Сергей Ребров: "Стиль "Атлетико" - это то, что присуще "Динамо"

926 29.11 2014   11:33
Фото - FootBoom.com

Игорь Суркис не прогадал. С приходом Сергея Реброва на пост наставника, «Динамо» преобразилась, и хотя еще не набрала чемпионских кондиций, уже остервенело бьется за золото национального первенства, методично обыгрывая всех своих ключевых конкурентов. Сам Ребров настроен по отношению к этому подъему философски: «Просто у каждого клуба есть белые и черные полосы».

- Вы начинали играть за донецкий Шахтер. Сейчас возглавляете киевское Динамо. С какими чувствами наблюдаете за игрой дончан?

- Я начал играть за Шахтер достаточно рано — в 17 лет. И если бы в те — времена Динамо и Шахтер были такими принципиальными соперниками, как сейчас, вряд ли бы я перебрался в Киев. Но на тот момент мой рост возможен был только в Динамо — конкурентоспособной европейской команде с квалифицированным тренером. И тренер Шахтера Валерий Яремченко благословил меня на переход. В целом, мое сердце было и есть с Динамо — это мой родной клуб.

- Как вам удалось заставить играть футболистов, которые выглядели невыразительно при предыдущем тренере Олеге Блохине? 

- Я всего лишь объяснил им свои принципы игры. Раньше игроки играли — за себя — только на оборону или только на атаку. А сейчас есть проблески командной игры: и обороняемся вместе, и атакуем. Каждый футболист должен понимать, что он делает на поле, и при этом импровизировать. Мне нужны творческие люди, но они должны понимать элементарные схемы расстановки футболистов. Команда играет так, как хочет ее тренер. Есть единицы команд, которые на протяжении долгих лет, меняя тренеров, проповедуют один и тот же стиль игры. Это Барселона, Аякс.

- Легендарный динамовский — тренер Валерий Лобановский давал колоссальные нагрузки своим подопечным. Вы такой же требовательный в этом плане?

- Многое меняется. С Лобановским мы проходили нагрузки без мяча. Сейчас больше упражнений с мячом. Когда футболисты работают с мячом, они не замечают даже, что пробегают большую дистанцию, чем монотонно работая без него. Валерий Васильевич как никто понимал, что в Европе мы могли достичь успеха только за счет функциональной подготовки и контратак, потому что супертехничных футболистов у нас практически нет. В этом плане мы не можем сравниться с испанцами, итальянцами, у которых работа с мячом лучше.

- Существует такой штамп, как конспекты Лобановского. У вас есть такие конспекты?

- Нет. Я достаточно почерпнул из его опыта. Но я также многое перенял — от европейских тренеров. Стажировался в дортмундской Боруссии, которая играла тогда в финале Лиги чемпионов. Мне было интересно, как за счет не самого лучшего подбора футболистов — там тогда не было звезд, как в Байере, Барселоне или Реале, — они так успешно играют.

- И что, тренер Боруссии легко делился секретами? Или говорил: «Так, Сергей, здесь отвернитесь — мы будем разучивать суперуспешную подачу углового!»

- Юрген Клопп меня знал как игрока и сам пригласил на тренировки. В Европе тренеры более открыты, чем у нас. Я, кстати, был на стажировке вместе с Нико Ковачем, главным тренером сборной Хорватии. И мы с удовольствием все записывали. «Спрашивайте о любом упражнении!» — говорил Юрген, ему льстило наше внимание.

- В какой клуб вы бы сейчас отправились на стажировку?

- Мне нравится стиль игры Атлетико (Мадрид) и Реал (Мадрид). Футбол — Барселоны — тотальный контроль мяча — не для Динамо. Но футбол Атлетико — агрессивный, компактный — это то, что присуще нам.

- Такие игроки, как Пике,  — Педро, Бускетс, — все они заблистали под руководством тренера Хосепа Гвардиолы. В то же время второй великий тренер — Жозе Моуриньо — наоборот, особо никого не раскрывал, а приходил на все готовое в команду звезд. Вам как проще?

- Любой тренер хочет работать с именитыми футболистами. Но это палка — о двух концах. С одной стороны, я хочу, чтобы в команде играло как можно больше украинцев, я вижу в этом потенциал. Есть много украинских ребят, которые хотят работать, их только надо направить. С другой — когда приобретается суперфутболист, он обязательно требует место в основном составе. И когда у тебя достаточно звезд в команде, их не так просто заставить работать: они добились многого и не всегда хотят узнавать что-то новое. Поэтому с украинцами, которые уважают тренера и знают, за какой клуб выступают, работать немного легче.

