Экс-наставник «Шахтёра» Мирча Луческу, который сейчас является главным тренером «Зенита», вспомнил свой период карьеры в донецком клубе. Румынский специалист дал развернутое интервью «Матч ТВ», FootBoom приводит самые интересные моменты.
- В чем, на ваш взгляд, секрет Жулиано? Он играет так, как будто всегда был в «Зените».
— Я знаю его со времен «Днепра». Он играл во всех сборных Бразилии — юниорской, молодежной, национальной. К тому же бразильцы всегда привносят в игру нотку фантазии и импровизации. Я лично приглашал его в «Зенит» и считаю Жулиано игроком номер один в этом чемпионате. Но уверен, что в дальнейшем он достигнет большего.
— Что самое важное в работе с бразильскими игроками?
— Конечно, меня, как и любого другого любителя футбола, не может не восхищать техника бразильцев. Но, если вспоминать «Шахтер», надо сказать о тех же Тимощуке, Мхитаряне и Чигринском. Это вопрос вложенного труда, а не национальности. У меня была возможность работать с игроками в достаточно юном возрасте, поэтому удалось воспитать их так, как я хотел. В Румынии у меня были игроки, которыми потом интересовались по всей Европе. В Италии то же самое было с Пирло.
Мои отношения с молодыми игроками — на уровне менталитета. Мне очень интересно ускорять процесс их взросления. Верю, что из-за этого меня и пригласили в «Зенит». Когда я взял команду, средний возраст игроков был 28 лет. Большие европейские команды предпочитают опытных футболистов, они могут набирать их со всех сторон. Команде среднего уровня необходимо 5-6 лет, чтобы провести обновление. Иначе может получиться, что некем будет играть.
«Зенит» тоже приглашал необходимых игроков, но через 5 лет они одновременно приблизились к рубежу в 29–30 лет. Очень важно сформировать стратегию, которая позволила бы иметь запасных, способных в любой момент вступить в игру и которых при этом не надо покупать.
Конечно, есть «Зенит-2», но они тренируются отдельно. Не так легко взять игрока из одной команды и за один день переместить в другую, более высокого уровня. Каждый игрок должен знать, что ему делать — и это речь не о его физических или технических способностях, а о ментальной адаптации.
В «Шахтере» у меня была именно такая система: мы могли потерять футболиста, но за спиной уже был другой. Обычно мы имели 3 линии игроков — не только бразильцев, но и украинцев.
— «Зенит» привык играть в Лиге чемпионов. У вас нет ощущения, что в Лиге Европы многим футболистам скучно играть?
— Мне так не кажется. Лига Европы важна так же, как и Лига чемпионов. Разница в том, что в Лиге Европы команды примерно одного уровня. В Лиге чемпионов есть 8 клубов, которые мы каждый год видим в четвертьфиналах. Случается, что одна-единственная команда из остальной Европы попадает в эту восьмерку и даже претендует на победу. У меня было такое с «Галатасараем» и «Шахтером». Остальным очень тяжело. «Зенит» тоже не проходил в четвертьфинал — максимум играл в 1/8.