closer-popup
footboom
Авторизация пользователя на сайте footboom1.com
Вход через социальные сети
или
Забыли пароль?
Регистрация
closer-popup
footboom
Регистрация
Поля отмечены звездочками * обязательны для заполнения

Ваша відповідь збережена
Зробіть, будь ласка, прогноз для майбутніх матчів
successful

Спасибо!

Готово! Проверьте свою электронную почту, чтобы узнать о специальном предложении!
closer-popup

Михаил Фоменко: "Леоненко я не бил"

Михаил Фоменко: "Леоненко я не бил"
Источник фото:
Изменить размер a+ a-
1004
5

Наставник сборной Украины Михаил Фоменко рассказывает о своей тренерской карьере.

- Впоследствии украинские команды, главным тренером которых вы были, в чемпионате с киевским "Динамо" встречались, у руля которого Лобановский стоял, - какое-то общение с ним у вас было?

- В основном телефонное - по-другому уже из-за специфики не получалось: прилетели, сыграли - и на самолет. Как следует поговорить или в отпуске было возможно, или где-то при случае.

- В 83-м году, когда Валерий Васильевич вновь сборную Советского Союза возглавил, киевское "Динамо" его единомышленник Юрий Морозов принял, но, как многие ребята, при нем игравшие, мне говорили, как тренер, он был гораздо слабее, и команда начала пить. Почему, на ваш взгляд, Морозов не смог динамовским "кораблем" управлять?

- Ну, если бы я, допустим, непосредственно при его работе с ребятами присутствовал, какое-то мнение более точное у меня было бы, а так что можно сказать? Раз у человека не получилось, естественно, что-то причиной тому стало, потому что любой состав, любая команда, если она действительно сплоченная и с огромнейшей мотивацией, будет вперед двигаться. Если этого у футболистов нет, их надо к нужному состоянию подвести, объяснить людям цели, задачи поставить, заставить что-то предпринимать, какие-то рычаги включать. Видимо, это сделано не было - отсюда и результат.

Мне с Юрием Морозовым довелось поработать - в 90-м он ехал в Ирак национальную сборную возглавить и помощником меня пригласил, плюс я там багдадскую команду "Аль-Рашид" тренировал, которая основным поставщиком футболистов в сборную являлась.

Я раньше на месяц или полтора прилетел: он меня досрочно отправил, чтобы ознакомил игроков с направлением, в котором сборной идти предстоит. Тогда чемпионат мира в Италии проходил, и Морозов у Валерия Васильевича помощником был - потом приехал, мы совместно один или два сбора провели, и началась война - пришлось уезжать. Кстати, команда была неплохая - очень хороший подбор футболистов ее отличал и отношение к делу на должном уровне было. С дисциплиной никаких проблем не было, особенно после того, как пару человек в армию пригрозил отправить. У них же то война, то перемирие, а воевать - не в футбол играть...

- Интересно в Ираке было?

- Очень, потому что для меня это уже совсем другой уровень оказался.

- Саддама Хусейна видели?

- Видел, но общался в основном с его старшим сыном Удеем - именно он и федерацию футбола курировал, и спорткомитет, и команду мою "Аль-Рашид". (За Удеем Хусейном, который Иракскую футбольную ассоциацию возглавлял, закрепилась ужасная репутация. Иракские спортсмены, бежавшие на Запад, рассказывали: когда команда проигрывала, Удей "прописывал" футболистам порку дубинками, в нечистоты их окунал, приказывал с моста сбрасывать, заставлял ползать по раскаленному асфальту и бетонные стены пинать. Во время неудачного матча он подробные делал пометки, каким истязаниям каждого игрока подвергать стоит, и по окончании поединка провинившихся (нередко это была вся команда) отправляли в подвал здания Олимпийского комитета, где их ждали долгие дни измывательств. Согласно собранным показаниям, за последние годы в Ираке были замучены насмерть более 50 спортсменов, и почти ко всем смертям причастен сын иракского президента. - Д. Г.).

- Отношение к вам Удея Хусейна уважительное было?

- Да, вполне. Мне переводчик там помогал, который, кстати, в Киевском институте физкультуры учился, и, помню, пошли мы к Хусейну на первый прием. Удей нас усадил: вопросы, ответы пошли и, соответственно, перевод. Он у меня о чем-то спросил, я ответил и на переводчика посмотрел: а тот вдруг так потом покрылся, будто ведро воды на него вылили.

- От страха?

- Да, разумеется. Ну, собеседование закончилось, мы откланялись, и я к переводчику: "А что случилось-то?". Тот отнекивается: "Да ничего такого". - "Как ничего? - такой мокрый ты стал. Что Удей у тебя спросил?". Не отстал, пока правды не добился. "Он, - признался, - вопрос задал: "Почему тренер коротко отвечает, а ты переводишь длинно - у него мало слов, а у тебя много?". Кстати, уже на следующий день после первой игры с китайцами контракт я переподписал.

В первом матче мы их, по-моему, 3:0 обыграли, а китайская команда в этом регионе сильной считалась, и во второй игре тоже верх взяли: то ли 1:0, то ли 2:1 - не помню уже. Хусейн тут же меня пригласил... У меня контракт через "Совинтерспорт" был подписан по схеме: "один плюс два" (то есть тренер год отработать обязан, а потом, если руководство захочет, оно продлит его еще на два. - Д. Г.) и зарплата тысяч пять долларов, из которых, как обычно, мне...

- ...три тысячи...