- Всем тренерам сложно работается с легионерами?

- Я не говорю, что с легионерами работается сложно. Я говорю,  — что сложно со звездами, которые думают, что они на высоком уровне и дальше подниматься им нет смысла. Но не все таковы. Особенно сейчас я вижу желание наших легионеров: они работают, я им благодарен. Выиграв несколько игр в чемпионате Украины и Лиге Европы, они понимают, что если мы остановимся, то поплатимся. Конечно, знание английского помогает в общении. Мы можем поговорить с глазу на глаз. С переводчиком сам футболист чувствует себя не очень комфортно, и тренер не всегда может донести все, что хочет.

- Помните свой первый футбольный гонорар?

- Помню, что все отдал родителям — рублей 200 или 300. Тогда еще были — рубли. Оставил себе 20 рублей. Мама была очень довольна. У меня мама — руководитель ансамбля бальных танцев, папа — руководитель бального кружка. Конечно, зарплата футболиста кардинально отличалась от их заработка.

- Те, кто интересуются футболом, знают, что зарплаты некоторых легионеров клуба выше вашей. Вам обидно, что иностранец, зарабатывающий больше вас, не выкладывается на поле?

- Ну… Я вообще об этом аспекте не думал. Если — кто-то не выкладывается, он не играет. Так строится любая команда: не бывает такого, что играет тот, у кого выше зарплата. Я говорю динамовским легионерам, что этот сезон очень важен: если вы покажете уровень игры и по окончании чемпионата скажете, что сделали все и хотите уйти, то мы с президентом пойдем вам навстречу. Война, безусловно, влияет на психологию легионеров. Даже если нет военных действий в Киеве, футболисты все равно смотрят ТВ. И подсознательно хотят вернуться домой. Но сейчас они видят, что есть коллектив единомышленников, с которым можно добиться успеха. Что касается украинцев, то каждый молодой игрок понимает: в Динамо тебе не дадут два или три шанса.

- Кто вас научил общаться со СМИ? Ваш предшественник Блохин редко радовался общению с прессой.

- Наверное, такое воспитание. Когда я был футболистом, почти никогда — не отказывал в интервью. В Европе, например, нельзя пройти мимо болельщика, который ждет тебя с ручкой на холоде 40 минут. Это ненормально. Наверное, когда-нибудь украинские футболисты тоже придут к тому, что несложно остановиться у выхода со стадиона, за три минуты дать автографы и поехать дальше.

- Вы сейчас общаетесь с Олегом Блохиным?

Несколько раз встречались после того, как я стал главным тренером. Он так же переживает за Динамо, как и тогда, когда был тренером. Я всегда говорил: Олег Владимирович делал свою работу честно. Что‑то получалось, что‑то — нет. Но в том, что он все делал для Динамо, я уверен на 100 %, потому что был рядом.

- Вы часто штрафуете игроков?

- Конечно, если есть грубые нарушения: необоснованная красная карточка, отброс мяча, разговор с арбитром, лишний вес, опоздания на тренировки. Игроки должны понимать, что мы занимаемся серьезным делом, за нами миллионы болельщиков.

- Я лично слышал, как ваш помощник Рауль очень красиво поет в караоке. Вы поете?

- Нет, никогда. У меня не получается.

- Вместо пения предпочитаете — радиоспорт? Я знаю, что в 2005 году вы стали чемпионом мира по радиоспорту, установив 5.500 контактов с радиолюбителями за 36 часов.

- Я после этого раз пять или шесть становился чемпионом Европы — и мира. За определенное время я должен связаться с максимальным количеством людей — особенно с другого континента. Но это не так сложно, как стать чемпионом мира по футболу.

- А что вы говорите друг другу во время контакта?

Ничего. Он тебе дал номер своей связи, ты — своей. Если это не соревнования, то люди разговаривают о многих вещах. Согласитесь, здорово просто так сесть и поговорить, например, с Антарктидой. Недавно была экспедиция на этот остров пингвинов, и эти люди разговаривали со мной. А когда я был юным парнем, сработался со станцией Мир. С космосом!

- А вы с девушками когда‑то знакомились по радиосвязи?

- Люди, которые общаются, имеют только позывные. Многие — не представляются, а на соревнованиях ты вообще не называешь имя. Фамилии точно никто не спрашивают. Уэйн Грецки, принц Монако Альберт, бывший король Иордании — достаточно знаменитых людей, которые общаются инкогнито.

- И последний вопрос: кто получит Золотой мяч?

- Я бы вручил Роналду. Да, Месси талантливее, но в этом году достойнее Криштиану.

Источник: "Новое время"
Популярні новини