Лучший главный тренер чемпионата России по футболу первой части сезона-2013/14 по версии «Газеты.Ru», наставник московского «Локомотива» Леонид Кучук в эксклюзивном интервью рассказал о своих футбольных университетах, тяжелом отъезде из Тирасполя, обидном поражении во главе киевского «Арсенала» и умении находить общий язык с высокооплачиваемыми игроками.
Леонид Кучук — фигура для отечественной журналистики малоизученная. С одной стороны, «Локомотив» свое ключевое приобретение по итогам 2013 года допускает к прессе крайне неохотно. С другой, сам белорусский специалист не любитель попусту трепать языком. Поэтому получить возможность написать портрет без сомнения лучшего тренера РФПЛ первых двух третей сезона-2013/2014 — большая удача. «Газете.Ru» удалось это сделать, за что отдельно благодарим главу компании «D-Sports» Александра Толстикова.
Поначалу Кучук скептически отнесся к формату большого телефонного разговора, но стоило заговорить непосредственно о футболе, как он забыл обо всем и стал рассказывать о деле своей жизни, которое знает вдоль и поперек.
Казалось бы, с подобным багажом и еврокубковым опытом для наставника не может быть темных пятен в футболе, но нет — 54-летний тренер учился всю жизнь и продолжает делать это до сих пор.
— «Википедия» говорит, что в 1986 году вы переквалифицировались из нападающих в защитники. Как это произошло?
— Энциклопедия лукавит. Я играл в атаке только в детстве. А так всегда выступал на позиции центрального или крайнего защитника. Эту позицию мне нашел Олег Петрович Базилевич, у которого я начинал в минском «Динамо».
— Малхаза Асатиани, некогда успешного атакующего хавбека, Юрий Семин и Владимир Эштреков превратили в «Локомотиве» в игрока обороны…
— Вы знаете, помню Малхаза еще по выступлению за «Торпедо» Кутаиси. Как раз в 2003-м году после товарищеского матча моего минского «Торпедо» (которое тогда называлось «Торпедо-МАЗ» — Прим. «Газеты.Ru») с одноклубниками из Грузии - Асатиани перебрался в Москву.
— Как оцениваете такое преображение легендарного грузина?
— Дело в том, что у каждого футболиста свои особенности. Может, в детстве не рассмотрели, а потом человек раскрылся в другом амплуа. Мне в этой сфере интересен голландский опыт. Например, если футболист играет крайнего нападающего, то он должен одинаково хорошо действовать и на позиции крайнего защитника. Так же, как опорник обязан уметь сыграть центрального защитника.
Применяя этот метод, игрока могут на месяц перевести с одного места на другое и обратно. Так чтобы спортсмен приобрел навыки обеих специализаций.
— Голландскую модель изучали удаленно или получилось посмотреть товар лицом?
— Подобные методики применял еще в пору работы в школе «Шерифа». Но окончательно убедился в правильности выбранного направления в 1999 году после двухнедельной поездки в Нидерланды. На тот момент главный тренер «Торпедо-МАЗ» Анатолий Юревич пригласил изучить работу клубных футбольных академий ПСВ и «Аякса». Посмотрели, как трудятся и главные команды. Выводы сделал уже тогда.
— В чем специфика футбольной подготовки в Нидерландах?
— Ключевой момент — курс на собственных воспитанников. Меня поразил известный в прошлом нападающий и генеральный менеджер ПСВ. Удивительная штука, обязанности топ-менеджера он совмещал с ролью тренера 15-16 летних ребят. Человек на 100 процентов интегрирован в клубную систему, знает всех детей на выпуске. Так вот в разговоре с ним я упомянул, что в России с курса в основную команду отправляется в лучшем случае один-два игрока. Он очень удивился и заявил, что в ПСВ практически весь выпуск находит себе место в футболе. Многие играют в аренде не только в родной Голландии, но и в других странах Европы.
Вдобавок голландцы пытаются раскрыть все особенности ребенка, юноши, подростка, стараются сделать его более универсальным. Россия богата талантами. Но существуют страны с не таким высоким человеческим потенциалом, и поэтому там более трепетно относятся к воспитанию подрастающего поколения, а также выстраиванию системы подготовки кадров.
К слову, проводя параллель с тем разговором, вспоминается высказывание одного известного отечественного тренера, не буду называть его фамилию, по отношению к коллегам по тренерскому цеху. Мол, чему у них можно научиться!? Когда слышу такое, мне сразу становится неинтересно. Из любой ситуации можно вынести что-то положительное, а отрицательное отринуть. Я очень много учился и продолжаю делать это, наблюдая со стороны за всем, что меня окружает. Пытаюсь разобраться в философии людей, природе тех или иных явлений. У любого тренера или простого человека можно чему-то научиться. Вот даже сейчас, в разговоре с вами постигаю для себя что-то новое.