- ...а две государству отдай. Он обо всем расспросил, я рассказал ему, как есть. "Ну, хорошо, - подытожил Удей, - подписывай новый контракт: "два плюс один", и зарплата в три раза больше будет, но все деньги себе забирай, я с "Совинтерспортом" договорюсь". Все, без проблем, но получилось, что мы всего полтора месяца там проработали из-за того, что папа его в Кувейт за нефтью пошел...

- ...не вовремя...

- Ну да.

"МЕШКОВ ДЕНЕГ В "ГУРИИ" Я НЕ ВИДЕЛ, НО С ФИНАНСИРОВАНИЕМ ПРОБЛЕМ НЕ БЫЛО"

- В конце 80-х под вашим руководством команда "Гурия" из Ланчхути - то есть даже не из областного центра, а из провинциального районного, который мало кто на карте Советского Союза мог отыскать, - в высшую лигу советского футбола вышла: беспрецедентный случай! В Грузии здорово вам работалось?

- Ну, конечно, а как это получилось? Сперва от Валерия Васильевича я в Чернигов ушел, где поработал два года в "Десне", потом в Кривой Рог меня пригласили - вроде же крупный промышленный центр, но когда я туда приехал, посмотрел, как люди футболом там занимаются, и начал где-то другое место искать. Правда, не я нашел, а меня: "Гурия" тогда в высшей лиге была, но уже игры, как говорится, сливала, и когда они в Днепропетровск (это от Кривого Рога близко) на матч приехали, там обо всем и договорились.

- Если не ошибаюсь, в селе под Ланчхути Эдуард Шеварднадзе родился?

- Да.

- Уважаемые грузины мне говорили, что в советское время "Гурия" очень богатой командой была: судьям, по слухам, мешки денег привозили - просто ставили и уезжали: это правда?

- Я этих мешков не видел...

- ...а чемоданы?

- Ну, с финансированием проблем не было, тем более кто из футболистов в "Гурию" поехал бы, если бы там так же, как в остальных командах, платили? Наверное, у ее игроков зарплаты были повыше, но я, где бы ни работал, не знал, сколько мои подопечные получают: меня это не интересовало. В то время там человек семь-восемь из Украины и России было.

- И хорошие игроки?

- Хорошие, а почему нам тогда не удалось в высшей лиге "Гурию" сохранить? Потому что тбилисское "Динамо" тоже из нее выпадало...

- ...и кто-то должен был собой пожертвовать?

- Вы правы - мне так и сказали, но через год мы уже за несколько туров до окончания чемпионата вновь в высшей лиге были, а потом Союз развалился, и гурийцы в ней играть отказались. Ну, не то чтобы отказались...

- ...просто свой чемпионат грузины организовали...

- ...и там уже неинтересно стало.

- Думаю, где бы вы ни работали после того, как перестали в киевском "Динамо" играть, все равно мечта одна была - вернуться в родной клуб главным тренером. Вы этот пост в 92-93-м годах занимали, которые жуткой разрухой всего и вся запомнились, - тяжело было?

- Ну, представьте: команда на высоком была уровне, а потом все развалилось, многие футболисты за рубеж уехали, а те, кто остались, по сторонам смотрели... Ну а всегда же, что бы ни было и кто бы ни работал, задача стояла одна...

- ...первое место...

- Естественно, а тогда (по-моему, "Динамо" уже во втором круге я принял) после первого круга киевляне на четыре или пять очков от "Днепра" отставали - значит, за короткое время надо было создать коллектив, который смог бы все негативные последствия преодолеть. Много, конечно, проблем было, но потихоньку, потихоньку, потихоньку...

- Главная проблема, как мне представляется, заключалась в том, что при первом президенте ФК "Динамо" (Киев) Викторе Безверхом игрокам и тренерам нечем было зарплату платить и люди уже несколько месяцев без денег сидели. Это правда, что если бы Григорий Суркис со своими партнерами тогда не пришел, команда могла просто существование прекратить?

- Да, и так сложилось, что смена президента плавно и безболезненно произошла, а мы в тяжелейшей гонке первое место заняли.

- В 93-м году "Динамо" в Лиге чемпионов легендарную "Барселону" под руководством Кройфа со счетом 3:1 побило, а ведь в "Барсе" тогда такие гранды играли, как Стоичков, Лаудруп, Ромарио, Субисаррета, Куман, Надаль, Гвардиола...

- Да, и кстати, даже сейчас "Барселона" плоды работы Кройфа пожинает, потому что он все снизу доверху там организовал и поставил, начиная с детско-юношеского футбола. Тот же Гвардиола оттуда...

- Сложно было ребят, которые вкуса больших побед не знали, на игру с "Барселоной" настроить?

- Их, наоборот, надо было успокоить - как мы говорили, мандраж должен быть таким, чтобы заставил их сделать на 100 процентов больше, чем они могут, и еще с погодой нам повезло: поле очень тяжелое было, не барселонское - так потихоньку все и сложилось. Могли бы и дальше пойти, но в ответном матче (4:1 в пользу "Барсы". - Д. Г.) немножко фортуна уже отвернулась: по-моему, Леоненко в один из моментов не забил, а реализовал бы ситуацию - и все!

- Почему же вы из "Динамо" ушли, что случилось?

- Ну, это вопрос не ко мне.

- Об этом потом жалели?

- Естественно - а как же? Покинуть команду, которая все время такие задачи ставит, - это серьезно, и чтобы не сожалеть, надо в такую же амбициозную уходить...

