Когда Александр Севидов принял Карпаты, клуб выставил 19 игроков на трансфер. Он год работал в клубе с репутацией революционера и скандалиста, был в постоянном контакте с президентом, который может подсказать тренеру, как нужно играть команде и какой состав был бы идеальным, заиграл за первую команду семь молодых украинцев, лишил Днепр шансов на чемпионство и занял с Карпатами 11-е место. Итог – разрыв контракта.
- У вас есть претензии к клубу по разрыву контракта?
- Никаких. Я согласился, чтобы клуб мне выплатил только ту сумму, которую я заработал. Я не претендую на деньги за оставшееся по контракту время. В отличие от Говерлы, с Карпатами мы расстались хорошо. Вот уже год, как в Ужгороде не могут вернуть мне мою заработную плату. Я надеюсь, что у них есть желание участвовать в чемпионате и пройти лицензирование, и руководство погасит свои долги. И не только передо мной.
- О решении разорвать контракт вам сообщил Игорь Дедышин, а с Петром Дыминским на эту тему вы разговаривали?
- В последний раз я разговаривал с ним сразу же после окончания чемпионата. Он поблагодарил за проделанную работу.
- Тогда вы еще не думали, что ваш роман с Карпатами закончится так быстро?
- Я думал об этом практически после каждой игры. У президента Карпат есть свой взгляд на футбол, на команду. Он не то, что давит на кого-то и навязывает свое мнение, нет. Просто всегда его старается донести. Но у человека ведь всегда есть право выбора. Соглашаться или нет. И вот когда твои взгляды не совпадают с мнением президента, лучше спокойно, мирно уйти.
- Вы с Дыминским одинаково смотрите на футбол?
- Не на все моменты. Президент хочет видеть стиль игры, который отличается от того, в который Карпаты играли в последнем сезоне. Ему нравится более зрелищный, комбинационный футбол. Испанская школа.
- Играть так вам мешал кадровый потенциал или вы сторонник другого стиля?
- Чтобы играть как Барселона, нужно быть Барселоной. Чтобы играть как Бавария, нужно быть Баварией. Мы априори не можем играть как эти команды. Сегодня мы даже не можем играть как Шахтер или Днепр. На это есть разные причины. Петру Петровичу нравится игра Боруссии Дортмунд. Это искрометный футбол, с быстрым переходом из обороны в атаку. Мы хотели привить некоторые компоненты такого футбола Карпатам, но у нас не всегда получалось. Сегодня Карпатам играть как Боруссия невозможно. Может, в будущем это получится. Мы хорошо умели делать другое. Например, «умирать» на поле, за что меня часто критиковали во Львове. Говорили, что раньше команда играла намного зрелищнее. Кто играл? Когда играл? Я не помню.
- А вам игра какого клуба импонирует?
- Та же Боруссия Дортмунд. Сейчас у них был не самый лучший сезон. Это связано, по-моему, с большим количеством новых игроков, им нужно сыграться. К сожалению, не все понимают, что игрокам нужно время, чтобы почувствовать друг друга.
- А игра мадридского Атлетико?
- Мне очень нравится, но я сомневаюсь, что во Львове нравится, как играет Атлетико. Сколько они делают передач и атак за игру? В комбинационный футбол вообще команда не играет. Их сила – строжайшая игровая дисциплина, строжайшая игра в обороне и очень быстрый переход с обороны в атаку.
- Какие изменения в футболе вы заметили в последнее время?
- Сейчас уже все научились играть в футбол. Даже Коста-Рика. Сегодня вместе с Барселоной и сборной Испании практически умер романтический футбол. Главное – результат. Это сейчас чувствуется как никогда. Посмотрите, как забивается большинство голов: стандарты или быстрая атака. С позиционных атак сейчас очень редко забивают. Почему? Все научились обороняться, перемещаться, страховать, перестраиваться, прессинговать. Уже нападающие не только играют на атаку, но и активно помогают обороне. Поэтому, кто лучше обороняется и играет на контратаках и стандартах, тот и выигрывает.
- Раньше вы говорили, что именно в Карпатах поняли, какой футбол будете прививать своим командам. В чем вы сомневались, и к чему пришли?
