединок «Днепра», в котором я выступал, против донецкого «Шахтера». Также матч Кубка УЕФА против владикавказской «Алании», хоть мы и проиграли 1:4.
— В России за вами закрепилось звание специалиста по пенальти.
— Да, было такое. Этот ярлык на меня повесили после того, как я, выступая за «Томь», в матче против московского «Динамо» отразил два пенальти, причем второй уже в компенсированное время.
— Вы сменили не один клуб. Кто из тренеров оставил неизгладимое впечатление?
— Все. У каждого тренера, с которым мне доводилось работать, было чему поучиться. Было много позитивных моментов, не обошлось и без негатива. По молодости, бывало, принимал не совсем правильные решение, которые тогда казались правильными…
— В футболе реализовали себя полностью или осталось чувство недосказанности?
— Я ни о чем не жалею. А реализовался ли полностью… Вопрос сложный и неоднозначный, из области философии. Кому-то суждено играть до сорока, выступая за великие клубы, завоевывая Кубки и золотые медали, но это же не всем на роду написано. У каждого своя судьба. Я своей доволен, жалеть не о чем.
— Когда вы точно поняли: все, я ухожу?
— Я решился на этот шаг сразу после предложения Ищенко работать с ним в «Ильичевце». Повторюсь, на тот момент у меня был еще годовой контракт с «Ростовом», деньги приличные по контракту. Позволял тогда и возраст дальше играть, и здоровье… Но в жизни не все просто, иногда нужно поразмыслить, пересилить себя, пожертвовать чем-то и принять правильное решение. Уверен, что поступил правильно. Я повесил бутсы на гвоздь вовремя. Красиво и своевременно уйти тоже нужно уметь. Но, лукавить не стану, довольно непросто было принять это решение. На размышление у меня были сутки.
— Многие спортсмены, завязав с профессиональными выступлениями, впадают в депрессию, «приседают на стакан». Как вы пережили этот этап?
— У меня не было времени депрессировать. Впадать в отчаяние, заливать проблемы алкоголем — удел слабых духом.
Я без дела не сидел ни дня. Расторг контракт с «Ростовом», через день уже был в расположении «Ильичевца» и сразу начал активно включаться в тренерскую деятельность, все впитывать, как губка. Футболист и тренер — две разные роли, скажем так.
— Нет желания попробовать свои силы вне футбола? Скажем, в политике, менеджменте, бизнесе.
— Не мое все это! Я считаю, что нашел себя в футболе, а когда ты находишь себя в чем-то, зачем распыляться? Я получаю удовольствие от того, чем занимаюсь, вижу перспективу. Плюс, когда работаешь на тренерском поприще, постоянно вырабатывается внутренний адреналин, что-то изнутри подстегивает двигаться вперед, достигать высот, совершенствоваться, постигать новые знания, покорять новые вершины.
— Сейчас к власти в Федерации футбола Украины пришли ваши, скажем так, ровесники. Как вы к этому относитесь?
— Самое главное, что произошла перезагрузка власти. Новая команда ФФУ — это сплав молодости и опыта. Ни в коем случае нельзя отбрасывать то хорошее, что было сделано предшественниками, но совершенствоваться надо тоже. Нужно поэтапное движение вперед, думаю, оно будет, даже несмотря на нынешнее кризисное время.
— Вратари — особая каста, и, говорят, они очень суеверны. У вас есть какие-то предрассудки?
— Есть и предрассудки некоторые, и приметы. Но говорить и рассказывать о них не буду — это мое, личное. Я человек верующий, и когда выходил на поле, всегда крестился.
Виктор Глухенький