"В ГВИНЕЕ ПОШЕЛ Я К КОНСУЛУ, ДЕНЕГ НА ОБРАТНЫЙ БИЛЕТ У НЕГО ОДОЛЖИЛ... ПОДНИМАЮСЬ В САМОЛЕТ - НЕ ПУСКАЮТ: БАГАЖ УЛЕТЕЛ, А МЕНЯ С РЕЙСА СНЯЛИ"

- Вы сборную Гвинеи после этого приняли?

- Да нет - была у нас в Ровно команда, где я президентом стал...

- "Верес"?

- Да, но там всего, по-моему, тура три или четыре выдержал и уехал...

- ...после чего оказались в Гвинее...

- Я там немного пробыл... Отправился туда, потому что, действительно, это новое что-то - все-таки сборная, но когда прилетел и от аэропорта до гостиницы добирался, мне захотелось домой, потому что попал туда в сезон дождей, а это кошмар - картинка неописуемая... Начали работать, и тут у них как раз смена Кабинета министров произошла.

- Предыдущий съели?

- Не то чтобы съели... (Улыбается). Там же обычно как? Ротация по кругу: этого министра срок истек - его сменяет другой, в освободившееся кресло идет третий, на его место - четвертый, и пока они не перетасовались, я по предварительному контракту работал, который заключил еще здесь. Пару матчей мы провели - не помню уже, где играли... Рядом с ЮАР страна есть Ботсвана, тоже благополучная, и мы хозяев там, по-моему, 2:0 обыграли и вернулись с триумфом. Еще кого-то победили, гвинейцы довольны, слов нет: ну все, говорят, давай контракт подписывай, и тут мне из ЦСКА-"Борисфена" звонок. Вот и хорошо, думаю...

- По Африке вы немножко поездили?

- Полетал.

- Впечатление удручающее?

- Нет-нет, там, где играли, - европейский уровень жизни. Это как, допустим, из какого-то районного центра в Киев попасть. ЮАР очень богатая страна, в Ботсване тоже все высший класс, а в Гвинее мне не понравилось. Ну, разговор в местной футбольной федерации состоялся, пошел я к консулу, денег на обратный билет у него одолжил...

- Ужас какой!

- Поднимаюсь в самолет - не пускают, багаж улетел, а меня с рейса сняли.

- По распоряжению руководства?

- Ну да. "Что случилось?" - спрашиваю, а мне отвечают: мол, с визой у тебя непорядок. "Как? - удивляюсь. - Вот, смотрите, сроки все выдержаны - никаких проблем", а они: "Ну как же? Ты приглашен был по указанию самого-самого, и покуда он знать не будет, отпустить мы тебя не можем". Пришлось еще на пару дней задержаться.

- В чемпионате Украины вы возглавляли "Металлист", ЦСКА, запорожский "Металлург", "Таврию", и на протяжении почти 20 лет после вашей работы в киевском "Динамо", когда разговор о лучшем из действующих тренеров заходил, специалисты на одной фамилии неизменно сходились - Михаил Фоменко. Это правда, Америку я здесь не открыл, и когда именно вам предложили сборную Украины принять, в этом определенное торжество справедливости было, потому что прекрасному тренеру должное, наконец-то, воздали. У вас чувство какой-то сатисфакции, ощущение, что награда нашла героя, было?

- Нет, и я как-то никогда в претензии не был, ко всему всегда подходил реально... Вы же понимаете, что в этой жизни не все мы решаем, и жалеть о том, что может никогда не случиться, просто непродуктивно. Я в Харькове с "Металлистом" работал...

- ...и хорошо работали!..

- ...мне один из членов исполкома Федерации позвонил и сказал: "Мы хотим, чтобы сборную ты возглавил, - согласен?", а тогда в исполком все руководители областных Федераций входили. "Вы мне такое предложение делаете, - говорю, - но есть же президент федерации - как я могу на вопрос ваш ответить? Да и вообще, - говорю (мне лет 50 уже было. - М. Ф.) - я еще для сборной пока не созрел, потому что... Потому что потому". Следующим уже руководитель мне позвонил...

- Григорий Михайлович Суркис?

- Ну, руководитель... "Раз ты не хочешь сборную тренировать, - сказал, - приедь и скажи это сам". Ну, поехал я, выступил и уехал.

- И наотрез отказались?

- Да - после этого с клубами дальше работал...

- Это что, характер такой? Почему не взялись?

- Я клубу "Металлист" был обязан - ну как его вдруг бросить? Если бы мне сказали, что вот у тебя там контракт, но мы эти проблемы решим, если бы условия перечислили, как это обычно делается, а так разговор ни о чем был, и какой же в нем смысл?

То, что недавно произошло, тоже для меня было сюрпризом, потому что когда Анатолий Коньков президентом Федерации футбола Украины был избран, я комитет национальных сборных там возглавлял, а их, на всякий случай, 16 и для главной команды федерация иностранца искала.

- Долго причем...

- Одна кандидатура рассматривалась, другая, третья, то человек хотел, потом перехотел, то приехал, но не договорились, наверное, о чем-то, и он уехал, и когда все вдруг случилось (за кандидатуру Фоменко члены исполкома ФФУ проголосовали единогласно. - Д. Г.)... Многие ваши коллеги вопрос задавали: "Как же так?

Человек аж три года не работал - и как это все потянет?". Такое впечатление, будто я каким-то другим делом заниматься ушел, не футбольным (пожимает плечами), а с другой стороны, ситуация критическая была: команда после ничьей с Молдовой и поражения от Черногории пятое место занимает, задача стоит на чемпионат мира выйти, и это еще терпимо, если бы какое-то время в запасе было, а его нет, надо на марше все исправлять. Пришлось впрячься...