— В вашей практике случалось открывать в сформировавшемся спортсмене новые качества, способные поменять его место на футбольном поле?
— Был у меня в киевском «Арсенале» игрок сборной Литвы Саулюс Миколюнас. Так вот в национальной команде Микалюнас действовал в полузащите, а у меня занял позицию крайнего защитника и смотрелся на ней здорово. Леандро из нижегородской «Волги» помог в свое время состояться в том же качестве.
— В современном «Локомотиве» есть кто-то, способный сменить амплуа?
— Наметки на этот счет имеются. Но я не хотел бы раскрывать все карты. Могу только отметить, что уже вношу определенные изменения в игровые задачи некоторых футболистов, чтобы сделать их более разносторонними, сформировать умение по мере надобности сменить амплуа. На футбольном поле может случиться все, что угодно.
По ходу текущего чемпионата не раз раздумывал над тем, чтобы поставить того или иного игрока на другое место. То есть, бывает, ищешь человеку его родную позицию, но возникает необходимость закрыть проблемную зону.
— Кстати, 10 лет назад вы уже тренировали «Локомотив», только минский. Можно сказать, что судьбой было предначертано рано или поздно попробовать себя в самом сильном железнодорожном клубе постсоветского пространства?
— Наверное, вы правы, ведь я стоял у истоков минского «Локомотива». Клуб создавался на фундаменте детской школы команды «Атака Аура». (Кучук защищал цвета этого минского коллектива в период с 1995 по 1997 года, когда тот добился наивысшего успеха в своей 10-летней истории, завоевав по итогам сезона-1995 право побороться за Кубок Интертото. Тогда, к слову, в одном из матчей был повержен донецкий «Шахтер» — Прим. «Газеты.Ru»).
— Какова была изначальная задумка, что хотели претворить в жизнь в своем первом железнодорожном проекте?
— Идея состояла в интеграции школы и взрослой команды, построении единого механизма подготовки кадров для основного «Локомотива». Важно, чтобы команды всех возрастов вместе с основной играли по единой методе, ведомые единой философией футбола.
— Что сподвигло вас покинуть успешный во всех смыслах Тирасполь, которому отдали шесть лет жизни, и отправиться во вторую по значимости лигу России?
— Пришло время поменять обстановку, поэтому и согласился на вариант с белгородским «Салютом». Там и произошло мое первое знакомство с российским футболом.
— Возвращение в ставший родным молдавский клуб уже в качестве спортивного директора стало для вас новым вызовом?
— Да, работа в административной структуре «Шерифа» дала мне бесценный опыт. Пришлось глубже заниматься селекцией, решать кадровые вопросы на другом уровне. Грубо говоря, заниматься менеджерской работой. Она научила быть рассудительным во многих вещах.
Роль спортивного директора не подразумевает резких движений. Нужно совершать свои действия хладнокровно, без эмоций. Необходимо все хорошенько взвесить прежде, чем принимать решение.
— Киевский «Арсенал» и краснодарскую «Кубань» вы впервые в их истории выводили в еврокубки, а «Шериф» — в групповой этап Лиги Европы. Есть у вас еще достижения из разряда «все бывает в первый раз»?
— Пожалуй, большим достижением назову победу в Кубке Содружества-2009, который стал для желто-черных вторым. Мало кто знает, что ранее только две команды добивались такого успеха. Это московский «Спартак» и киевское «Динамо».
Также по результатам сезона-2006/2007 «Шериф» вошел в число трех европейских клубов, которые удостаивались специальной премии испанского журнала «Дон Балон» (издание отмечает команды, не проигравшие ни одного официального матча на протяжение всего сезона. Ранее подобные награды были вручены белградскому «Партизану» и кипрскому «Аполлону» --Прим. «Газеты.Ru»).
— При этом часто случается, что все усилия нивелируются из-за чьей-то ошибки. Что испытали, когда узнали, что камерунец Эрик Матуку не имел право выступать в еврокубках, и старания киевского «Арсенала», победившего в первом матче третьего квалификационного раунда ЛЕ словенский «Мур-05» со счетом 3:0, пошли прахом? (Киевлянам тогда присудили техническое поражение — 0:3, а по итогам ответного поединка Кучук и компания сумели отыграть лишь два мяча — Прим. «Газеты.Ru»).
— Вся команда пережила глубочайшее разочарование. Когда забили второй гол «Муру», оставалось еще полчаса, чтобы перевести игру в овертайм. «Арсенал» атаковал и не выпускал соперника со своей половины поля. Ставил перед командой задачу во что бы то ни стало обыграть словенцев. Но не додавили. Атмосфера после матча была гнетущая, состояние было шоковое.
