Скауты двух немецких клубов, «Гамбурга» и «Фрайбурга», поехали греться в отель после первого тайма — и ни капельки об этом не пожалели. Блеклый второй тайм и послематчевая серия пенальти могли заинтересовать разве что журналистов, но никак не специалистов такого профиля. Им нужна была сама игра с яркими личностями, а этого в поединке молодежных сборных Украины и Ирана, в общем-то, не наблюдалось. 18 суммарных ударов по воротам с браком в 72% в определенной степени подтверждают мои предположения.
Впрочем, селекционерам из Германии хватило и 45-ти минут, чтобы сделать несколько записей в своих блокнотах, и, увидев исковерканные немецким почерком фамилии двух футболистов, лично я испытал гордость за нашу страну. По педагогическим и коммерческим причинам не стану называть имена этих ребят (агенты непременно поднимут на них цены, чем только навредят), но скажу точно — где-нибудь в сентябре, когда украинская «молодежка» начнет свой поход в отборочном турнире чемпионата Европы, в списке Сергея Ковальца будет не намного больше фамилий…
В турецком варианте молодежной сборной Украины могут находиться темные лошадки, будущие звездочки сродни Сергею Болбату или Руслану Малиновскому, но там однозначно хватает «левых пассажиров», имена которых, сами понимаете почему, также открывать не стоит. Сам по себе этот сбор носит селекционный характер, в команде нет тех ребят, которые уже являются ее лидерами, Владлена Юрченко, Дмитрия Мишнева, Сергея Гриня и многих других, кто по тем или иным причинам не доехал сейчас до сборной. А еще там нет футболистов 1995 года рождения, с которыми Александр Петраков будет выступать на юниорском чемпионате мира в Новой Зеландии. Так что сейчас как раз самое время для селекции.
Не стоит забывать, что эта сборная только строится — 24 игрока, находящихся в данный момент в турецком Белеке, в общей сложности провели в Премьер-лиге 39 матчей. Однако рискну предположить, что выступления за «молодежку» откроют для них новые горизонты. Так, как открыли их для Никиты Шевченко и Александра Караваева, Владислава Калитвинцева и Руслана Малиновского, Владлена Юрченко и Дмитрия Мишнева, Сергея Болбата и Андрея Тотовицкого победы и поражения на Кубке какого-то странного Содружества.
«Сергей Ковалец уже достаточно опытный тренер, видно, как он чувствует игру, как управляет командой. Работа с молодежью — его стихия», — сказал мне после окончания турнира бывший защитник сборной Украины, а ныне — агент ФИФА Сергей Задорожный. Сверив все это со своими личными наблюдениями, я убедился — это не банальные комплименты.
По ходу матча всегда улыбающийся нам, журналистам, наставник может напихать совсем не по-детски. А может, в воспитательных, разумеется, целях предложить свисток своему подопечному, который спорит с арбитром. Во время серии пенальти тренер четыре раза просил ребят, которые только что забили, подойти к своему голкиперу — и иранцы трижды не забивали Георгию Бущану. «Попроси же еще раз!» — так и хотелось крикнуть с трибуны, но, видимо, это была не его лотерея. Свой счастливый билет Сергей Ковалец вытащит позже. Возможно, когда передаст в главную сборную Украины очередную порцию тех футболистов, которых нечасто видят по телевизору, но уже знают в Германии.
В том, что так будет, почему-то нет никаких сомнений. Выбирать в этой команде умеют, а делать это с каждым годом становится проще. Дело в том, что сейчас на профессиональном уровне постепенно начинают играть те молодые ребята, которые пришли в футбол в период улучшения его материально-технической базы. Можно сказать, на самом пике капиталовложений в детские школы! Вот только страшно подумать, что мы увидим через 10—12 лет, когда должны будут играть те мальчишки, которые хотели бы пойти на футбол в наше время…
Евгений Гресь