"ПОРЯДОК БЬЕТ КЛАСС"

- Почему же под вашим руководством сборная заиграла? Какие вы аргументы нашли, какие слова?

- А это благодаря ребятам произошло - они поняли, чего от них добиваются.

- То есть вы объяснили им, чего от них хотите...

- Не я хочу, а болельщики - ребята же сейчас немножко другие, чем раньше были...

- Профессиональнее?

- Да, и, что такое национальная сборная, уже понимают.

- Я интересную, наверное, для вас историю расскажу. Когда сборная под вашим началом одну победу за другой стала одерживать, очень влиятельный, приближенный к динамовскому руководству, человек мне сказал: "Я много лет говорил - именно Фоменко должен "Динамо" возглавить". С вами после ухода из киевского "Динамо" когда-нибудь разговоры на эту тему велись?

- Нет.

- А вернуться в "Динамо" хотели бы?

- Ну, вы же понимаете: это из области "если бы да кабы" - как я могу отвечать на вопрос, за которым никаких реальных моментов нет? Одно дело, когда предмет есть для разговора, и другое - когда он отсутствует.

- Когда матчи киевского "Динамо" вы смотрите, команды вашей молодости и, можно сказать, любви (а ведь любовь не проходит!), что-то внутри у вас екает, сознательно или подсознательно за динамовцев вы болеете?

- Естественно, - ну а как же? - и после произнесенных вами сейчас слов добавить уже нечего...

- Политика всегда: и в Ираке, и в Африке, и в Украине - на футболе так или иначе сказывается: с влиянием политической ситуации на возглавляемую вами команду вы часто сталкивались?

- Если такое случалось, сразу уходил...

- ...то есть случалось...

- ...потому что, если должно быть так, как хочет кто-то, пусть он за результаты и отвечает. В чем роль тренера состоит, если процессом он не управляет? Какой тогда смысл мне работать?

- Думаю, в мире очень мало есть тренеров, которых умными можно назвать: вы - это не комплимент, а констатация факта - из их числа. Человек, который анализировать привык, систему выстраивать и который знает, чего от футболистов требовать, а как бы тренерскую философию свою сформулировали?

- Есть старая формулировка: порядок бьет класс.

- Всегда или только в украинском футболе?

- Почти всегда.

- Что в футболе, на ваш взгляд, главное?

- Результат.

- Коротко, но емко, а теперь история в тему. Вы, как известно, неразговорчивы - вот описали испуг переводчика, который ваши слова известному своей патологической жестокостью сыну Саддама Хусейна Удею доносил, а я вспомнил, как недавно мы с Анатолием Бышовцем с Ринатом Ахметовым общались. Тот наше мнение о новом руководителе сборной Украины спросил, мы вас расхваливали, Бышовец вспомнил, как на выездах вместе с вами в одной комнате жил, а Ахметов сказал: "Мне Фоменко нравится помимо всего прочего еще и тем, что говорит мало". Это вот умение словами не разбрасываться врожденное или стиль поведения у Лобановского вы переняли, который тоже говорил мало, но веско?

- Тут, по-моему, все от человека зависит, но если слов избыток, они зачастую ни о чем и девальвируются, и вообще, мне разговорчивость не по душе. Мы же, особенно тренеры, всегда по результату своей работы, а не по красноречию, оценивались.

"ЛЕОНЕНКО Я НЕ БИЛ - ЭТО НЕПРАВДА"

- Опять параллель: Валерий Васильевич не только очень остроумным был (он своеобразным чувством юмора обладал), но и жестким, суровым. Вы тоже суровый и жесткий, во всяком случае, внешне - это ваши черты или под воздействием Лобановского приобретенные?

- Характер, как говорится, у каждого свой, и я не согласен, что Валерий Васильевич таким уж строгим и непримиримым был, - нет. Ну, когда надо, быть жестким приходится, а когда необходимости такой нет, какой смысл себя и других накручивать? - это же на здоровье прежде всего отражается.

- Лобановский когда-то обмолвился мне, что тренерский хлеб несладок. "Посмотрите на Робсона, - сказал, - еще недавно волосы его черными были, а сейчас он весь белый, седой...". Смотрю я на вас - вы тоже в последнее время поседели, у вас какая-то усталость в глазах появилась. Действительно нервная работа?

- Ну, естественно, потому что это прежде всего от человека зависит, от того, как он воспринимает все, пропускает ли через сердце. Чтобы командой я мог управлять и прогресса ее добиваться, надо все чувствовать, знать, а это, учитывая то короткое время, которое нам, тренерам, на работу со сборной отведено, не так-то просто.

Только вдумайтесь: на подготовку к товарищеской игре двое суток дается, к официальной - четыре. Это требование УЕФА, и отсюда цейтнот: столько людей, с каждым общаться надо...

- Даже с глазу на глаз поговорить - и то время нужно...

- ...и в пять-десять минут тут не уложишься: у каждого семья, дела личные и профессиональные, прошлое и будущее, а если ты все это через себя не пропускаешь, никакой информации иметь не будешь.

- Вы с футболистами говорить по душам, один на один, любите?

- Ну, разумеется.

- О чем же, как правило, беседуете, когда в комнате вас двое?
- Во-первых, зачастую какая-то ситуация существует, которую обязательно обсудить надо, а во-вторых, есть профессиональные, семейные вопросы или проблема, которая именно сейчас, вот сегодня, у игрока обострилась. Никаких заморочек особых, тайн - обычные темы, такие же, как у вас, когда со своей журналистской командой общаетесь.

