Бывшему тренеру сборной СССР и киевского «Динамо» Валерию Лобановскому сегодня исполнилось бы 77 лет. Sovsport.ru поговорил с экс главным тренером «Локомотива» и киевского «Динамо» Юрием Семиным о великом советском наставнике.
«Его всегда отличала корректность по отношению к коллегам»
– Помните первую встречу с Валерием Васильевичем?
– Конечно, помню. Он тогда начинал тренировать в Днепропетровске, а я, будучи игроком «Локомотива», приезжал к ним на матчи. Потом много раз встречались уже как тренеры. Лобановский очень хорошо ко всем коллегам относился. И даже о тех специалистах, которых недолюбливал, всегда говорил только хорошие слова. Эта корректность по отношению к профессии выделяло его среди прочих.
– Какое влияние на вас, молодого специалиста, оказал Лобановский?
– Валерий Васильевич всегда помогал начинающим тренерам. Помню, когда национальная сборная под его руководством готовилась на базе в Новогорске, он всегда пускал к себе на занятия молодых специалистов из Высшей школы тренеров. Мы все конспектировали, а потом он отвечал на любые вопросы. Это не как Моуринью, к которому наши тренеры поехали, чтобы посмотреть на его работу, а он даже не вышел к ним – отправил своего помощника.
Валерий Васильевич – это человек, который очень много сделал для советского футбола. При всем при этом он умел правильно себя вести: сам уважал тренерскую профессию и требовал того же от других. Мог убедить больших руководителей в чем-то, никогда не давая им влезать в свою работу. Думаю, он в чем-то опережал свое время в плане понимания футбола.
– Помните, какой вопрос задали ему на открытой тренировке?
– Нет. Но помню, что наш курс пускали на тренировки, даже когда его команда готовилась к соревнованиям. Никаких секретов от нас не было.
«Лобановский преподал мне урок, который я запомнил на всю жизнь»
– В чем заключались его главные идеи? Почему Лобановский стал настолько успешным тренером? Он добивался успехов и в «Динамо», и в сборной СССР, и даже в арабских сборных, с которыми показывал лучшие результаты в их футбольной истории.
– Для него очень важным моментом являлось физическое состояние футболиста. Оно должно быть всегда оптимальным. Если ты полностью не готов физически, то у него не играл. Но важно отметить, что он умел готовить футболистов к таким нагрузкам. И, несмотря на свою строгость, всегда старался находить общий язык с игроками. Понимал, какая у них сложная и короткая профессия.
– На открытых тренировках подмечали какие-то нюансы знаменитого прессинга «Динамо»?
– Главное, чтобы при отборе мяча шли все вместе, и не образовывалось разрывов в линиях. Все это, конечно, не раз отрабатывалось на тренировках. Прессинг, прессингом, но и против него находились контраргументы. Бесков со «Спартаком», например, часто обыгрывал киевлян. Матчи очень хорошие получались.
– Интересная история. Ваш «Локомотив» встречался с «Динамо» Лобановского в финале Кубка СССР. Вспоминая тот матч, вы рассказывали, что как начинающий тренер получили ценный урок от мэтра.
– Да, так и было. «Локомотив» тогда играли первой лиге. Перед финалом Кубка у нас стоял матч в Запорожье. Получался очень маленький цикл – через два дня на третий играть. Мы хотели перенести встречу. Обратились в федерацию, но нам не пошли на встречу. В некоторой степени это исходило и от Валерия Васильевича, который тогда руководил национальной командой. Они бы нас и так обыграли – у киевлян 11 человек в сборной СССР выступало. Но Лобановский учитывал все возможные нюансы.
Он и в самом матче преподал урок. Киев не обрушил на нас свою атаку, которая была очень сильна. Они наоборот – отошли на свою половину поля, а нам показалось, что у нас все получается. Понеслись вперед. Тут-то динамовцы нас и поймали. Только в первом тайме три гола на контратаках забили. В итоге проиграли – 1:6. Я это на всю жизнь запомнил.
– Расскажите историю, как вы в некоторой степени благодаря Лобановскому возглавили вторую сборную СССР?
– Сборную создавали на базе первой лиги. И Валерий Васильевич порекомендовал меня на пост тренера этой команды. Вот я и собирал, будучи молодым тренером, игроков на матч с итальянцами.
– А почему вас порекомендовал? Были тесно знакомы?
– Нет. Я никогда не был вхож в его близкий круг общения. Но, может, разглядел во мне что-то. Он всегда помогал молодым тренерам и очень хорошо к ним относился.
«У Кравца есть все, чтобы заиграть в «Штутгарте»
– Артем Кравец перешел в «Штутгарт». Вы же одним из первых его заметили в киевском «Динамо». Что разглядели в нем?
– Мне он очень нравился, когда еще только начинал в дубле. Своей фигурой: он высокий, статный. Физически очень сильно одарен от природы. Атлет! При этом обладает хорошей скоростью. Умный футболист. У него есть все качества, чтобы заиграть в Германии.
В мой период в «Динамо» Артем много травм получал. Хотя помню, как он провел матч с «Валенсией», когда, по-моему, забил два мяча. Казалось, что это суперзвезда растет украинского и, возможно, европейского футбола. Но затем получил разрыв задней поверхности бедра, долго лечился. Но сейчас молодец, что восстановился. Удачи ему!
– Сейчас очень сильное поколение подошло в сборной Украины. Когда вы там работали, предпосылки были к такому количеству талантов?
– Были. Они из одной группы. И тот же Яромленко, и Кравец. Их постепенно подводили к основе, давали шансы. И вот результат.
– В СССР присутствовал определенный антагонизм: силовой футбол Киева против техничного красно-белого. Вы в своей тренерской карьере от каких принципов отталкивались: спартаковских или динамовских?
– Я придерживался своих убеждений. У меня были одни игроки, у «Спартака» – другие, у Киева – третьи. Главным для меня был командный баланс. Мне что-то нравилось и в футболе киевского «Динамо», и в спартаковской игре.