Английский «Ньюкасл» — старый добрый знакомый киевского «Динамо». С британскими «Сороками» киевляне дважды пересекались в групповом турнире Лиги чемпионов с разницей в пять лет. Вспомнить перипетии этих встреч журналист газеты «Команда» попросил экс-полузащитника «бело-синих» Александра Хацкевича, который в 2002-м на «Олимпийском» отличился забитым мячом в ворота британцев, а наша команда тогда победила. Хотя вот парадокс — гораздо более памятным для болельщиков стал матч, случившийся осенью 1997-го на этом же поле. Незаурядный по накалу борьбы и сюжету…— На нашу команду положительно повлиял успех в Эйндховене в первом матче группового раунда, — говорит Александр. — Мы почувствовали небывалую уверенность в своих силах. Домашний матч с «Ньюкаслом» во втором туре был, по сути, для нас первым домашним противостоянием такого уровня в Лиге чемпионов. Это уже потом аншлаг на «Олимпийском», бушующие 100-тысячные трибуны в играх с «Барселоной» и «Ювентусом», «Арсеналом» и «Реалом» станут для нас чуть ли не привычным антуражем. Так что в той встрече с командой Кенни Далглиша почти все было в новинку.
— Что помогло побороть волнение?
— Валерий Лобановский был очень талантливым психологом. Он внушил нам, что играть можно с любым соперником. Одним из его любимых выражений было: «Звезды в футбол не играют». А что касается переполненных трибун... Нам они добавляли уверенности. Мы понимали, что «Динамо» является отдушиной для всех жителей Киева и не только для них — за нас болела тогда вся Украина без исключения!
— И все-таки дело ведь не только в запредельной мотивации? Сам футбол в исполнении динамовцев был высочайшего качества — достаточно посмотреть фрагменты матчей того сезона! Что характерно, в вашем коллективе не было ни одного легионера из дальнего зарубежья. Вас с Белькевичем считать полноценными иностранцами как-то не пристало…
— Совпал целый ряд различных факторов — во-первых, подобралось очень хорошее поколение футболистов. В команде был создан сплав молодости и опыта. Были опытные игроки, такие, как Юра Калитвинцев, Юра Максимов, но были и совсем молодые ребята — например, 21-летний Андрюха Шевченко. Во-вторых, взаимопонимание между нами было на самом высоком уровне. В третьих, хотя среди нас было и немало технарей, мы не играли в бей-беги, а мыслили на футбольном поле. Думаю, все перечисленные факторы сообща и приносили положительный результат.
— Поединок с британским клубом в Киеве стал одним из самых драматичных для «Динамо» в Лиге чемпионов. Как получилось, что, забив в первые полчаса игры два великолепных мяча, в конце игры вы упустили победу, которая находилась уже в руках?
— Скажу, в общем-то, банальную вещь, но играя на таком высоком уровне, необходимо реализовывать свои голевые моменты. А их у нас в матче было столько, что можно было забить не два, не три, а гораздо больше мячей. В первом тайме мы «Ньюкасл» просто раздавили — Серега Ребров и Шева умело завершили комбинации партнеров. Но Шей Гивен в нескольких эпизодах тоже сыграл здорово! Во втором тайме преимущество было также на нашей стороне, но в конце, по-видимому, установка была на то, чтобы сыграть более осторожно. Меня, помню, заменил Саша Радченко, а затем мы пропустили два нелепых мяча — оба после рикошетов. Но, повторюсь, виноваты сами. Надо было забивать!.. Судя по всему, после данного урока мы сделали выводы, поскольку в следующих турах группового раунда разгромили «Барселону»…
— …Причем дважды. Чувство эйфории помните?
— Конечно, оно возникало после громких побед. Но Валерий Васильевич умел быстро спускать футболистов с небес на землю. Один из главных его тезисов был таким: «Вы победили условные «Барселону» или ПСВ лишь в одном конкретном матче. Радоваться рано, поскольку до решения глобальной задачи еще далеко…» Под глобальными задачами в еврокубках, разумеется, подразумевался выход в следующий раунд. В 1997 году мы вышли в четвертьфинал заблаговременно, за тур до окончания группового этапа…
— …И матч шестого игрового дня в Ньюкасле, по большому счету, ничего не решал.
— Да, к тому же, в той игре я не участвовал по семейным обстоятельствам. Срочно пришлось улететь в Минск, повод был очень печальный, вспоминать об этом не хочу.
— Тогда перенесемся в осень 2002-го — первую осень без Валерия Лобановского. Это было уже другое «Динамо»?
— Тренерская философия не претерпела изменений — Алексей Михайличенко придерживался в работе тех же принципов, что и Валерий Васильевич. Другим стало восприятие этой философии игроками клуба. Все-таки в кадровом отношении коллектив изменился, наверное, больше, чем наполовину — в основном, за счет легионеров. Процесс адаптации в украинском футболе для многих из них был очень болезненным.
— Снова был сентябрь, и снова на «Олимпийском» «Динамо» принимало «Ньюкасл»…
— Украшением встречи стал удар метров с 25-ти—30-ти в исполнении Максима Шацких — мяч влетел в «девятку», или, как говорят в таких случаях журналисты, «снял с ворот паутину». Впрочем, помню и свой гол во втором тайме: мы провели комбинацию по правому флангу, Саня Мелащенко с близкого расстояния «расстреливал» вратаря, но кипер отбил мяч в мою сторону. Я удачно сыграл на добивании!..
— Учитывая, что с «Сороками» связаны такие приятные воспоминания, сейчас следите за выступлениями этой команды в английской Премьер-лиге?
— С интересом смотрю все матчи — британский футбол мне очень нравится! Что касается нынешней команды Алана Пардью, то ее, конечно, сложно сравнить с той, которая была в конце 90-х и в начале 2000-х. Сейчас «Ньюкасл»— не гранд, что, правда, не мешает ему обыгрывать топ-клубы. В последнем туре от «Сорок» пострадал «Челси», притом совершенно по делу.
Я с большим интересом ожидаю предстоящего противостояния «Металлиста» с английской командой. Харьковчане исповедуют техничный комбинационный футбол, у их соперника более силовая манера игры. Впрочем, в последние годы британские команды также научились действовать тактически гибко и умеют подстраиваться под оппонента.