- Возвращаясь к нервной работе... Эдуард Малофеев, например (когда я с ним интервью делал, он меня просто потряс, потому что периодически вскакивал, даже стихи читал), признавался мне, что во время матчей бил порой ногами прямо по лавкам - эмоции так выплескивал. Вы, мне кажется, все в себе держите, а измениться чуть-чуть не пытались?

- У меня все наоборот. Сначала, как и у него, - то же самое было, а потом потихоньку, по мере того, как опыт накапливался - жизненный и профессиональный, - все это уходило.

- Помню, Константин Иванович Бесков в кепочке на трибуне сидел, и лицо у него такое безмятежное было - переживал он?

- Еще как, а потом приходил в раздевалку, кепочку снимал и...

- ...жару давал...

- ...такое выдавал, что... (Смеется).

- По поводу "жару давал" - многие авторитетные специалисты говорили мне, что Михаил Иванович Фоменко не только словом футболиста может одернуть, но и делом, а Йожеф Сабо, когда мы с ним когда-то Виктора Леоненко обсуждали, сказал: "Ну что я? - вот Миша Фоменко... да он его просто бил. Врезать Михаил Иванович может, и иногда даже думаю, что зря я их разнял: Фоменко ведь, если разойдется, - это же лев, стер бы Леоненко в порошок. Я не разрешил этого сделать и теперь сожалею..." - это правда?

- Неправда. (Смеется). Нет. Нет!

- С Леоненко вам нормально работалось?

- Ну как? Парень он сложный, но общий язык находить старались.

- А футболист талантливый?

- Конечно, и какой смысл на кого-то кричать, заморачиваться...

- ...столько сил тратить...

- ...если ты видишь, что прогрессировать он не будет, не способен на это? Зачем невозможного требовать?

- То есть Виктор умел?

- О, еще и как!

- В 75-м он мог бы в состав ваш попасть - ну хотя бы в запас?

- Ну, если бы у него характер немножко другой был, безусловно, если бы на 100 процентов себя реализовывал - без проблем.

- Мы о Лобановском, о Бескове, Малофееве говорили - эти люди очень точно умели на матч футболистов настроить - даже в перерыве могли сказать или, наоборот, не сказать что-то, что заставляло ребят на крыльях летать и добиваться успеха. У вас свои фирменные рецепты настройки ребят на игру есть?

- А тут трафарет невозможен - все от ситуации, различных моментов зависит, и когда это, повторюсь, через сердечко проходит, выстраивается само собой.

- Был какой-то эпизод яркий, когда команда проигрывает, вы в перерыве что-то футболистам говорите (или не говорите) и ход поединка меняется?

- Естественно - очень много таких случаев было.

- Наиболее яркий вспомнить можете?

- Ну вот отборочный матч чемпионата мира в Черногории, к примеру, когда Романа Зозулю удаляют и мы отправляемся на перерыв в меньшинстве, так и не открыв счет, а потом парни выходят и четыре сухих мяча забивают.

- Что в перерыве вы делали?

- С ребятами говорил.

- На каком языке, каким тоном?

- На футбольном. Нормально.

- Просто объяснили что-то?

- Совершенно верно.

- И слов, как всегда, было мало?

- Столько, сколько понадобилось, - как уже я сказал, мы можем и много беседовать, но когда ситуация этого требует.

"НИ РАЗУ В ЖИВОЕ СУЩЕСТВО Я НЕ ВЫСТРЕЛИЛ"

- Вы в свое время блестящим, одним из лучших в мире, защитником были, а кто сегодня на этой позиции для вас идеал?

- Идеалов сейчас немало, но вы же видите, что и они ошибаются, хотя ваши коллеги думают почему-то, что если лучшим игрока называют, от промахов он застрахован.

- Ну, человек же - не машина...

- Да, действующих всегда безупречно нет, а идеальные защитники есть. Возьмите английскую Премьер-лигу - их там столько же, сколько и клубов, возьмите Примеру испанскую - количество классных защитников там числу суперклубов равно.

- Был тем не менее кто-то, кем профессионально в течение всех этих лет вы восхищались?

- В мое время, конечно, - тот, чью команду в Суперкубке мы обыграли.

- Франц Беккенбауэр?

- Точно. Вы спрашивали: все ли в футболе уметь можно? - вот он и с мячом умел класс показать, и голова у него дай Боже работала! На различных позициях мог играть...

- ...и забить мог - вообще парень неслабый был...

- Да, у него все в комплексе присутствовало, а сейчас больше таких ребят стало, хотя, с другой стороны, они уже не такие, как Беккенбауэр.

- Кто из тренеров, из коллег по цеху сегодня вам нравится?

- Их тоже немало - перечислять можно долго.

- Английские, испанские...

- ...немецкие, а французов сколько появилось? Казалось бы, недавно сами в футбол играли, а уже хорошие тренеры, так что...

- Анекдот вспомнил: двое встретились, и один спрашивает другого: "Ты как расслабляешься?". Тот плечами пожал: "А я и не напрягаюсь". Вы, напротив, напрягаетесь, а как расслабляетесь?

- Смотря что под словом "напрягаться" понимать, а расслабляюсь опять же с тренерским штабом своим - собрались, поговорили...

- ...и расслабились...

- Естественно.

- Плюс охота, рыбалка?

- Нет, охота - не мое это. За лет, дай Бог памяти, 30 ни разу в живое существо не выстрелил - пульнуть только для того могу, чтобы зверя испугать, чтобы ушел он. На охоте отдых какой? Приятные люди все собираются: друзья, знакомые, то есть в первую очередь это общение, тем более зимой, где-нибудь на хуторе. Максимум раз за сезон выберешься, встретишься, а рыбалка - это немножко другой процесс: там душой отдыхаешь, потому что природа вокруг.

