Корреспонденты «СЭ» поинтересовались у бывших защитников, кого они считают наиболее грубым игроком чемпионата, а также попросили вспомнить, как обстояли дела со злостными нарушителями в их времена.
- В последнем туре премьер-лиги было показано 8 (!) красных карточек. Чем можете это объяснить?
Александр БАБИЧ, защитник «Металлиста» и «Черноморца» 2000-х годов:
- Нужно отдельно рассматривать каждую ситуацию. В матче «Говерла» - «Ильичевец» вообще произошел уникальный случай. Честно говоря, не припомню, чтобы игрока удаляли за удар партнера. Во встрече «Волынь» - «Днепр», считаю, первого удаления вообще не было, а в игре во Львове на поле было такое напряжение, что, в принципе, не стоит удивляться тому, что арбитр показал три красные карточки. Я не скажу, что сейчас в футболе намного больше грубости, чем раньше. На мой взгляд, сейчас арбитры чаще показывают предупреждения. Раньше больше давали играть. С чем это связано? Наверное, лучше чувствовали игру. Сейчас в премьер-лиге много молодых арбитров, иногда они раздают карточки налево и направо.
Олег КУЗНЕЦОВ, защитник «Динамо» 1980-х годов:
- Почти все команды, за исключением первой и последней, борются за распределение мест в турнирной таблице. Идет бескомпромиссная борьба, в которой никто не хочет уступать. Отсюда и обилие штрафов.
Стефан РЕШКО, защитник «Динамо» 1970-х годов:
- На мой взгляд, в некоторых эпизодах у арбитров не было крайней необходимости показывать игрокам второе предупреждение. Но и футболистов не стану оправдывать: у многих проблемы с дисциплиной, не хватает мастерства, элементарных навыков при отборе мяча, как в верховой борьбе, так и внизу. Такое впечатление, что ради победы готовы убить друг друга. Неуважение к противнику, считаю, равносильно неуважению к зрителям. Хамское поведение не может не раздражать, а потом мы удивляемся агрессивному поведению фанатов. Кроме того, футболисты, наверное, думают, раз получают большие деньги, значит, все умеют. Это далеко не так Нужно постоянно совершенствоваться, искоренять вседозволенность и распущенность. Бывает, судьи ошибаются, но дело футболистов - играть, а не болтать. Для меня обращение к арбитрам просто возмутительно. Да, иногда можно о чем-то спросить, но лучше это делать с улыбкой, юмором - так и судьи к вам совсем по-другому будут относиться.
Сергей ФЕДОРОВ, защитник «Динамо» 1990-2000-х годов:
- Мне кажется, связано это с тем, что футбол стал более грубым. Некоторые игроки многое себя позволяют на поле, ведут себя неподобающим образом. Поэтому и много карточек. Не думаю, что арбитры стали судить как-то по-другому.
- Какой самый грубый фол видели в своей карьере?
Бабич: - Честно говоря, никогда себя не считал грубым игроком. Нужно понимать, что грубость и жесткость - это два разных понятия. Всегда старался играть жестко, но ни в коем случае не грубо. Хотя на заре своей карьеры, когда играл за дубль «Днепра», один раз сыграл действительно грубо. Помню, играли в Черновцах против «Буковины». В одном из моментов я пошел грубо на нападающего прямой ногой - разорвал шипами бутсы, нанес серьезную травму. Судья сразу же выгнал меня с поля, а потом мне дали четыре матча дисквалификации. После этого инцидента я больше прямую красную карточку не получал.
Кузнецов: - Кажется, в 1987 году в Мадриде мы проводили товарищеский матч с «Реалом». И нападающий мадридцев Хорхе Вальдано сломал ногу Ивану Яремчуку. За всю карьеру это единственный эпизод, когда я видел серьезную травму.
Решко: - В 1968 году я выступал за «Черноморец», и мы играли с московским «Динамо», на воротах которого стоял Лев Яшин. Он выходил на мяч, и как принято у вратарей, выставил ногу. Наш нападающий Василий Босый наткнулся на эту выставленную ногу и получил удар в почку. Босого унесли, сделали операцию. Выяснилось, что у него случился разрыв надпочечника. После этого он больше толком не играл. Но это единичный случай. В наше время было больше спортивного интереса, люди уважали друг друга. А победа любой ценой, которая сейчас культивируется, превратила футболистов в зверей.
Федоров: - Не могу сказать, что мне запомнился какой-то фол. Сам я старался играть корректно, но и без грубости тоже не обходилось. Бывают ситуации, что иногда лучше сфолить, и получить красную карточку, чем пропустить гол. Это можно назвать оправданным фолом.
- Кого на вашей памяти дисквалифицировали на самый длительный срок и за что?
Бабич: - Наверное, наибольшей была как раз моя четырехматчевая дисквалификация. Не помню, чтобы мои партнеры пропускали много матчей из-за грубой игры.
Кузнецов: - В моей практике я не помню такого. Насколько я слышал, интересную практику вводили в Англии, когда футболиста дисквалифицировали до тех пор, пока пострадавший не восстановится после травмы.
Решко: - Играл с Трошкиным, Фоменко, Матвиенко, но не помню, чтобы кого-то из нас дисквалифицировали больше чем на один-два матча. Знаете, я всю жизнь действовал в отборе, но почти за 300 матчей в чемпионате и Кубке СССР получил две желтые карточки. У кого из нынешнего поколения есть такие показатели? Сейчас не вижу, чтобы защитники держали нападающего, расставив руки или держа их внизу. Вместо этого прыгают с выставленным локтем, а потом уже играют головой. Нет чистых подкатов, бросаются сбоку, сзади с открытыми подошвами. Это о чем говорит? Просто-напросто в игроков не заложен необходимый набор технических навыков.
Федоров: - Честно говоря, никогда за этим не следил. У меня, кажется, за карьеру было всего две красные карточки. И, по-моему, даже не в официальных, а товарищеских матчах.
- Кто, на ваш взгляд, самый грубый футболист вашего времени и нынешнего?
Бабич: - Количество красных карточек не всегда говорит о том, что игрок - грубиян. Ведь «удалиться» можно не только за грубость, но и, скажем, за фол последней надежды или за две желтые карточки. Честно говоря, затрудняюсь назвать наиболее грубого игрока премьер-лиги. Когда я играл в «Металлисте» грубым футболистом считали Северина Ганцарчика. Он действительно играл достаточно жестко, но много карточек он получал и за разговоры с арбитрами.
Кузнецов: - Конечно, я самый грубый футболист прошлого! А сегодня со мной никто и близко не сравнится. Шучу. Не хочу ни на кого навешивать клеймо. Помню, в «Спартаке» выступал Юрий Ковтун, который всю карьеру провел с ярлыком «грубиян». Как он ни пытался играть, карточки получал систематически. Если брать наше время, может, более либерально судили, не наказывали за малейшее нарушение. Сейчас иная ситуация. Наверное, это и правильно, футбол стал быстрее, нужно беречь ребят.
Решко: - В киевском «Динамо» образца 1970-х годов грубиянов не было. А вот в московском «Динамо» играл крайний защитник, фамилию не помню, так он Олега Блохина хорошо встречал. В минском «Динамо» тоже защитники не давали развернуться. Но грубо никто не играл, жестко, плотно - это было. А сейчас даже полузащитники в центре поля прыгают сзади двумя ногами, или поступают подло, исподтишка. Этого я категорически не приемлю.
Федоров: - Сложно определить самого грубого игрока. Знаю, что у Сергея Симоненко достаточно много красных карточек. Но, насколько я помню, не все эти предупреждения были именно за грубость.