Сейчас он улыбается. Шутит. Преспокойно сидит за рулем. Передвигается своими ногами. С помощью "клюки", правда.
Глядя на этого жизнерадостного человека, и не скажешь, что еще совсем недавно он испытывал страшные муки от болей в тазобедренном суставе. И так - на протяжении многих лет. Пока наконец не решился лечь на операционный стол. Из-за чего Юрий Гура, тренер "Александрии", пропустил практически все зимние сборы команды.
Худшее, признается, уже позади.
- Ваше отсутствие на тренерской скамье "Александрии" породило массу слухов...
- Да бросьте, какие слухи (улыбается). Прооперировал в Виннице тазобедренный сустав, с которым давно уже мучился, затем проходил курс реабилитации. Все достаточно серьезно, тут уж не до шуток было.
- Долго еще будете отсутствовать на рабочем месте?
- Даст Бог, в ближайших матчах уже буду в технической зоне - вместе с нашим штабом.
- Операцию вы перенесли очень серьезную. Подробностями поделитесь?
- Лет восемь мучился с правой ногой. Долго шел к тому, чтобы лечь на операционный стол. Спасибо товарищам, подсказали, куда стоит обратиться за помощью. Клиник много, а хороших специалистов - единицы. Поехал в Винницу, сделали по заказу французский протез "Дабл мобилити". Очень нахваливают это изделие, говорят, что смогу двигаться, уже не ощущая боли.
Особая благодарность профессору Владимиру Александровичу Фищенко, оперировавшему меня. Врач с золотыми руками. Только недавно вернулся с реабилитации - в Винницу уехал с двумя палочками в руках, вернулся с одной. Его заслуга.
- Сама операция долго шла?
- Часа два. Смутно помню, потому как меня сразу перевели в реанимационное отделение. На следующий день перевели в обычную палату, а еще через сутки заставили передвигаться с помощью ходунков.
- Когда встали за ходунки, почувствовали себя, небось, беспомощным старикашкой?
- Да нет. Когда взялся за ходунки, понял, что ожил уже. Самое сложное было после операции - ни встать, ни лечь. Полностью беспомощным себя чувствовал. Ничего не ел, а иначе как потом в туалет сходить-то?!
- Доподлинно знаю, что протез и операция недешево вам обошлись. О деньгах меньше всего думали - здоровье дороже?
- Да о чем вы говорите? Намучился за эти годы настолько, что уже меньше всего думал о цене вопроса. Только бы боль осталась в прошлом.
- Все восемь лет - в муках?
- Поначалу не ощущал боли, даже с ребятами по "Украгрокому" бегал в квадратах, но затем болезнь стала прогрессировать. Последние пять лет ходил только прихрамывая - уже было не до ускорений. Нисколько не жалуюсь, но порой боли такие были, что глаза на лоб лезли.
- Последствия могли быть плачевные, не обратись вы за помощью к врачам?
- Чтоб вы понимали - ездил в этом году в Киев, обследовали меня полностью, сделали снимки и оказалась, что одна нога короче другой на 3.5 см! Медлить уже было нельзя.
- Это все следствие старых травм, полученных в бытность футболистом?
- Думаю, что это профессиональная болезнь спортсменов. От нагрузок, падений... Точно такую же операцию в свое время сделали Мирону Маркевичу, Геннадию Литовченко - не мне одному, как видите.
- Я так понимаю, Гура-игрок не щадил себя, прилично наездился на заднице...
- Трусы всегда были в грязи. И часто - в крови. В подкатах стелился постоянно, не обращая внимание на качество газона.
- А какими они были, эти футбольные поля в начале 2000-х в Казахстане, где прошла большая часть вашей карьеры?
- Где сухое, где мягкое, где натуральное, а где - синтетическое. Перепады приличные. Стресс для организма. Плюс нагрузки сумасшедшие. Все это в комплексе, полагаю, и отразилось в дальнейшем на здоровье.
- В далеком Казахстане гоняли больше, чем в родной Украине?
- Не угадали. В "Александрии" по 3-4 тренировки в день проводили. Гоняли нас безбожно. Вечером приходили и падали замертво. Сил ни на что не оставалось.
- Карьеру вы завершили рано - в 31 год. Исключительно по причине травм?
- Болела спина, живот ныл. Доигрывал на уколах. Удовольствия никакого. Решил, хватит уродоваться, нужно ставить точку.
А как обнаружилась моя нынешняя болячка, хотите знать? Пошел лечить спину - девчонка молодая, врач, только из института пришла, посоветовала сделать снимок тазобедренного сустава. Удивился еще: зачем, дескать, мне делать снимок тазобедренного? Она настояла - ну что ж, подумал, быть по-твоему. И благодаря ее совету "всплыла" на поверхность проблема с моей ногой.
- Психологически были готовы к тому, что с карьерой футболиста покончено?
- Нет, конечно. Даже будучи тренером "Украгрокома", все никак не мог убить в себе футболиста - настолько сильно тянуло на поле. Недосказанность какая-то осталась...
- Когда поняли, что станете тренером? Что это ваша профессия?
- Не сразу. Подходил к этому не один год, повесив бутсы на гвоздь. О том, чтобы получить лицензию, вообще не думал. Попервой были другие планы - хотел в предпринимательство податься. Благо, какие-то деньги заработал за карьеру, однако, немного поразмыслив, пришел к выводу, что не мое это: чего-то там покупать, продавать и т.д. Какой с меня бизнесмен?
- Вашей первой тренерской командой был "Украгроком"...
- Начали мы с самых низов. Постепенно, шаг за шагом, добрались до первой лиги чемпионата Украины. Сергей Анатольевич Кузьменко (нынешний президент "Александрии". - Прим. авт.) вместе со своими сподвижниками создал хороший проект в Головковке, которым гордились его жители.
- Вам действительно жаль, что после обьединения с "Александрией" "Украгроком" перестал существовать как профессиональный клуб?
- Жалко - не то слово. Славные были времена. Забыть их я не в силах.
- Есть такое выражение: "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом". В будущем видите себя главным тренером какого-нибудь амбициозного клуба?
- Я нахожусь в лодке под названием "Александрия", плыву вместе со всеми к намеченным рубежам. Командные цели для меня выше личных амбиций. Хотя не скрою, что в будущем хотел бы поработать самостоятельно. Пока же набираюсь опыта - жизненного, тренерского... Одним словом, всему свое время.
Читайте также: Владимир Шаран: "Хочется освежить "Александрию" легионерами"