- Поймать что-нибудь такое, чтобы все ахнули, удавалось?

- О-о-о, по-разному бывало, но, во-первых, на реках, на море я никогда не рыбачил - в основном на прудах, а там карась, карп.

- В Сумской области?

- Да, а еще пару раз, когда "Гурию" тренировал, в Ланчхути. Там тоже свои пруды у людей были, а охота - это же еще и погода, и если хорошая стоит, красотища такая, что действительно восстанавливаешься, весь негатив выпускаешь.

- Известный певец и композитор Юрий Антонов рассказывал мне, что дома у него 45 кошек живет. Вы пока отстаете, у вас всего 12...

- Сейчас уже больше немножко. У нас под Сумами (не в дачном поселке, а прямо в селе) домик есть, я наездами в нем бываю: приехал, уехал, а жена жить там любит - где-то с конца апреля и до октября. Вся эта живность вокруг нее крутится, а когда в городскую квартиру в Сумах она возвращается, соседи приходят, ухаживают, время от времени мы корм им завозим. Так что только на улицу нашу въезжаешь, коты и кошки, которые обычно везде сидят: на деревьях, на крышах, заборах, - сразу сбегаются. Часик с ними пообщался - другим человеком себя чувствуешь.

"ВАША НА СЕГОДНЯ МЕЧТА?" - СПРОСИЛИ МЕНЯ, 17-ЛЕТНЕГО, И Я ОТВЕТИЛ: "ЗА СБОРНУЮ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИГРАТЬ"

- Понимаю, что вопрос очень тяжелый, но не задать его не могу. Несколько лет назад ваша единственная дочь Яна скончалась...

- 29 марта три года было.

- Что же произошло?

- Заболевание было - нелегко вспоминать об этом - быстротекущее. Обычно мое семейство все лето в селе проводило: сначала жена туда уезжала, а дочь в Киеве ждала, покуда внучка занятия в школе или институте закончит, и к ней присоединялась. В конце августа мы попрощались - никаких проблем не было, а в октябре из Киева мне звонят: приятель Яны сказал, что она обследовалась и врачи четвертую стадию диагностировали. Все внезапно случилось: ничего не было и вдруг такое, и как ни пытались мы эту болезнь побороть, не получилось - четвертая стадия шансов не оставляет.

- Вы до сих пор от утраты не отошли?

- А от этого не отойдешь никогда. Да, не отойдешь, и хотя говорят обычно, что время лечит... (Головой мотает, вздыхает). Многое можно возвратить (плачет), но только не это...

- Внучка сейчас на вас?

- Да, но она уже самостоятельная: работает, в гражданском браке живет. Кстати, ваши коллеги вспоминали ее недавно в связи с тем, что на матч сборной в Париж летала.

- И что, они в этом криминал усмотрели?

- Осуждали то, что Анатолий Коньков и Анастасию мою туда взял, которая в Федерации футбола работает, причем не только за зарплатой приходит - она там пыхтит. Ну, это такое дело - каждый у нас считает себя вправе других обвинять да судить...

- У вас очень интересная, на мой взгляд, судьба, полная ярких взлетов и жутких падений, связанных порой, казалось бы, с крахом надежд. Вы столько раз на вершину поднимались и столько раз с нее падали, но опять упрямо на нее взбирались. Скажите, моменты отчаяния, когда казалось, что уже все, смысла дальше жить нет, у вас бывали?

- Три года назад... Задумывался тогда: какой же смысл? - но надо было внучку поднимать. Самое страшное для человека, когда своих детей он хоронит, - после этого действительно, как вы сказали, мысли не очень хорошие посещают.

- Оглядываясь на свою футбольную карьеру в качестве и игрока, и тренера, вы понимаете, что все-таки, несмотря на выпавшие вам испытания, реализовались, отдаете себе отчет в том, что сбылось и продолжает сбываться то, о чем когда-то даже мечтать не могли?

- Да, безусловно. Я уже говорил, что первая мечта у меня была летчиком стать, а потом мячик увидел и желанием футболу себя посвятить загорелся. Когда из команды юношей в коллектив мастеров перешел - класс "Б" тогда еще был, - какие-то люди приехали (не журналисты - по-моему, из Киевского института физкультуры). Они опрос проводили, и один из вопросов такой был: "Ваша на сегодня мечта?". - "За сборную Советского Союза играть", - ответил я.

- Сбылось...

- Месяца два надо мной та-а-к ребята подшучивали, свои же: мол, как это? 17-летний пацан, а куда замахнулся, но видите, как получилось.

- Некоторые футболисты, заканчивая карьеру, очень хотят продолжать играть, пускай даже за ветеранов, другие, наоборот, говорят: все, хватит! Вы в футбол иногда играете?

- Где-то полгода назад перестал, потому что проблемы с суставами обострились.

- Профессиональная история...

- Это не то что мышцы - подлечили и восстановился: суставы не поправятся уже никогда, и, проконсультировавшись с врачами, решил заканчивать. Они посоветовали: давай лучше плавай.

- Тем не менее еще полгода назад играли в охотку?

- Регулярно, по воскресеньям в парке (многих из тех, кто это начинали, уже нет). Там площадочка, куда приходили - и до сих пор приходят! - в дыр-дыр играть, это себя в форме держать помогает. Тут тоже какой-то интерес есть, азарт: хочется не просто участвовать, а выигрывать, поэтому каждое воскресенье туда спешишь...