- Любой человек должен учиться. Когда он это делает, то задает себе вопросы. Появляются сомнения, правильно ты делаешь или можно лучше. Например, вместе с моим тренерским штабом, а мы работает уже много лет, мы считали, что при организации атаки нужно сделать определенное количество подготовительных передач. Сейчас очень модно говорить: «Кто владеет мячом, тот владеет инициативой. Владеешь инициативой, обязательно выиграешь». Но инициатива может быть разной. Сегодня мы пришли к тому, что нужно делать минимальное количество передач при переходе с обороны в атаку. Для того чтобы контролировать мяч на чужой половине поля, нужны футболисты которые умеют это делать.
Сравните, например, состав Карпат в этом сезоне и прошлом. Кто был чаще всего с мячом и вел игру во Львове до моего прихода? Были подобраны футболисты с характеристиками под определенный стиль: Штилич, Кения, Лукас, Худобяк. Эти футболисты с мячом на «ты» и были костяком комбинационного футбола Николая Костова. Так вот, все эти игроки, самые техничные, ушли в межсезонье. И в этой ситуации мне нужно было строить остроатакующую команду?
- Вам не дали возможности взять тех игроков, которые нужны были?
- Не дали – не совсем корректное словосочетание. Когда я согласился возглавить Карпаты, то с руководством обговаривал все условия. Я знал, что клуб выставит практически всю команду на трансфер, и останутся только те, кто, грубо говоря, поставит футбол на первое место, а деньги – на второе. И Зенев, и Голодюк присоединились к нам уже по ходу сезона. Ходя Голодюк сначала был категорически против того, чтобы оставаться в команде. Он готов был тренироваться год на Прогрессе, чтобы потом уйти из Карпат. Но потом Олег пересмотрел свои взгляды, вернулся и стал капитаном и ключевым футболистом, которым не был до этого сезона.
- Вы остро ощущали кадровую проблему?
-Это проблема, но не самая большая. У нас были хорошие футболисты, но не было сыгранности, не было одинаковой степени подготовки к чемпионату. Да, у нас не было звезд. Самый известный игрок — Гладкий. Его много ругают, критикуют, он много не реализовывает моментов. Но его работоспособность, рвение и отношение к делу я всем ставил в пример. Он пахал на тренировках, играх, проделывал огромнейший объем черновой работы, которую мало кто замечает. Все смотрят на голы и дриблинг, а то, как человек помогает защищаться, остается в тени.
Именно своей работой Гладкий заслужил контракт с Шахтером. Насколько я знаю, и Сережа Зенев в следующем сезоне будет играть в таком клубе, что Карпаты получат дополнительную хорошую рекламу. Зенев также заслужил это. Он никогда раньше не забивал больше четырех мячей за сезон, а теперь забил девять. О чем это говорит? Футболист, который работает над собой, всегда получит результат, получит предложение от сильного клуба. Может, не сегодня, не завтра, а через полгода или год.
- Футболистов сложно переучить новым функциям на поле, новой схеме и новому стилю игры?
- Подписывая контракт с Карпатами, президент клуба дал нам два года, чтобы планомерно готовить команду, которая в перспективе будет занимать высокие места. С бухты-барахты это сделать невозможно. Хотя если вы потратите миллионы евро на новых игроков, которые сразу дадут результат, то тогда можно. Но это не путь Карпат. Нам нужно было пройти ступень отбора лучших, и отсеять слабейших. Потом усилить команду своими воспитанниками или пригласить уже хороших футболистов со стороны. Это не так просто. Некоторым футболистам нужно дать возможность раскрыть свои качества, нужны время и вера. Это все планомерная работа. Нельзя делать революции каждый год. После прихода Гвардиолы в Баварию, некоторые мировые звезды за год так и не смогли понять и привыкнуть к новому стилю. Так это победитель Лиги чемпионов.
- Прогресс года в Карпатах?
- Приятно удивил отношением к работе Гладкий. Удивил фанатичной преданностью футболу Гитченко. У него была тяжелейшая ситуация. Он был самым опытным игроком в команде, это в 28 лет, но не попадал в стартовый состав. Но никогда Гитченко не позволил себе халатного отношения к работе, никогда не показывал недовольства, в отличие от молодых своих коллег. Выделю и Федорчука. Он безумно много ошибался. Но он как зайчик из рекламы батареек, встает, бежит, не останавливается. Бывали моменты, когда я его менял, он говорит, что у него остались силы, а сам еле плетется к лавке, чтобы присесть. Значит, есть стержень у парня. Бартулович непростой парень. Он знает себе цену.
