В Санкт-Петербурге представили нового главного тренера «Зенита» Мирчу Луческу. Румынский специалист дал свою первую пресс-конференцию в качестве наставника российского клуба.
— Здравствуйте! (по-русски — прим. ред.) Затем я хотел бы говорить по-румынски. Я очень рад, что сделал этот шаг и нахожусь в «Зените». Я считаю, что «Зенит», ЦСКА и, наверное, «Шахтер» — это самые сильные команды Восточной Европы. Уверен, что место «Зенита» — среди лучших команд Европы. Я принял очень сильный клуб с большими амбициями и богатой историей, традициями, титулами, причем не только в России, но и в Европе. В последнее время с клубом работали очень сильные тренеры — и Дик Адвокаат, и Спаллетти, и Виллаш-Боаш, и они оставили хороший след.
Знаю, что меня ждет тяжелая работа, знаю требования болельщиков. Но так как я обычно и говорю, я приехал сюда не на 2 года и еще 1, а приехал на много лет, чтобы добиться больших успехов и добиться новых титулов. Так, будто я хотел бы остаться здесь на 100 лет. Очень важно передать болельщикам уверенность в том, что клуб ждет хорошее будущее и новые титулы. Я пришел с большой уверенностью и энтузиазмом и не сомневаюсь, что все вместе мы решим большие задачи. Я имею в виду и работников клуба, и болельщиков, и вас, журналистов.
— Добро пожаловать в Санкт-Петербург, мы рады вас видеть. Два вопроса: назовите, пожалуйста, три шага, которые вы предпримите, приступив к исполнению своих обязанностей? Что вы собираетесь делать на посту? И второй — как изменится «Зенит» в игровом плане? Будет ли он играть в атакующий комбинационный футбол? И что изменится с точки зрения кадров? Приход новых игроков, возвращение Кержакова?
— Слишком много вопросов вы задали, оставьте что-то и другим! Первые мои три шага? Во-первых, я познакомился со всем руководством клуба, увидел всю инфраструктуру «Зенита». Во-вторых, мне очень приятно было познакомиться с Петербург. С «Шахтером» я был один раз, но мы видели мало — отель, стадион и все. А сейчас получил большое удовольствие, посмотрев на город. И третье — я подписал контракт. Это самое важное. Пока что это все контакты, которые были с клубом.
Что же касается с ситуации, то, к сожалению, из-за ситуации в Украине следить за ситуацией в чемпионате России возможностей было не так много. Ясно, что я видел матчи в Лиге чемпионов и отметил хорошее выступление, качество игроков — это сильные футболисты достаточно высокого уровня. Но все это я смотрел, еще не зная, что могу оказаться здесь. Поэтому, в первую очередь, мне важно познакомиться со всеми игроками. Я воспользуюсь тем, что многие находятся в сборных, и смогу увидеть молодежь, определиться с ними. Будет чуть больше, чем раньше, товарищеских матчей, чтобы я смог составить представление о каждом. В спаррингах гораздо лучше просматриваются качества игроков. Это позволяет мне подготовиться к другим матчам, и провести анализ, исключив ошибки.
Что же касается игры команды, то я тот тренер, которому нравится атакующий футбол. Все мои команды забивали больше всего мячей. Даже в сложных условиях мы с «Шахтером» побили рекорд результативности, забили 127 мячей, даже при том, что потеряли 6 игроков основы и провели на 8 матчей меньше, чем «Зенит». Но не будем сравнивать чемпионаты России и Украины. Здесь он более ровный, многие команды претендуют на места в еврокубках. Если сравнивать с Украиной, то там таких клубов три — «Динамо» Киев, «Днепр» и «Шахтер». Для того, чтобы привить команде атакующий футбол, нужно сильно работать, убедить игроков, что такой футбол им нравится и они должны получать удовольствие. А чтобы забивать много, нужна синхронность действий, автоматизм, комбинации, и это непросто. И если сложить все это, то, конечно, я за атакующий футбол, я сам от него получаю удовольствие. Естественно, многое будет зависеть и от наших оппонентов. Это очень важно, должен быть симбиоз: нужно убедить игроков в преимуществах атакующего футбола, но не забывать обороняться.
— Вы уже упомянули, что плодотворно работали много лет в «Шахтере». Вы посчитали, что ваша миссия там исчерпана и «Зенит» — это новый вызов? И предложили ли вы клубу потенциальный список новичков? Может быть, хотели бы взять кого-то из «Шахтера»?
— Вы напомнили только о «Шахтере», но я работал и в «Галатасарае», и «Бешикташе», и там тоже побеждал. Но, если честно, последние два года были очень сложными. У нас не было своей тренировочной базы, было только одно поле. Мы постоянно находились или в отеле или в самолете, летали за прошлый год больше 115 раз. Представляете, какая это нагрузка на всех, кто был с нами? И даже в этих условиях мы добились хороших результатов и в то же время поменяли структуру команды. Если раньше мы базировались больше на бразильских игроках, которые действовали в атаке, то перешли к украинцам — тем, кто теперь играет в сборной. И за спинами тех, кто уходил в ведущие клубы Европы, уже были те, кто готов был их заменить. Конечно, это было непросто. Конечно, и клубу нужно было что-то новое после 12 лет. У нас остались хорошие взаимоотношения с Ринатом Ахметовым и мы совместно решили, что и мне нужен новый стимул, и им нужно что-то новое. Не хотелось остаться в рутине, из которой потом было бы непросто выйти. «Зенит» — это новый вызов. И я хочу объединить всех вокруг себя идеей новой побед.
Что же касается игроков и приобретений, то пока я не познакомлюсь со всеми, кто уже есть в команде, то никаких шагов предпринимать мы не будем. Трансферное окно будет открыто еще долго, у нас есть время определиться, что нам нужно. Естественно, я буду прислушиваться и ко всем работникам клуба, причастным к этому, к их мнению, и потом коллегиально, все вместе, мы будем принимать решения, которые пойдут во благо «Зенита». Я не тот тренер, который приводит за собой игроков. Я люблю работать с теми игроками, которые уже есть, или с теми, которых клуб предлагает. Не люблю каких-то посторонних разговоров вокруг медиа. Порой медиа только и ждут интерпретаций.
— Во многих европейских топ-клубах главный тренер работает в тесном сотрудничестве со спортивным директором. Обсуждали ли вы какие-то кандидатуры или нынешняя ситуация устраивает? Не исключаете ли вы, что в этой роли в клуб может вернуться Анатолий Тимощук?
— У меня великолепные отношения с Тимощуком, это был первый трансфер из «Шахтера». До него наш президент никого не хотел продавать. Я помог ему этим трансфером. Это произошло после встречи «Зенита» и «Шахтера» в Марбелье. Адвокаат подошел и спросил, как можно было бы вам расстаться с Тимощуком, а мы бы его приобрели. Я ответил, что «Зенит» - большой клуб, и почему бы не попытаться это сделать. Прошло несколько недель, мы вернулись к этому вопросу. Он попал в «Зенит», но мы остались в великолепных отношениях. Не знаю, какое будущее его ждет. У него много предложений и в Украине, связанных с федерацией и сборной, но знаю, что он очень хотел бы работать в «Зените». А что будет в дальнейшем, предвидеть очень сложно. Он будет принимать решение после того, как закончится его контракт в декабре, но сказать, каким будет это решение, сложно.