- Я очень благодарен вам за интервью - приятно беседовать с человеком, которого не только за его профессиональные заслуги уважаешь, но и просто по-человечески, а теперь последний задам вопрос. Многие футболисты, которые на высшем уровне уже не выступают, признавались мне, что футбол иногда ночами им снится, а вам?

- Мне, к сожалению, нет, потому что все у меня в жизни четко дозировано: ничего не зашкаливало, ни недобора не было, ни перебора. Ну и нормально - во всем мера нужна...

Популярные новости
Источник новости:
кнопка перехода
Оцените материал
Поделиться
Комментарии (5) Все комментарии

Отличная вьюха. Спасибо Михаил Иванович! Человечище!!!

і дарма , може б тоді з нього були люди

Чудове вю

Ответ на сообщение Чiжик

Отличная вьюха. Спасибо Михаил Иванович! Человечище!!!

И Тренерище!!!

Попереду відбіркові матчі на гейропу 2016. = суперники в групі досить рівні-= і фаворит гіспанія-= = ось тоді коли вийдемо з групи, щось можна буде говорити =- - наразі - ми лише глядачі мундіалю.

Оставить комментарий

Рейтинг букмекеров

Лента новостей

24 ноября
09:30
"Андерлехт" - "Гент". Анонс и прогноз матча
09:30
"Леганес" – "Реал". Анонс и прогноз матча
09:00
"Наполи" - "Рома". Анонс и прогноз матча
08:30
"Боруссия" (М) - "Санкт-Паули". Анонс и прогноз матча
08:30
"Ипсвич" - "Манчестер Юнайтед". Анонс и прогноз матча
08:28
"Манчестер Сити" проиграл пять матчей подряд впервые с 2006 года
08:21
Жюль Кунде: "Это была большая ошибка"
08:12
Ханси Флик: "Мы допустили слишком много ошибок, но это всего лишь одна игра"
08:00
"Осер" – "Анже". Анонс и прогноз матча
08:00
"Нант" – "Гавр". Анонс и прогноз матча
07:45
"Аякс" – "Зволле". Анонс и прогноз матча
07:15
"Севилья" – "Райо Вальекано". Анонс и прогноз матча
07:01
"Наполи" - "Рома": прогноз Sports Mole
06:42
"Баия" – "Атлетико Паранаэнсе". Анонс и прогноз матча
06:30
"Хольштайн" - "Майнц". Анонс и прогноз матча
06:00
"Торино" - "Монца". Анонс и прогноз матча
06:00
"Комо" - "Фиорентина". Анонс и прогноз матча
06:00
"Лилль" - "Ренн". Анонс и прогноз матча
06:00
"Саутгемптон" – "Ливерпуль". Анонс и прогноз матча
05:00
"Осасуна" – "Вильярреал". Анонс и прогноз матча
04:19
"Коринтианс" – "Васко да Гама". Анонс и прогноз матча
03:30
"Дженоа" - "Кальяри". Анонс и прогноз матча
01:19
Хосеп Гвардиола: "Мы еще не были в такой ситуации, но должны ее пережить и переломить"
00:47
Постекоглу: "В том, как мы обращались с мячом, чувствовалось спокойствие и зрелость"
Больше новостей
24 ноября
09:59
Кристиан Биловар: "Это не новая для нас схема. В три центральных защитника играли против "Ромы"
09:55
Роман Саленко: "Когда выходил на замену, то переживал"
08:56
Виктор Близниченко: "Учитываем сильные и слабые стороны "Кривбасса"
08:43
Мигел Кампуш: "Моя девушка плакала, не хотела ехать в Украину"
08:00
"Рух" – "Левый Берег". Анонс и прогноз матча
05:30
"Верес" - "Александрия". Анонс и прогноз матча
01:40
"Оболонь" – "Кривбасс". Анонс и прогноз матча
23 ноября
23:58
Генштаб ВСУ: Оперативная информация по состоянию на 22.00 23.11.2024
23:53
Бартол Франьич: "Следует гордиться командой после сегодняшней игры, особенно второго тайма"
23:39
Андрес Карраско: "Не думаю, что удаление нашего игрока повлияло на игру"
23:21
Виталий Буяльский: "Если выиграли – то правильная была тактика"
22:37
2 удара, 32 касания: оценки Виктора Цыганкова за 33 минуты матча против "Эспаньола"
22:29
Анатолий Трубин – в запасе на матч 1/16 финала Кубка Португалии
22:14
Марино Пушич: "В той или иной степени к ПСВ мы готовы"
21:27
Василий Кобин: "Мы хотели сыграть агрессивно, и где-то нам это удалось"
21:10
Пушич рассказал, позволит ли Судакову бить пенальти в Эйндховене
21:00
"Дай Бог ему удачи" - Ризнык об отраженных Паламарчуком 4 подряд пенальти
20:38
Чемпионат Украины. "Шахтер" – "Ингулец" 6:0. Видеообзор матча
20:32
Илья Забарный получил оценки за матч против "Брайтона"
20:16
15 касаний мяча, 11 точных пасов: оценка Зинченко за матч против "Ноттингем Форест"
20:09
УПЛ. 14-й тур. Уничтожение "Ингульца"
20:08
Артём Бондаренко выходит на первое место среди бомбардиров УПЛ текущего сезона