Однако коллектив в Киеве подобрался дружный, и команда за счет сплоченности и нацеленности на результат через два дня обыграла в гостях харьковский «Металлист».
— По итогам сезона-2011/2012 вас признали лучшим тренером Украины. В споре за это звание вы опередили Мирчу Луческу, Мирона Маркевича, Юрия Семина, Хуанде Рамоса и Николая Павлова. Что дала вам эта награда?
— В первую очередь осознание того, что можно успешно работать в любом чемпионате. Тренер должен уметь профессионально трудиться в любом первенстве, с любой командой.
Вспоминается случай с другим известным специалистом, который как-то заявил, что работать с детьми — не его уровень. Я был в шоке, когда это услышал. Настоящий специалист обязан уметь работать как с детьми, так и со взрослыми. Сказал бы, что с маленькими футболистами бывает и посложнее.
Работая в «Шерифе», весь тренерский штаб основной команды активно принимал участия в тренировочном процессе, проходящем в детской академии. А тут человек поставил себе какую-то космическую планку, тогда как надобно уметь держать высокую планочку на любом уровне.
— Недавний приз лучшему тренеру Белоруссии не менее, а, возможно, и более ценный трофей?
— Приятно, что на родине получил признание. Звание лучшего тренера очень дорого для меня.
— Можете выделить матч, который навсегда засел занозой в вашей памяти?
— Игра с «Твенте» в 2009-м. Мне тогда не хватило 12 секунд, что совершить обратную замену.
Шла 89-я минута матча, счет был ничейным (1:1), а нападающий Амат Андре Дьедиу, которого я выпустил в середине второго тайма окончательно «задохнулся» и мы пропустили. Это был один самых поучительных моментов в моей карьере. «Шериф» мог сыграть вничью, был способен и победить. Как итог, для выхода в следующую стадию не хватило двух очков.
За те мгновения, что прошли в ожидании выхода на поле свежего игрока, вся футбольная жизнь пронеслась перед глазами.
— Какой из матчей текущего еврокубкового сезона для отечественных команд вам запомнился больше других?
— Таких было много. Например, очень понравилась игра ЦСКА с «Баварией», которую довелось посмотреть с трибуны «Арены Химки». Матч проходил в непростых погодных условиях, вроде бы снег и холод должны были сыграть свою роль. Однако отношение обеих команд к поединку порадовало. Было видно, как хотят строить игру немцы и как — россияне. Вроде бы ЦСКА уступил, но, признаюсь честно, футбол в исполнении армейцев мне понравился.
— Говорят, чаще всего своим тираспольским подопечным вы приводили в пример игру дортмундской «Боруссии» и донецкого «Шахтера»…
— В то время доминировали «Челси», «Интер», «Барселона». Разбирал игру и «Боруссии» с «Шахтером». Ставил в пример действия лондонского «Арсенала» или миланского «Интера» времен Роберто Манчини.
Каждый раз подходил к подготовке к следующему матчу по-разному. Порой лучше показать футболистам отрезки совсем другой игры, без участия ближайшего соперника, но у которого есть схожие черты с приведенным образцом. На основании такого анализа и может проходить подготовка к очередной встрече.
— Поговорим немного о жизни вне футбола. Знаем, что вы неравнодушны к Одессе. Это правда?
— Да, очень люблю этот город. Часто езжу отдыхать в Одессу. Там есть море, а где вода — всегда жизнь бьет ключом.
— Говорят, вы большой ценитель театра…
— К сожалению, в театр хожу крайне редко. В Краснодаре пару раз попадал на гастроли одного московского театра. На Украине дважды ходил на спектакли и концерты.
— Кому отдаете предпочтение в музыке?
— Люблю послушать Хворостовского, наслаждаюсь творчеством Григория Лепса. Не так давно был на одном из концертов последнего, и мне очень понравилось. Душевно поет человек, с любовью к искусству.
— Как помогает жена? Может, дельные советы дает с женской точки зрения?
— Столько всего мы прошли вместе, хорошего и плохого. Особенно в лихие девяностые. Это не передать словами. В общем, всякое случалось.
Например, это Людмила настояла, чтобы я поехал в Тирасполь. До последнего сомневался, чуть ли не из поезда выходил, но жена в последний момент уговорила не пороть горячку и поехать. В итоге она оказалась права, потому что именно в «Шерифе» произошло мое становление, как тренера.
Где бы я ни работал, супруга всегда находится рядом. Она у меня по образованию архитектор, человек очень творческий. Увлекается, к примеру, вышивкой картин.
— Как поживает сын Алексей, дважды становившийся при вас главным снайпером чемпионата Молдавии (кстати, и по сей день Кучук-младший является лучшим бомбардиром «Шерифа». — Прим. «Газета.Ru»), поигравший в «Кубани» еще до вашего появления в Краснодаре, а сейчас осваивающийся в португальском клубе «Бейра-Мар»?
