Главный тренер сборной Украины Андрей Шевченко в интервью журналисту портала zbirna.com Евгению Герсю вспомнил феерическую победу Динамо на Камп Ноу
— Андрей Николаевич, испанская пресса и сама Барселона, проиграв двумя неделями ранее в Киеве со счетом 0:3, подавали тот матч под особым реваншистским соусом. Вам это запомнилось?
— Мне запомнилось другое — это уверенность в своих силах. Когда мы ехали на эту игру, лично я знал, что Динамо выиграет. Видел такой же настрой и в глазах партнеров. Тренерский штаб во главе с Валерием Лобановским зарядил нас этой уверенностью. Уверенностью во всей команде, уверенностью в своих силах. Считаю, именно это сыграло ключевую роль. Волнение, конечно, присутствовало, но каждый из нас выходил на игру, заряженным на положительный результат, а это тяжело передать словами.
"После матча стадион аплодировал Динамо"
— Приходилось читать, что каталонцы как-то не очень гостеприимно подошли к визиту нашей команды. Правда, что вы тогда тренировались на каком-то огороде?
— Нет, такого не было. В день матча мы заказали поле для утренней разминки, и нам, кажется, предоставил запасной газон Камп Ноу. Там, где тренируется академия Барселоны. По-моему, все было хорошо, во всяком случае, я не обратил на это никакого внимания. Больше запомнил ту великолепную атмосферу, которая была на трибунах во время игры. После матча стадион аплодировал Динамо. Такое будешь помнить всю жизнь.
— Установка была обычная?
— У Валерия Лобановского обычных наставлений не было. Перед каждым матчем он находил что-то особенное, и тогда тоже подобрал нужные слова. Какие именно, я уже не помню. Вроде бы действительно ничего особенного, но коль мы с первых минут включились в нужный ритм, значит, тренер достучался до футболистов.
— В то время Динамо часто забивало быстрые голы, которые давали команде тактическое преимущество. Была такая установка — забить в самом начале матча?
— Нет, такого не было. А вот задача играть компактно и агрессивно была. Лобановский готовил ту команду для серьезных матчей, выбирал соответствующих исполнителей. Знал, что если где-то не будет хватать мастерства, футболисты смогут это чем-то компенсировать. В первую очередь работоспособностью, умением создавать свободные зоны и правильно их использовать. Да и готовность оказывалась на хорошем уровне. У нас была очень цепкая оборона, вся команда отходила назад, а потом хорошо выбегала в атаку. Благо скоростных ребят, умеющих обыграть один в один, хватало.
— Первый мяч вы провели после розыгрыша стандартного положения. Наигранная была комбинация?
— Мы знали, в какие точки может подавать Юрий Калитвинцев — из этого и исходили. Я любил искать для себя пространство, чувствовал его. Всегда хотел опередить защитника, и тогда мне это удалось. Приблизительно зная зону подачи, сделал все, чтобы вовремя туда вбежать. В нужный момент набрал скорость, а когда был на ходу, понимал, что могу хорошо выпрыгнуть. Все сложилось очень удачно.
Стандартные положения были тогда в Динамо на хорошем уровне. Хватало футболистов, которые могли забить головой, — это и Андрей Гусин, и Юрий Максимов, и Сергей Ребров. Ну а подачи Калитвинцева и других ребят всегда были мастерскими.
"Арбитр находился рядом и все видел"
— Второму голу предшествовала отнюдь не быстрая, а позиционная атака…
— Мы никогда не били мяч вперед лишь бы отбиться, и правильно готовили все контратаки. Помню, пытаясь создать пространство на половине поля Барселоны, в тот момент и я, и Сергей Ребров сели в центральную зону, обыгрались там с партнерами, а затем, получив пространство, побежали вперед.
— Тогда было много споров по поводу того, фиксировать ли после передачи Андрея Гусина и вашего удара головой взятие ворот или нет. Помните?
— Был чистый гол, явная ошибка вратаря Витора Байи. Арбитр находился рядом и все видел. Какие могли быть споры? Просто я хорошо выпрыгнул. И, опять-таки, все потому, что была возможность разбежаться. Думаю, голкипер даже не рассчитывал на то, что я стану бороться за тот мяч.
— Третий гол вы забили с пенальти, который сами заработали. На видео хорошо видна ваша реакция на назначение 11-метрового — даже по губам можно было прочесть: "Я пробью". Выходит, бить должен был кто-то другой?
— Точно уже не помню, но пенальти у нас всегда выполняли те, кто были уверены в своих силах. Я взял на себя ответственность и благодарен команде, что она не возражала.
— Партнеры, видимо, понимали, что хет-трик на Камп Ноу может быть один раз в жизни…
— Да, никто не возражал. У нас был очень хороший коллектив, нацеленный на результат.
— После матча эмоций было много? Или Валерий Лобановский сразу опустил вас на землю?
— Нет, ну порадоваться нам дали (улыбается). Такая игра была и такая победа!
"Мы бы выиграли ту Лигу чемпионов…"
— Милан уже был тогда на горизонте?
— Нет, в тот момент никакого интереса еще не было. Возможно, он появился уже после этой игры. Наверное, она стала точкой отсчета, моим открытием для европейского футбола. Я знаю, как там судят футболистов, по каким матчам. Вон, полузащитник Тоттенхэма Деле Алли на виду уже несколько лет, но увидите — переломным в его карьере станет недавний дубль на Уэмбли в ворота Реала в Лиге чемпионов. К нему сразу будет другое отношение со стороны топовых клубов Европы. Голы, забитые в ворота больших команд, имеют огромное значение. На это все обращают внимание.
— В следующем розыгрыше Лиги чемпионов вы забивали еще двум грандам — Реалу и Баварии. Можете сказать, что тот турнир, несмотря на выход Динамо в полуфинал, стал одним из самых главных разочарований в вашей карьере?
— Мы были намного сильнее, чем думали об этом на самом деле. Тогда, в поединках с Баварией, такой уверенности нам точно не хватило. Будь иначе — Динамо бы выиграло ту Лигу чемпионов…