20:04
"Шахтер" - "Ингулец" 6:0. Капитанская повязка вдохновляет!
20:01
"Эвертон" – "Брентфорд": Миколенко и Ярмолюк получили оценки
Больше новостей
24 ноября
09:30
"Андерлехт" - "Гент". Анонс и прогноз матча
09:30
"Леганес" – "Реал". Анонс и прогноз матча
09:00
"Наполи" - "Рома". Анонс и прогноз матча
08:30
"Боруссия" (М) - "Санкт-Паули". Анонс и прогноз матча
08:30
"Ипсвич" - "Манчестер Юнайтед". Анонс и прогноз матча
08:28
"Манчестер Сити" проиграл пять матчей подряд впервые с 2006 года
08:21
Жюль Кунде: "Это была большая ошибка"
08:12
Ханси Флик: "Мы допустили слишком много ошибок, но это всего лишь одна игра"
08:00
"Осер" – "Анже". Анонс и прогноз матча
08:00
"Нант" – "Гавр". Анонс и прогноз матча
07:45
"Аякс" – "Зволле". Анонс и прогноз матча
07:15
"Севилья" – "Райо Вальекано". Анонс и прогноз матча
07:01
"Наполи" - "Рома": прогноз Sports Mole
06:42
"Баия" – "Атлетико Паранаэнсе". Анонс и прогноз матча
06:30
"Хольштайн" - "Майнц". Анонс и прогноз матча
06:00
"Торино" - "Монца". Анонс и прогноз матча
06:00
"Комо" - "Фиорентина". Анонс и прогноз матча
06:00
"Лилль" - "Ренн". Анонс и прогноз матча
06:00
"Саутгемптон" – "Ливерпуль". Анонс и прогноз матча
05:00
"Осасуна" – "Вильярреал". Анонс и прогноз матча
04:19
"Коринтианс" – "Васко да Гама". Анонс и прогноз матча
03:30
"Дженоа" - "Кальяри". Анонс и прогноз матча
01:19
Хосеп Гвардиола: "Мы еще не были в такой ситуации, но должны ее пережить и переломить"
00:47
Постекоглу: "В том, как мы обращались с мячом, чувствовалось спокойствие и зрелость"
Больше новостей
24 ноября
00:30
Нью-Йорк Сити - Нью-Йорк Ред Буллз: прямая трансляция матча
00:30
Жувентуде - Куиаба: прямая трансляция матча
00:30
Атлетико Гоияниенсе - Палмейрас: прямая трансляция матча
00:30
Ботафого - Витория: прямая трансляция матча
02:30
Сан-Паулу - Атлетико Минейро: прямая трансляция матча
05:30
Лос-Анджелес - Сиэтл Саундерс: прямая трансляция матча
12:00
Кремень - Яруд Мариуполь: прямая трансляция матча
12:00
СК Полтава - Металлист 1925: прямая трансляция матча
12:00
Виктория - ЮКСА: прямая трансляция матча
12:00
МФК Металлург - Диназ: прямая трансляция матча
12:30
Сивасспор - Касымпаша: прямая трансляция матча
13:00
Оболонь - Кривбасс: прямая трансляция матча
13:00
Визела - Оливейренсе: прямая трансляция матча
13:15
НЕК - Утрехт: прямая трансляция матча
13:15
Радомяк - Сталь: прямая трансляция матча
13:30
Дженоа - Кальяри: прямая трансляция матча
14:30
Мехелен - Беерсхот: прямая трансляция матча
14:30
Ян Регенсбург - Магдебург: прямая трансляция матча
14:30
Кайзерслаутерн - Айнтрахт: прямая трансляция матча
15:00
Осасуна - Вильярреал: прямая трансляция матча
15:00
Самсунспор - Аланьяспор: прямая трансляция матча
15:00
Коньяспор - Хатайспор: прямая трансляция матча
15:00
Альбасете - Тенерифе: прямая трансляция матча
15:30
Верес - Александрия: прямая трансляция матча
Больше новостей
24 ноября
09:30
"Андерлехт" - "Гент". Анонс и прогноз матча
09:30
"Леганес" – "Реал". Анонс и прогноз матча
09:00
"Наполи" - "Рома". Анонс и прогноз матча
08:30
"Боруссия" (М) - "Санкт-Паули". Анонс и прогноз матча
08:30
"Ипсвич" - "Манчестер Юнайтед". Анонс и прогноз матча
08:00
"Рух" – "Левый Берег". Анонс и прогноз матча
08:00
"Осер" – "Анже". Анонс и прогноз матча
08:00
"Нант" – "Гавр". Анонс и прогноз матча
07:45
"Аякс" – "Зволле". Анонс и прогноз матча
07:15
"Севилья" – "Райо Вальекано". Анонс и прогноз матча
07:01
"Наполи" - "Рома": прогноз Sports Mole
06:42
"Баия" – "Атлетико Паранаэнсе". Анонс и прогноз матча
10:15
Вестерло - Кортрейк: прогноз на матч
09:30
Уэска - Кастельон: прогноз на матч
09:30
Леганес - Реал: прогноз на матч
09:30
Андерлехт - Гент: прогноз на матч
09:00
Морейренсе - Порту: прогноз на матч
08:30
Боруссия(М) - Санкт-Паули: прогноз на матч
08:30
Ипсвич - Манчестер Юнайтед: прогноз на матч
08:30
Гурник - Пяст: прогноз на матч
08:15
Палермо - Сампдория: прогноз на матч
08:00
Фамаликан - Санта-Клара: прогноз на матч
08:00
Рух - Левый берег: прогноз на матч
08:00
Бешикташ - Гёзтепе: прогноз на матч
Больше новостей

404

Ошибка приложения