Младен может только сам себя обвинять, что не сумел заиграть в Днепре. Хотя у него все есть для этого. У Бартуловича одна из лучших левых ног чемпионата. Но его проблема – Младен играет ровно настолько, насколько нужно, чтобы играть в основном составе середняка Премьер-лиги. Если бы он напрягался так, как это делает Срна, то они бы оба поехали на чемпионат мира в Бразилию.
- Ильющенков, Пидкивка, Костевич, Мирошниченко, Чачуа, Страшкевич, Пучковский – при вас эти ребята, раньше малоизвестные широкой публике, получили шанс играть в Премьер-лиге. Курс на омоложение состава и собственных воспитанников был оправданным?
- А у нас другого выхода не было. Да и с руководством мы договорились, что будем давать шанс молодым игрокам. По итогам сезона я остался доволен вратарями. Ильющенкова болельщики Карпат назвали лучшим игроком сезона. Пидкивка недавно вытащил матч для юниорской сборной. Своим шансом нужно пользоваться. Жизнь ведь достаточно жестокая. Она ведь может дать только один шанс. Не воспользовался, проморгал, прогулял? Будешь как в рекламе – стоять возле бара наливать пиво, смотреть футбол по телевизору и думать, я с ним когда-то начинал, но я здесь пиво разливаю, а он на чемпионате мира играет.
- Арендованные футболисты не хотели подписывать в конце сезона контракт с Карпатами, поэтому руководство давило на вас, чтобы они не играли в основном составе. Это правда?
- Не совсем. Конечно, руководители хотели, чтобы играли свои воспитанники. Но искусственно это делать – слишком большая роскошь для любого клуба. Отношения в коллективе сразу начнут портиться.
Зачем одним что-то доказывать и быть лучше, если другие все равно будут в старте из-за того, что они воспитанники клуба? Например, Ковель. Я ему сказал прямо: «Леня, чтобы получить шанс выйти даже на замену в Карпатах, нужно заслужить». Нужно выглядеть на тренировках сильнее своих конкурентов. В итоге, Ковель в Карпатах при мне так и не играл.
- Что собираетесь дальше делать? Отдыхать или искать новый клуб?
- Я никогда не понимал такого понятия, как «творческий отпуск». Это как старый новый год. Никто не знает, что это такое, но все празднуют. Это звучит так: «очень хорошо, что я могу наконец-то передохнуть». От чего? От любимого дела?
- Вы готовы вернуться в первую лигу?
- Я люблю свою работу и готов работать. Главное, чтобы работа приносила удовольствие и у команды были задачи. Мне очень нравится, когда футболисты на твоих глазах прогрессируют. В Говерле у меня играли Макаренко, Мищенко, Чурко. Тогда в широких кругах они не были слишком известны, а теперь их знают практически все. В Карпатах многие попали в сборные, появились предложения у игроков от серьезных клубов. Это ведь также результат работы тренерского штаба.
- Если бы вы остались главным тренером Карпат, какие первые шаги в межсезонье сделали?
- Нам не хватало скорости на флангах. Когда уставал Зенев, просто не было кем его заменить. Да, были быстрые игроки, но с малым процентом эффективности. Зенев забил 9 мячей, Бартулович на противоположном фланге 7, Гладкий – 10. Из 33 командных голов 26 забили три футболиста. Это показывает, что мы играли в любимую во Львове схему 4-3-3. Сейчас вся тройка покинула Львов, и будет выступать в других клубах. Заменить их – сложнейшая задача. Следующий шаг – приглашение еще одного центрального защитника. Ну, и от фланговых защитников требовали бы прогресса. Я хотел от них более активных действий в атаке и большей концентрации в защите. Как поступать Карпатам сейчас уже с новым тренером, я, конечно, советовать не буду. Там достаточно много заслуженных тренеров и работников футбола. Я уверен, они разберутся без наших подсказок.
- Главным тренером стал Игорь Йовичевич. Мне рассказывали, что вас приглашали как временщика, пока Йовичевич получит PRO диплом и сможет самостоятельно работать в клубе. Прокомментируйте.