— У него все нормально. Вот сейчас гуляем вместе с семьей по набережным Авейру (португальский город на берегу Атлантического океана в 220 км севернее столицы Лиссабона — Прим. «Газеты.Ru»). Алексей — взрослый, самостоятельный человек. Он живет своей жизнью и для меня это главное. Без сомнения, горжусь сыном.
— Погода на отдыхе радует? Наверное, португальская зима — это нечто особенное?
— Да, идет дождь. Небо чуть светлее, чем сейчас в Москве, а температура в районе 12 градусов. Рядом бушует океан (вздыхает). Красота, да и только.
— Возвращаясь к футболу: летом 2011 вы подписали контракт с киевским «Арсеналом», который незадолго до этого приобрел известный бизнесмен, президент Всеукраинского еврейского конгресса Вадим Рабинович. Чем подкупил вас однофамилец персонажа популярных анекдотов?
— Кто близко знаком с Вадимом Зиновьевичем знают, что он очень мудрый и искренне любящий футбол. Помимо того, что просто уважаемый и заслуженный.
— К концу 2012 года «Арсенал» покинули оба титульных спонсора, что привело к разрыву контрактов со всеми ведущими игроками и главным тренером, который через восемь дней оказался в краснодарской «Кубани». Чем запомнился краснодарский период вашей карьеры?
— Время, проведенное на Кубани, это прекрасная страница в моей жизни. Краснодар впервые завоевал право принять участие в еврокубках. Это важное событие в истории клуба и города. Рад, что приложил к этому руку.
— Тему ухода из «Кубани» затронем лишь краем, чтобы не ворошить прошлое. Ходит много слухов на этот счет...
— Отвечу коротко: в мае 2013 года «Кубань» имела возможность пролонгировать мой контракт, но не сделала этого. На этом тема закрыта.
— Футболисты «Локомотива» в один голос называют вас харизматичным тренером, способным, с одной стороны, передать уверенность в собственных силах, а с другой, опустить с небес на землю, если возникнет необходимость. Как вам удается справляться с высокооплачиваемыми футболистами?
— Прежде всего, взаимоотношения строятся на уважении друг к другу. Будет оно — будет и все остальное.
— И все же, как заставляете себя слушать? Богдан Шершун утверждал, что стоит лишь Кучуку строго посмотреть в глаза — отпадает всякое желание спорить….
— Дело тут не во взгляде. Есть определенные требования, к которым как тренерский штаб, так и сами футболисты должны относиться с уважением. Это психология, тонкий момент.
— Не секрет, что ротация — один из главных принципов Кучука. Это мнение близко к истине или поиск наиболее оптимальных сочетаний — лишь один из инструментов познания возможностей команды?
— В ротации нет ничего сверхъестественного или необычного. По крайней мере, для меня. Она в любом случае должна иметь место, без этого никак. Что если вдруг человек встал не с той ноги или еще что случилось накануне матча?
Бывали случаи, когда изменения вносились перед самым началом встречи. Все зависит от состояния конкретного футболиста в день игры. Температуру или высокий пульс не скроешь. Отношусь к этому очень внимательно.
— Интересно ваше отношение к выбору капитана команды. Как происходит назначение — вашим решением или командным?
— Жизнь сама выдвигает лидеров на первый план, их всегда видно издалека. Обычно в моей практике капитана выбирали посредством командного голосования. Ребята самостоятельны в своем решении.
— Александр Самедов признался «Газете.Ru», что больше всего ему понравился матч против «Амкара». Мол, именно тогда удалось по-максимуму выполнить установку тренера. А вы в какой из 19 игр чемпионата России увидели тот «Локомотив», который хотели бы видеть всегда?
— Не хотел бы выделять какую-то конкретную встречу. Хочу отметить работу команды в целом. Матчи случались разные: хорошие и плохие. Что меня радует точно, так это заряженность на результат всех до единого работников клуба, будь то футболист, массажист, тренер, врач, администратор или президент. Это очень важно. Как только появляется разбалансированность между, например, тренерским штабом и футболистами, между командой и ее болельщиками, тогда результата не жди. Поэтому благодарен всем за взаимоуважение. Не только тем, кто является частью клубной структуры, но и тем, кто окружает «Локо». Вот почему важно установить добрые отношения между всеми неравнодушными к железнодорожной семье. Они все принимают непосредственное участие в достижениях команды.
— Расскажите немного о планах на будущее. Поговаривают, что «Локомотив» зимой может покинуть несколько игроков...
— Команда соберется после январских праздников в полноценном составе и начнет в плановом режиме подготовку к завершению сезона.