- Видите, как информация плодится и просачивается. Точно не знаю, но такой поворот событий не стал для меня неожиданным. Я Игорю желаю только удачи, потому что ему будет очень непросто. Я не держу обид на Карпаты, но мне очень хотелось бы, чтобы Карпаты прошли через определенную степень очищения. Клуб не может стать великим, когда в нем работают люди, которые радуются неудачам и расстраиваются, когда клуб побеждает. Это нонсенс. Не буду называть имен, но многие поймут меня и так, без фамилий.
- Какие ошибки вы сделали в Карпатах?
- Иногда ошибался с составом и тактикой. Например, матч в Луцке. Мы отвратительно сыграли и не заслуживали ничьей. Я попробовал не совсем знакомую для футболистов тактику 4-1-4-1, с опорным полузащитником Андреем Ткачуком и двумя плеймейкерами. В результате нас в центре поля Скоба и Кинаш просто разорвали. Я думал, что мы будем больше атаковать и контролировать мяч, но вышло наоборот.
- Ваш самый светлый и темный момент в Карпатах?
- Самый хороший – это победа в Днепропетровске. Я был очень рад за арендованных у Днепра футболистов. После нашего поражения во Львове со счетом 0:4, только ленивый не говорил, что были какие-то закулисные игры. Я очень рад, что Карпаты и Днепр показали всем: кто-кто, а они подобными играми не занимаются. Самый болезненный момент, наверное, два поражение подряд от Волыни и Говерлы во втором круге. Мы могли зацепиться за Лигу Европы, но после тех матчей шансов у нас не осталось. В этом и есть вся специфика львовских болельщиков: сначала надеются, что команда не вылетит, а потом ругают, что не попали в еврокубки.
- Львов – специфичный футбольный регион?
- Никакой специфики я не заметил. Во Львове много преданных болельщиков, которые поддерживают как во время побед, так и во время поражений. Конечно, есть и такие, что критикуют команду постоянно, увольняют тебя, обзывают всех подряд. Но основная масса – очень лояльная. Иногда еще было непонятно слушать о сумасшедших амбициях Карпат. Говорили, что Севидов не соответствует амбициям Карпат. А какие у Карпат амбиции? Я не хочу упрекать, но если взять статистику, то за последние 10 лет клуб два раза завоевал пятое место. Это максимум. Два года подряд Карпаты лишь в последнем туре спасались от вылета.
Теперь Карпаты стабильно шли в середине турнирной таблице, был шанс даже приблизиться к еврокубковой зоне. Это заслуга не тренера, это заслуга футболистов. В том числе и арендованных. Если бы не Гладкий, Федорчук, Бартулович, Пашаев и Лепа, то вместо Таврии в первую лигу могли вылететь Карпаты. Но во Львове говорят, что команда плохо играла, футболисты плохие, тренер плохой, арендовать игроков мы не будем. Вот это меня удивляло. Да, вы выиграли Кубок. Здорово. Просто молодцы. Но ребята, это было в прошлом веке. Я могу понять, когда говорят, что последние два сезона катастрофичны для Динамо. В Киеве к таким результатам не привыкли. Но говорить, что середина турнирной таблицы – это не уровень Карпат, а наши амбиции намного больше, это мягко говоря, странно.
- Разговоры о вашем увольнении ходили уже после первых туров и до конца сезона так и не стихали. Как работалось при таком давлении?
- Как только команда проигрывала, сразу же писали: «На следующую игру Карпаты выведет Дьячук-Ставицкий». К сожалению, сегодня в нашей стране честь и честность не в чести. Но рано или поздно мы к этому придем. Я спокоен, потому что знаю, отработал честно и настолько, насколько мог на тот момент. Я сплю спокойно, а это нельзя купить за все деньги мира. Знаете, есть такое крылатое выражение: «Feci quod potui faciant meliora potentes» (Я сделал все, что смог, пусть те, кто смогут, сделают лучше). Им я и хочу завершить свой этап в Карпатах.
- Вы стали сильнее за последний год?
- Безусловно. В отношении к футболу, к людям. Стал разборчивее, опытнее, старше, стал ближе к земле на один год. Мне очень комфортно работалось и жилось во Львове. Никогда у меня не было проблем с русским языком в этом городе. Поэтому иногда смешно слышать, что человек из Донецка не может работать во Львове. Наверное, кому-то выгодно раздувать эти мифы.